Андреевская церковь

Как это было

«Купола Андреевской церкви сделаны так, чтобы каждый из них напоминал царскую корону»

Игорь ОСИПЧУК, «ФАКТЫ»

01.09.2017 7:15 1606

Размер текста: Абв  Абв  Абв  

Ровно 250 лет назад был открыт один из самых красивых храмов Киева

— Место в Киеве, где находится Андреевская церковь, издревле считается священным, — говорит старший научный сотрудник музея «Андреевская церковь» Лина Янченко. — Это связано с преданием, записанным во времена древней Руси в летописи «Повесть временных лет» (XI век). В этой легенде говорится о странствовании первого ученика Иисуса Христа апостола Андрея Первозванного. В 40-х годах новой эры он проповедовал на землях, расположенных вокруг Черного моря. Существует гипотеза, что дойдя до Крыма, апостол со своими учениками основал первые на территории нашей страны пещерные монастыри (сохранился Инкерманский под Севастополем). Андрей в сопровождении христиан держал путь в Грецию, но когда добрался до места, где Днепр впадает в Черное море, построил с единоверцами лодку и поплыл с ними на север, вверх по Днепру. В один из дней христиане увидели живописные холмы. Заночевали на высокой круче. Утром туда пришли местные жители. От апостола они впервые услышали об Иисусе. После проповеди Андрей Первозванный поставил деревянный крест и предрек, указывая на окрестные холмы: «На этих горах воссияет благодать Божия, будет здесь град великий и воздвигнет Бог много церквей». Пророчество сбылось — на холмах возник Киев. А в XVIII веке на месте, где апостол прочел свою проповедь, была построена Андреевская церковь, ставшая украшением нашей столицы. Кстати, внутри этого храма есть внушительных размеров картина (ее вес без рамы — около 100 килограммов. — Авт.) украинского художника Платона Белоцерковца (1805—1880 годы) «Проповедь апостола Андрея». На ней один из персонажей, слушающих апостола, изображен с лицом Тараса Шевченко. Женщина на этом полотне в клетчатой красной юбке (плахте). У воина казацкие усы и сабля. Тем самым художник акцентирует внимание на том, что изображенная на картине сцена произошла на землях, на которых затем возникла Украина.


*Лина Янченко: «На День независимости Украины открыли отреставрированную лестницу и смотровую площадку церкви» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)

«Мариинский дворец и Андреевская церковь спроектированы как единый ансамбль»

— Андреевская церковь стала первой, которую построили на этом священном месте? — задаю вопрос Лине Янченко.

— До нее были другие. Все они назывались Андреевскими или Крестовоздвиженскими (в честь того, что апостол установил тут крест). Эти храмы были деревянными, а потому не очень долговечными.

Где именно на холме размещались каждая из этих церквушек, неизвестно. Но мы знаем, что в XVII и первой половине XVIII веков ландшафт этой местности сильно менялся из-за проводившихся здесь земельных работ. Одна из причин — череда российско-турецких войн. Киев готовили к возможной осаде турками — возводили вдоль города укрепления. На месте, где был построен шедевр барочной архитектуры — каменная Андреевская церковь, — находился насыпной оборонительный бастион.

— Пожалуй, все в Киеве знают, что храм на Андреевском холме приказала построить императрица Елизавета Петровна. Что ее на это подвигло?

— Эта история началась с большой любви. Однажды юная царевна Елизавета услышала, что кто-то из певцов придворной капеллы на удивление замечательно поет. Пожелала увидеть обладателя столь сильного баритона. Им оказался высокий чернобровый статный красавец Алексей Розум — парень из украинского села Лемеши на Черниговщине, который до того, как его взяли в придворную капеллу, был пастухом. Взаимное нежное чувство, вспыхнувшее тогда, Елизавета и Алексей пронесли через всю жизнь.

Елизавета сделала любимого фельдмаршалом, графом, одарила поместьями. Алексей стал носить «облагороженную» фамилию Розумовский. Однако о венчании не могло быть и речи — как пела Алла Пугачева, «жениться по любви не может ни один, ни один король».

Благодаря Розумовскому при императорском дворе стало модным пение колядок. Во многом под влиянием рассказов Алексея о своей родине Елизавета решила совершить паломничество по святым местам Украины. Это произошло через три года после того, как она заняла императорский престол — летом 1744 года. Тут следует сказать, что Елизавета была женщиной набожной, но при этом обожала светские развлечения. Могла, например, ночь протанцевать на балу, а утро смиренно провести в молитвах в церкви на литургии. Еще ей нравилось отправляться в паломнические поездки — можно и святыням поклониться, и мир посмотреть. Кстати, Елизавета Петровна отличалась любознательностью.

В Санкт-Петербурге сохранились камер-фурьерские журналы, в которых подробно описан каждый день жизни царицы: когда проснулась, чем завтракала, с кем встречалась, где бывала… Из этих журналов мы в деталях знаем о ее паломничестве в Украину, в частности то, что она взяла с собой царевича Петра Федоровича и его невесту — будущую императрицу Екатерину II.

В Киев Елизавета Петровна приехала 29 августа. Остановилась в Киево-Печерской лавре в покоях архимандрита (сейчас в этом здании размещен Музей декоративно-прикладного искусства). Две недели пребывания царицы в Киеве были очень насыщенными, ведь в его монастырях и церквях тогда хранилось большинство наиболее ценных православных святынь — все эти реликвии императрица хотела увидеть и поклониться им. Она раздала много денег на ремонт и восстановление церквей, решила, что еще неоднократно посетит наш город. И распорядилась построить здесь Киевский летний императорский дворец (сейчас он называется Мариинский) и домовую церковь семьи Романовых — Андреевскую. Тут следует сказать, что апостол Андрей Первозванный считался покровителем Российской империи, поэтому отношение к нему было особо почтительное.

— Рационально было бы разместить дворец и домовую церковь по соседству. Почему их построили на значительном расстоянии друг от друга?

— Место для дворца выбиралось с таким расчетом, чтобы он находился не очень далеко от главной православной святыни — Киево-Печерской лавры. Это было тем более важно, что императрице предстояло ходить в лавру пешком — как это положено паломнице. Приняли компромиссное решение: построить дворец примерно на полпути между домовой церковью и лаврой.

Церемония закладки Андреевской церкви состоялась за три дня до отъезда императрицы из Киева. Первый кирпич в основание престола этого храма положила Елизавета Петровна, второй — ее фактический муж Алексей Розумовский, третий — Киевский митрополит Рафаил Заборовский. Затем установили крест — в знак того, что на этом месте будет возведен храм.

Вначале проектировать дворец и церковь поручили архитектору Иоганну Шеделю (в Киеве он создал колокольню Киево-Печерской лавры и восстановил почти полностью сгоревшую колокольню Софийского собора. — Авт.). Считается, что Елизавета Петровна осталась недовольна его проектами дворца и Андреевской церкви, поэтому заказ на эти объекты передали Франческо Бартоломео Растрелли. Он приехал в Российскую империю, будучи юношей, в 1716 году вместе со своим отцом флорентийским скульптором Карло Бартоломео Растрелли. Они оба участвовали в строительстве Санкт-Петербурга, причем Бартоломео со временем добился большего признания, чем его отец, стал любимым архитектором Елизаветы Петровны.

Дворец и церковь на днепровских кручах он спроектировал как единый ансамбль. Интересно, что в Киев Растрелли ни разу не приехал.


*На одной из самых больших картин, размещенных в церкви, изображено, как апостол Андрей проповедует на холме, на котором затем была построена Андреевская церковь

«Храм проектировался как летний, поэтому в нем нет отопления»

— Строительство поручили одному из ближайших помощников Растрелли Ивану Мичурину, — продолжает Лина Янченко. — Церковь предстояло возвести на весьма проблемных перенасыщенных влагой грунтах. Мичурин, получивший инженерное образование в Голландии, применил новейшие технологии своего времени. Воду отвели в дренажные колодцы по деревянным трубам-рурам. На искусно уложенных фундаментах вначале был возведен массивный стилобат (основание) с помещениями внутри. Церковь построили на стилобате.

