ПОИСК
Події

Киевлянин сергей чернявский изобрел гибридный автомобиль для малоимущих, потребляющий всего один… Литр бензина на сто километров пути

0:00 7 липня 2006
Інф. «ФАКТІВ»
Запас хода машины просто фантастический — на одном стандартном сорокалитровом баке топлива можно дважды съездить в Крым и обратно

Мобильный телефон автомобильного мастера из Киева Сергея Чернявского разрывается от звонков. Его разыскивает пол-Украины, люди звонят, чтобы узнать секрет машины, которая потребляет всего около литра бензина на сто километров пути! На счастье, Сергей не собирается скрывать свое ноу-хау. Приезжайте, смотрите! Более того, Чернявский уверяет, что каждый, кто более-менее знаком с техникой, вполне может переоборудовать свою машину по такому же принципу, как он переделал старенький немецкий «Трабант», превратив его в автомобиль-гибрид. Секрет машины Чернявского в том, что она ездит одновременно на бензине и электричестве. При желании ее можно и вовсе заряжать от розетки…

«Километр на этой машине обходится в шесть копеек»

Гостей Сергей принимает у себя в гараже, где хранит и другие автомобили. Ведь основная работа изобретателя — это так называемые кит-кары, точные пластиковые копии знаменитых гоночных авто, внешне неотличимые от своих прототипов, но имеющие менее мощные моторы от обычных автомобилей, например, Ford или Audi.

- Схема гибридного автомобиля, подобного моему, была реализована еще Карлом Бенцом в 1903 году, — говорит Сергей Чернявский, показывая свой знаменитый «Трабант».  — Никакого особенного ноу-хау здесь нет. По такому принципу работают тепловозы, подводные лодки. Все дело в том, что, заменяя бензиновый двигатель в автомобиле на электрический, его мощность можно уменьшить в пять-шесть раз! К примеру, моя гибридная машина с электродвигателем в 3,4 киловатта (это меньше пяти лошадиных сил.  — Авт. ) рвет с места даже с третьей передачи, и колеса при этом шлифуют асфальт! Ведь в отличие от бензинового двигателя у электромотора максимальный крутящий момент (сила, которая сдвигает машину с места.  — Авт. ) выдается практически сразу, а не при достижении высоких оборотов вращения. Иными словами, электродвигатель гораздо эффективнее использует энергию, а значит, и меньше ее потребляет. Поэтому подпитываться он может всего от нескольких батарей, которые, в свою очередь, подзаряжает обычный генератор, съедающий всего 800 граммов топлива за час работы! Я просто удивляюсь, почему никто раньше не догадался реализовать эту идею?

Изобретатель открывает капот «Трабанта» и дергает какой-то шнурок. Генератор — маленький бензиновый моторчик производства Honda, — затарахтев, оживает. Признаться, не очень удобно. Получается, перед каждой дальней поездкой владельцу гибрида придется открывать капот, чтобы завести генератор? Но Сергей уверяет, что в гараже стоит второй, «более прогрессивный», генератор, который может заводиться из салона нажатием на кнопку. Чтобы опробовать аппарат на ходу, мы садимся в автомобиль, который при похожих размерах куда удобнее и просторнее, чем наша «Таврия», да и отделочные материалы в нем получше.

РЕКЛАМА

- Чего удивляться, — говорит Сергей, — его ж немцы делали, а нашу — понятно кто…

Я замечаю, что из-под задних сидений выглядывают стоамперные аккумуляторы. Всего в машине их четыре. Ну да ничего, ездят же люди на метане с огромными баллонами в багажнике… Тем временем мастер нажимает кнопку, включая электромотор, поворачивает ручку переключения передач — и машина бешено срывается с места.

РЕКЛАМА

- Рвет как зверь, но «максималка» у нее всего 75 км/час, — поясняет Сергей.  — Правда, причина лишь в том, что мне достался такой электродвигатель. Если поставить немецкий, более высокооборотный, она вполне может ездить 100-110 км/час…

Мы делаем круг, мастер глушит генератор, но машина… продолжает ехать на запасенном в батареях электричестве.

РЕКЛАМА

- Батареи можно подзаряжать от электросети, — поясняет Сергей.  — Видите, под капотом обычная розетка. Но это лишь для поездок на близкое расстояние, до 50-70 километров. Зато полная зарядка всех батарей в этом случае обходится всего в 60 копеек! А запустил генератор — и езжай хоть до Одессы! Мы вот недавно в Полтаву съездили… Мощности генератора вполне хватает на подзарядку аккумуляторов и на работу двигателя. Но экономичность гибрида особенно проявляется в городе. На светофорах электромотор не потребляет энергии. Поэтому пробки гибриду не страшны. Стоите в тянучке — увидели по приборам, что аккумуляторы зарядились, и отключили генератор, чтобы зря не жрал бензин.

«Переделать «Таврию» в гибрид стоит около двух тысяч долларов, но затраты окупятся с лихвой в течение нескольких лет»

- А во что вам обошлось переоборудование «Трабанта»?