В те времена возникла легенда о том, что воды, некогда выходившие на поверхность холма, упрятаны под церковь и обязательно выльются, если в Андреевской церкви зазвонят колокола. Но их здесь нет.

— Почему?

— Предназначение колоколов в том, чтобы созывать народ на молитву. А эта церковь семейная, ее прихожан специально приглашать не нужно. Еще здесь нет отопления. Ведь храм создавался из расчета, что Романовы будут бывать в Киеве в теплое время года. Поэтому первая служба в нем проводилась на Пасху, последняя — в октябре на Покров. Затем церковь закрывалась до следующей весны.

— Как долго продолжалось ее строительство?

— Завершилось в 1762 году, но освятили церковь в 1767-м — в августе, на праздник Преображения Господня.

— Храм сохранился в первозданном виде?

— В основном, да. Без малого 100 лет он был лишен своего барочного убранства куполов. Это произошло из-за того, что в конце XIX века в главный купол попала молния и порядком повредила его. Ремонт выполнили с минимальными затратами — обили жестью и выкрасили в серый цвет. К счастью, в 1970-е годы во время ремонтно-реставрационных работ под руководством архитектора Валентины Корнеевой удалось разыскать в архиве венского музея Альбертина чертежи Андреевской церкви, которые Растрелли прислал ко двору императора Австро-Венгрии. Дело в том, что в пожилом возрасте архитектор остался не у дел — в моду вошел стиль классицизм, а Растрелли был мастером барокко. Ему пришлось искать заказы по всей Европе. Он рассылал чертежи своих прежних творений. Когда их копии оказались в руках киевских реставраторов, куполам Андреевской церкви вернули их первозданный вид: форму, бирюзовый цвет, позолоченный накладной декор. Купола сделаны так, чтобы каждый из них напоминал царскую корону. Со смыслом подобран цвет. Он такой же, как и цвет мундиров гвардейцев Преображенского полка, которые помогли Елизавете Петровне стать императрицей.

Среди шедевров Растрелли Андреевская церковь на сегодняшний день уникальна тем, что только в ней внутреннее убранство (иконостас, картины, кафедра для проповедей) сохранилось в первозданном виде. В других его храмах интерьеры сильно пострадали во время войны, значительную их часть пришлось делать заново по фотографиям, рисункам, чертежам.

Иконостас Андреевской церкви изготовлен в Санкт-Петербурге по проекту Растрелли. Кстати, ни один завиток в его убранстве не повторяется. В Киев иконостас доставили в разобранном виде. На колесном транспорте везти побоялись — чтобы тряска не повредила деревянные детали. Отправили зимой на санях.


*После того как в конце XIX века в Андреевскую церковь попала молния, купола обили жестью и выкрасили в серый цвет


*В 1970-х годах барочное убранство куполов церкви восстановили

— Когда планируется завершить реставрационные работы, которые сейчас проводятся в Андреевской церкви?

— На День независимости Украины были открыты после реставрации смотровая площадка, а также известная миллионам людей по художественному фильму «За двумя зайцами» лестница церкви.

Изначально эта лестница была деревянной, она прослужила около 70 лет, а затем (в 1844 году) вместо досок уложили чугунные плиты. Лестница покрыта ими по сей день. Реставраторы привели их в порядок и заново переложили гидроизоляцию, которая продлит сохранность плит на многие десятилетия.

Внутри храма продолжаются реставрационные работы. Когда они завершатся, сказать не берусь — все зависит от финансирования. После окончания реставрации каждый желающий сможет своими глазами увидеть великолепное внутреннее убранство бывшей домашней церкви царей.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter

Читайте также
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнеров

Загрузка...

- Получила зарплату и решила побаловать себя морепродуктами. Купила кильку в томате, морскую капусточку...

Версии