- Генератор в магазине стоил 1700 гривен, бэушный электромотор мне достался дешево — где-то за тысячу гривен (новый в магазине стоит около трех тысяч гривен). Аккумуляторы новые, из магазина — по 400 гривен штука… Многие детали сделал сам: нашел на свалке китайскую тапочку, отрезал у нее каблук — получилась «подушка» под движок. Конечно, и генератор, и батареи можно взять получше, но цель была сделать все как можно дешевле! Пусть «Тойота» строит свои гибриды и продает за 30 тысяч долларов! Мы этого себе пока позволить не можем. Нам надо подешевле. Короче говоря, по моим подсчетам, чтобы сделать из «Таврии» гибрид, используя только новые качественные узлы, нужно порядка двух тысяч долларов.

- Не многие владельцы «Таврий» отважатся на такие траты…

- Но зато пробег машины в городе будет стоить всего 6 копеек за километр. А если ездить на короткие расстояния, то есть использовать гибрид только как электромобиль, километр обойдется в… полторы копейки! Для сравнения: у бензиновой машины расход минимум 30 копеек на километр.

- Думаю, если переделывать «Таврию», можно ее бензиновый мотор не выбрасывать, а продать. Это окупит половину стоимости переделки… А во сколько, кстати, обходится обслуживание вашего гибрида?

- Аккумуляторы нужно менять раз в пять лет, как в обычной машине. Электромотор требует профилактики через десять тысяч часов работы (30-40 тысяч километров.  — Авт. ). Возможно, вам придется заменить щетки. Еще через пять тысяч часов (15-20 тысяч километров.  — Авт. ) нужно будет заменить подшипники. Не исключено, что потребуется замена мотора генератора. Я вот тут прикидывал (Сергей роется в бардачке, доставая пачку листочков с цифрами.  — Авт. ), что, проехав на гибриде за пять лет сто тысяч километров, придется потратить на его эксплуатацию, «за все про все», порядка тысячи долларов. Но ведь обычная бензиновая «Таврия» только топлива за это время сожрет на 25 тысяч гривен! А замена масла, фильтров! Если подсчитать, гибрид в пять раз экономичнее обычной машины!

- Что вас натолкнуло на изобретение этого самого гибрида?

- Как, что натолкнуло? Ты ценники на заправках видел? А вообще, идея сборки суперэкономичной машины пришла в голову зимой. Сидел я и думал: скоро весна, надо на чем-то на дачу ездить. А до дачи-то 15 километров! Машина для переделки у меня была — «Трабант» 1962 года… Поляки этот автомобиль называли «Помста Хонекера». Как он у меня появился — анекдот. Товарищ мой в 1992 году поехал в Германию за электроинструментом, товара набрал, а ехать не на чем: знакомые обещали его забрать, но не смогли — машина сломалась. Товарищ не долго думая пошел на стоянку, где продают подержанные авто. Так ему дали этот «Трабант» бесплатно! А муниципалитет еще и доплатил 50 марок, чтобы он вывез его из страны! Заправили ему полный бак бензина, дали новый аккумулятор — товарищ загрузился и уехал. А в Киеве продал мне автомобиль за… 50 долларов. И «Трабант» ездит до сих пор!

- Он такой живучий, потому что пластиковый?

- Это не пластик, это прессованная бумага на клею. Но этот бумажный кузов не пробьешь молотком! Ударишь что есть силы по капоту — молоток отскакивает назад. Кроме того, машина легкая. В «родном» исполнении весит всего порядка 480 килограммов.

Конечно, Сергей не спорит, что идея самодельного гибрида оптимально подходит лишь для малолитражки. Для автомобиля потяжелее понадобится более мощный электромотор, большее количество аккумуляторов, а это избыточный вес, и прощай вся экономия! Но изобретатель и не претендует на революцию в мировом автопроме.

- Я создавал машину, прежде всего, для пенсионеров, инвалидов. Например, человек решил съездить в соседнее село — навестить родных. Туда десять километров, обратно десять. Ему не важна скорость или кондиционер — ему доехать бы, и подешевле. Дорога на гибриде обойдется в 20-30 копеек, а на «Таврии» — в десять гривен! Так почему не выпускать такой автомобиль у нас в стране? Управлять им проще простого — коробка переключения почти автоматическая. Тут одной руки и ноги вполне достаточно. Конструкция гибрида простая, как велосипед, я машину собрал даже без чертежей. Все в голове держал! Уверен, китайцы просекут эту идею и через пять-шесть лет завалят нас такими гибридами.

Самое любопытное, что «машина Чернявского» отвечает экологической норме «Евро3», тогда как наши автопромышленники пока «героически» перешли только на «Евро2». Кстати, к изобретателю уже стоит очередь желающих переделать свои «Таврии» в гибриды. Что ж, через год-два станет ясно, как эти машины показали себя при длительной эксплуатации, и, возможно, тогда Сергею Чернявскому в самом деле удастся убедить народных депутатов создать программу развития национального гибрида.

Немцы в погоне за экономичностью возвращаются к пластиковым автомобилям?

Весьма любопытно, но создание «гибрида Чернявского» по времени совпало с презентацией нового детища компании Mercedes-Benz, известной своими ультрапередовыми техническими разработками. Немцы построили полноценный, но очень экономичный автомобиль, потребляющий всего 1,5 литра солярки на 100 километров. Причем свой Benz Bionic Car они сделали… пластиковым! За счет этого вес машины составил всего 450 килограммов, и 20-сильного дизельного моторчика вполне хватает, чтобы разогнать ее до скорости 160 км/час. Стоимость автомобиля 14 тысяч долларов. Для сравнения: гибридная украинская «Таврия» обойдется всего в пять тысяч «зеленых».

6274

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів