ПОИСК
Події

Мария дэви христос сменила белый платок на головной убор египетских фараонов, апостол петр стал господом, а кривоногов взял фамилию четвертой жены

0:00 10 листопада 2000
Інф. «ФАКТІВ»

«10 ноября 1990 года около половины первого дня более двадцати «белых братьев» под видом экскурсантов проникли в Софийский собор. Опрокинув ограждения, они взобрались на алтарь и окружили одну из своих «апостолиц», одетую в белый балахон. Служители Софии обратились за помощью к «Беркуту». В ответ на попытки выпроводить «антихристов» из храма Божьего на головы омоновцев посыпались проклятья. Завязалась драка. Фанатики взяли музейный экспонат -- плиту старинного фундамента -- и забаррикадировали ею боковой вход в алтарь. Когда же сотрудникам спецотряда удалось туда ворваться, «братья» и «сестры» стали срывать со стен огнетушители, засыпали порошком алтарь и пол собора. Использовали они огнетушители и в качестве дубинок, удары которых обрушивали на головы сотрудников милиции. В результате пострадали три охранника правопорядка. В ходе этих бесчинств около 40 членов «Белого братства» были задержаны. Всего же в этот день милиция нейтрализовала их около 60. »

(Цитата из одной из киевских газет)

«Когда я упал на пол, меня били сапогами по лицу»

Они сидят в редакции «ФАКТОВ». Вполне прилично, хоть и скромно, одетые молодые люди. Настроены несколько настороженно, но, по-моему, вполне доброжелательно. Ведется диктофонная запись.

-- С 1 по 10 ноября Кривоногов объявил декаду покаяния, -- говорит один из них (его духовное имя Апостол Марк, мирское он попросил не называть в печати). -- Верующие должны были очиститься от грехов, так как 24 ноября, по словам Кривоногова, состоится Страшный суд. В СМИ нагнетался слух, что «Белое братство» собирается якобы сжигать себя, бросаться с мостов. Все это была ложь. Мы хотели только молиться. Закон СССР, который тогда еще действовал на территории Украины, разрешал мирные собрания верующих при условии, что власти будут уведомлены за десять дней. Мы сообщили о готовящейся декаде покаяния более чем за год. Поэтому к ноябрю 1990 года в Киев со всех концов Украины были стянуты войска специального назначения -- «Беркут», ОМОН.

РЕКЛАМА

С 1 ноября площадь была полностью оцеплена войсками с бронетехникой. Десять дней подряд всех верующих, пришедших туда, зверски избивали и развозили по приемникам. В МВД была такая практика: любому подозрительному человеку задавали вопрос: «Вы верите в Марию Дэви Христос?». И пользовались тем, что истинно верующий не мог ответить «нет». В СМИ постоянно указывали три номера телефонов, по которым нужно было звонить, если увидишь проповедующих. Обещалось вознаграждение -- 30 тысяч купонов.

Утром 10 ноября кошмар продолжался. Попасть на площадь не мог никто. Единственным свободным от оцепления местом был, как ни странно, Софийсий собор. Мария Дэви Христос, Кривоногов и еще около 25 верующих вошли туда по билетам. Я был среди них. На суде нас обвиняли в захвате собора. Но ведь он был открыт как музей! Мария Дэви Христос действительно взошла на алтарь, как на самое святое место в храме, и начала проповедовать. Минут через десять в храме появились люди в штатском, вывели экскурсантов. Потом ворвались две роты спецназа. Нас стали травить слезоточивым газом, избивать резиновыми дубинками. Видите у меня шрам на губе? Когда я упал на пол, меня били сапогами по лицу.

РЕКЛАМА

-- Меня двое бойцов взяли за ноги, -- подхватил Игумен Фома, -- потащили головой по земле во двор, где уже поджидали автозаки. Отвезли в РОВД, а потом -- в городской спецприемник на улице Ремонтной, 7. На второй этаж в камеру меня тащили тоже за ноги, головой по ступеням.

-- Кстати, сотрудники милиции, участвовавшие в том побоище, получили премию -- по 30 тысяч купонов из рук директора одной оружейной фирмы, -- добавил Марк. -- Через несколько дней это награждение транслировали на всю страну. На суде десять двухметровых спецназовцев выступали в роли потерпевших, «избитых» белыми братьями. А еще 70 свидетельствовали, что «ничем не могли помочь» своим избиваемым коллегам.

РЕКЛАМА

-- Нас повезли в Сумы в арестантском вагоне, -- вступил в разговор третий собеседник, Ирадиакон Воамил. -- На каждой полке, верхней и нижней, сидели по четыре человека, и еще стояли в проходах. Среди задержанных попадались совершенно случайные люди, имевшие неосторожность проходить по Софийской площади. Одна женщина все время кричала: «Где мой ребенок?!» Когда хватали всех подряд, то разлучили ее с несовершеннолетней дочерью.

-- Оказавшись в заточении, мы начали голодовку, -- продолжает Марк. -- Это была единственная мирная форма протеста против творящегося беззакония. Мы говорили: как только нас освободят, мы сразу начнем есть. Но не тут-то было. Вместо этого Минздрав выпустил указ о принудительном кормлении задержанных. В спецприемнике в Сумах был такой инструмент (я очень хорошо его запомнил!) расширитель. Похож на плоскогубцы. Его вставляют в зубы, разжимают и заливают какую-то жидкость прямо в горло.

После 10 суток в спецприемнике меня по закону нужно было выпускать. Но моя мать договорилась, чтобы меня не выпускали, а отвезли на психиатрическую экспертизу в Павловскую больницу. Там первым делом искупали -- бросили в ванную, возле которой стояли ведра с хлоркой и мыльным раствором. Санитары, поочередно окуная веник в одно и другое ведро, хорошо прошлись по моему телу. Отвезли в реанимацию, где голого(!) привязали ремнями к кровати и накрыли простыней. За три дня в этой палате умерли несколько пациентов. Каждый раз мою кровать перевозили на место умершего. Силой, правда, не кормили -- до экспертизы не имели права. На следующий день после экспертизы, во время которой я три часа отвечал на вопросы врачей, мне объявили о выписке. Кстати, во время судебного процесса тогдашний главный психиатр Украины Олег Насиннык сделал заявление по ТВ, что ни у кого из шестисот обследованных членов «Белого братства» психических отклонений не выявлено.

«В Боярском спецприемнике меня подвешивали за руку, предлагая съесть тарелку перловки»

-- Преследование наших верующих началось задолго до декады покаяния, -- продолжает свой рассказ Марк. -- Великий Господь Мария Дэви Христос (вы можете в нее и не верить, Иисуса Христа сначала тоже никто не воспринимал серьезно) стала собирать церковь, которая имела большую популярность в народе. Это беспокоило православную верхушку, и следовательно, государство. Возникла организация «Порятунок», в которую вошли родители состоявших в «Белом братстве» «детей». Председателем «Порятунку» стала моя мать (мне тогда было 24 года). Однако фактическим организатором был сотрудник СБУ, которого с 1991 года я видел на всех проповедях. Проповедующих на улице «белых братьев» тащили в РОВД. Там били, завязывали в «ласточку» (когда руки пристегивают к ногам наручниками за спиной), обливали водой и выводили на мороз. Лично мне прижигали руки сигаретным окурком. Я могу назвать, где и кто.

-- В одном из киевских РОВД меня пристегивали наручниками к горячей батарее, -- сказал Воамил. -- В столичном спецприемнике запускали в камеру слезоточивый газ. Обрили наголо. Зачем-то фотографировали, повалив на пол. В Боярском спецприемнике подвешивали за одну руку к отопительной трубе, протянутой под потолком. Говорили: «Начни есть, и все твои мучения прекратятся». На столе стояла тарелка с перловой кашей. Вы представляете, что это такое -- человеку, находящемуся на четвертом--пятом дне сухой голодовки, съесть тарелку перловки? Любой врач скажет, что это верная смерть! Приезжал в Боярку какой-то генерал, совал «Сникерс» со словами: «Ну, перестань голодать! Неужели тебе не хочется «Сникерса»?

-- А на самом деле?

-- Чувство голода притупляется на третьи сутки. А вот пить хочется все время.

-- Вы были намерены идти в голодовке до конца?

-- Нет. Мы тогда уже поняли, что наша голодовка не остановит власти.

«Дисциплина в секте была жесткая, следили друг за другом»

Священники «Белого братства» утверждали, что исход судебного процесса был предопределен заранее. Насколько они были правы? У меня есть любопытный документ -- «Научно-практический комментарий к Уголовному Кодексу Украины», вышедший в свет в 1994 году. На странице 384 написано: «Если религиозное объединение (например, новоявленная секта «Белое братство») проповедует обряды, связанные с причинением ущерба здоровью граждан и жертвоприношения в виде самоубийства, то организаторы и руководители такого объединения будут отвечать по ст. 209 УК Украины. » (Эта статья предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет. -- Авт. ) В марте 1996 года руководителей «братства» осудили по ст. 209 УК Украины. Только еще добавили статью 187 5 (захват государственных зданий) и 187 7 (организация или активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих государственный порядок). По двум последним УК Украины также предусматривает не более пяти лет лишения свободы. Марина Кривоногова была приговорена к четырем, ее супруг Юрий Кривоногов -- к семи, а оказавшийся рядом с ними на скамье подсудимых Дмитрий Ковальчук -- к шести годам лишения свободы.

Рассказ «белых братьев» имел существенные противоречия с материалами судебного следствия 1993--1994 гг. Например, на судебном заседании свидетели утверждали, что членов организации морили голодом -- для того, мол, чтобы в случае надобности легче входили в голодовку. А сейчас ребята говорили, что еды было вдоволь, только вегетарианской -- круп, орехов, меда. На суде шла речь о вовлечении в секту несовершеннолетних, а «братья» утверждали, что среди них были только взрослые люди. Где правда, разобраться сейчас трудно.

И все же мне удалось поговорить с человеком, отошедшим от «братства» и никак не заинтересованным в его приукрашивании. Назовем эту девушку Леной. Сейчас ей 24 года.

-- Мне было 15 лет, -- рассказывает Лена. -- Я искала себя, искала какую-то веру, стержень, на который могла бы опереться в жизни. Люди в белых одеждах, проповедовавшие в переходах, показались мне честными, открытыми. Родители, воинствующие атеисты, восприняли мое увлечение в штыки. Тогда я сочла это испытанием веры. В 16 лет я ушла из дома, не говоря никому ни слова. В общем, я бы все равно ушла, даже если бы у меня были нормальные отношения с родителями. Но могла хотя бы иногда им звонить… Несколько девочек, среди которых была и я, ездили по разным городам, жили на квартирах у членов организации, проповедовали на улицах. Подавали нам много -- на эти деньги вполне можно было прожить. Ели хорошо, запрещалось только мясо. Дисциплина в секте была очень жесткая, следили друг за другом, то и дело приезжали проверяющие из Москвы. Нам все время твердили, что нужно быть мужественными, быть готовым пойти за «братство» даже в огонь. Когда проверяющая велела одному парню собрать вещи и уходить, поскольку он недостоин состоять в организации, он так переживал, будто помешался. Перед декадой покаяния нам приказали подтягиваться в Киев. Но стоило нашей компании оказаться в столице, как нас сразу забрали в милицию. Меня били дубинкой по лицу. Потом повезли в детский приемник, там возмутились: «Зачем вы нам ее в кровище привезли?» Милиционер отмывал меня во дворе из шланга…

Через три дня меня забрала мама. Мы с ней договорились -- если конца света не случится, я вернусь в школу. Месяц я не выходила из дома. Отогревалась душой и телом. Сказывались дни и ночи постоянной тревоги, что нас вот-вот поймают, трехдневная голодовка протеста в распределителе. По телевизору показали, как арестовывали Марину и Кривоногова. Раньше я никогда не видела их лица так близко. И вы знаете -- именно тогда, глядя на Марину, я разочаровалась в «братстве».

-- Почему?

-- Она нам все время твердила о любви, добре. А тогда я увидела, что у нее очень злые глаза…

«Мой сын хотел умереть за Марию Дэви Христос, а теперь она не замечает его на улице»

Знаменитый дом в Рыбном переулке столицы. Яблоко раздора, предмет особого внимания суда. Вместе с Анной Лаврентьевной Сидоровой, матерью одного из членов «братства», мы прогуливаемся вдоль высоченного бетонного забора.

-- Раньше забор еще выше был, -- рассказывает женщина. -- Шесть метров. Его потом солдаты наполовину разобрали. Боже, сколько ночей я провела тут на лавочке! Под этот дом бегали родители, устраивали дежурства. Боялись, чтобы Кривоногов не сжег наших детей.

Мой старший сын отслужил в армии, поступил в КИСИ. Собирался жениться, затеял ремонт в своей однокомнатной квартире. Однажды прихожу к сыну, а он дверь не открывает: «Мама, сюда нельзя. Здесь святые». Когда он меня все же впустил в квартиру, оказалось, что нет ни мебельной стенки, ни мягкого уголка, ни кухонного гарнитура. Все утащили.

Несколько месяцев спустя новообращенный «брат» в результате многоходовых операций с недвижимостью остался и вовсе без квартиры. А его кумир -- «живая богиня» -- стала владелицей симпатичного домика в Зализнычном районе Киева. На суде чета Кривоноговых публично пообещала расстаться с приобретением.

-- Оформим, говорят, на вас доверенность, и обменивайте его назад, как хотите, -- продолжает Анна Лаврентьевна. -- Но как бы не так! Я потом несколько раз приезжала в СИЗО, писала им. Недавно сын сам написал им письмо с просьбой вернуть квартиру, но тоже безрезультатно. Помню, как он, возвращаясь избитый из спецприемников, твердил: «Мама, молчи, я должен умереть за своего господа». А недавно встретил на улице Марину с ее теперешним мужем Дмитрием Ковальчуком под ручку -- они сделали вид, что его не узнали.

В тюрьме Марина сожалела о полушубке, который Кривоногов заставил сдать в пользу «братства»

Говорят, личность человека лучше всего проявляется в экстремальных ситуациях. Спустя два года после приговора суда, в апреле 1997 года, автору этих строк довелось побывать в женской колонии общего режима в Днепродзержинске, где отбывала наказание Марина Кривоногова. В зоне «богиня» вела себя лояльно: не проповедовала, вязала по четыре овощные сетки в день, рисовала стенды для оформления спален. Администрация была ею довольна.

Еще будучи в заключении, Марина несколько раз подавала заявления на развод. О супруге она отзывалась нелицеприятно:

-- Кривоногов всегда обращался со мной очень грубо. Он не давал мне ни копейки денег, хотя исправно получал за меня из кассы зарплату редактора газеты «Атма», издаваемой Институтом души человека, не позволял получать посылки от матери. Даже полушубок велел пожертвовать в пользу общины. Мое имя никогда в афишу не вносил. Вообще, он был уверен, что 10 ноября меня обязательно убьют, и все будет закончено. Вариант сухой голодовки был предусмотрен на случай, если все-таки мы останемся живыми. Десять дней я голодала, не ела, не пила. А Кривоногов сломался на третий день, попросил есть. Я расцениваю это как предательство. Он без меня -- ничто.

-- Что вы сделаете, когда выйдете отсюда? -- спросила я тогда «живую богиню».

-- Первым делом поеду к Петру. Я уже считаю его своим супругом. Небо обвенчало нас прямо на заседании суда.

Вскоре после встречи с Мариной мне разрешили встретиться и с Юрием Кривоноговым, отбывавшем срок в колонии усиленного режима в городке Сокиряны Черновицкой области. Приехав, я застала Кривоногова в ПКТ (помещение караульного типа), куда заключенных помещают в виде наказания за плохое поведение. По словам начальника колонии, с самого первого дня пребывания в колонии Кривоногов нарушал внутренний распорядок. Пел молитвы, жег целлофан для антуража, читал божественную литературу. Выполнял свою норму работы на каменоломне всего на пять--десять процентов. Чаша терпения администрации переполнилась, когда Кривоногов умудрился получить лишнюю съестную посылку, воспользовавшись именем другого заключенного. Именно за это его и упекли в ПКТ на четыре месяца. Огромного труда мне стоило уговорить начальника колонии выпустить его оттуда на часок, чтобы поговорить. Вот отрывки этой беседы.

-- Юрий Александрович, Марина говорит, что вы заставили ее в пользу «братства» сдать единственный полушубок…

-- Да, заставил. Но ведь и я ничего не имел, все отдал в пользу общины. Квартиру однокомнатную продал. Апостол Петр, кстати, поступил так же.

-- Марина считает, что, прервав сухую голодовку вскоре после ареста, вы ее предали.

-- Да, я принял пищу на восьмой день.

-- На третий…

-- Да?! Может быть. Но ведь она не знает, почему я это сделал. Мне сказали, что если я прерву голодовку, то мне разрешат короткое свидание с Боженькой, чтобы я смог ее убедить сделать то же самое. А мне так хотелось ее увидеть хотя бы на минуточку! Свидание дали. Но во время встречи она меня не слушала, а только ругала.

Пообщавшись с «богами», чьи имена вводили верующих в экстаз, я так и не поняла: как они смогли -- обыкновенная земная женщина, сожалеющая о полушубке, и побитый жизнью пожилой мужчина -- привлечь к себе такое огромное количество людей, готовых в случае надобности пойти за них на смерть?

«Мне стыдно за тот бред, который я писал. Хочу остаток дней провести в покое»

За несколько месяцев до истечения срока Марина Кривоногова была освобождена досрочно. Едва выйдя на свободу, «богиня» сняла запрет на употребление в пищу мяса. Возвела семейные союзы в ранг святости, оформила развод с Кривоноговым и вышла замуж за Дмитрия Ковальчука -- «Господа Иоанна Петра Второго». На свадьбе (»братья» показали мне видеозапись) на ней было белое платье до пят и прелестная шляпка.

Со мной Мария Ковальчук теперь уже встретиться не захотела. «Не известно ведь, какой направленности будет ваша статья», -- объяснил мне Марк. Но сказал, что Мария Дэви Христос и Петр живут в Киеве, иногда встречаются со своими прихожанами. Жители Рыбного переулка засвидетельствовали, что время от времени к дому с бетонным забором подкатывает «Тойота», из которой выходит «сама» с мужем.

Кривоногов тоже недолго оставался в холостяках. Через год после развода, еще будучи заключенным, он женился на юсмалианке. Это был четвертый брак в его жизни. При регистрации бывший пророк взял фамилию новой жены. Однако семейное счастье, похоже, вновь не сложилось. Вот что рассказала «ФАКТАМ» его нынешняя официальная супруга:

-- Первый раз в жизни я увидела его на суде. От него все тогда отвернулись, он был таким несчастным. Я стала навещать Юрия в тюрьме. В зоне ему приходилось очень тяжело -- все-таки он не бандит, не убийца. Его освободили на год раньше срока. Он явился домой, прожил сорок дней, объявил, что хочет развода -- и ушел. Обидно. Ведь сколько ездила, сколько передач перевозила! Знаю, что сейчас он живет в Киеве, работает на стройке. Но я с ним не общаюсь.

Вслед за Мариной Ковальчук «Белое братство» объявило Кривоногова Иудой. Остался у него один-единственный верный приверженец, некий Константин Лингурян, по сей день рассылающий по разным адресам открытки с угрозами и назначением новых дат грядущего конца света. Выйдя из тюрьмы, Кривоногов послал ученику письмо с требованием прекратить «творить зло». Вот выдержки из этого письма:

«Никакой я не «пророк», не «учитель», не «Иоанн Богослов» и все то, что ты на меня повесил. Я уже не молод и хочу остаток жизни провести и прожить в покое. Раньше в прессе часто писали, что я гипнотизер и экстрасенс. Все это, конечно, вздор. Я хочу сказать честно и прямо: «Я больше не верю в Марию Дэви Христос и никакого отношения к «Белому братству» не имею. У меня теперь совсем другая жизнь, другие взгляды. Мне стыдно за тот бред, который я в свое время писал. Но я за это уже отсидел. Я сожалею, что посадил в тюрьму ни в чем не повинных людей -- Марию Дэви Христос и Иоанна Петра Второго Ковальчука».

О «Иоанне Петре Втором» удалось узнать немного. Марк объяснил, что мне необязательно знать, чем Ковальчук занимался до вступления в юсмалианство. Это, мол, все шелуха, мирское и потому неважное. Сказал только, что у молодого мужа зеленые (такие же, как у Марии) глаза, и он преподает в «духовной академии «братства».

Живут «священники Вселенской Церкви», как объяснил Марк, подаяниями от прихожан. Летом возделывают огороды. Выращенные картошку, морковку и свеклу не продают, сами едят.

-- Мария Дэви Христос тоже трудится на огороде?

-- Ну что вы! В этом нет необходимости! Да если бы она и захотела, мы бы ее не пустили. Как это -- Бог будет работать на огороде?!

Вообще, если честно, у меня сложилось впечатление, что вся мужская часть юсмалиан немножко влюблена в прекрасную «богиню». А к прекрасному «апостолу» немножко ревнует. Гм.

«Бывшие «белые братья» не могут понять, как они поверили бредовым вымыслам самовлюбленной женщины»

Религиозное объединение «Вселенская Церковь Великое Белое Братство» сейчас находится вне закона. Благовестников, пытающихся проповедовать на рынках и возле станций метро, то и дело задерживает милиция. Несмотря на то, что документы на регистрацию поданы в управление по делам религий Киевской городской администрации два года назад, определенного ответа оттуда нет до сих пор. Начальник управления Андрей Ткачук высказался по поводу «белых братьев» очень осторожно:

-- Мы продолжаем изучать основы их религиозного учения -- смеси буддизма, христианства и кришнаитства -- для подготовки окончательного решения. Однако, честно вам скажу, я никогда не забуду страшную картину 10 ноября на Софийской площади. Эти застывшие, с остекленевшими глазами, лица молодых людей, ожидающих собственного вознесения на небо. Когда их задерживали, они отказывались называть себя. В районных отделениях милиции их фотографировали. Толстенные альбомы с этими снимками лежали в столичном ГУВД, в Киев со всех сторон СНГ съезжались родители -- искать своих детей. Среди задержанных попадались дети высокопоставленных чиновников, была даже дочь одного из российских губернаторов. А какое количество религиозной литературы было найдено в нескольких киевских гаражах! Тонны бумаги! Откуда они брали деньги? Они уверяют, что на пожертвования, но я до сих пор уверен, что вся эта затея финансировалась из-за рубежа. Поэтому, прежде чем регистрировать это объединение, нужно еще раз все взвесить.

Василий Сапига, в то время работавший в Государственном Комитете Украины по делам религий, заявил несколько определеннее:

-- В управлении по делам религий боятся брать на себя ответственность. Хотя я лично считаю, что в 1993 году шумиха вокруг них была сильно преувеличена. Люди тогда собрались просто помолиться, без всяких жертвоприношений. Сейчас члены организации ведут себя лояльно, публично отказались от провозглашений конца света, обязались не приводить детей на богослужения. Но общественное мнение сложилось против них.

Бывший член общественной организации «Порятунок» Станислав Подгородецкий:

-- Со многими бывшими белыми братьями я хорошо знаком. Это добрые, честные люди, многие из них уже имеют свои семьи, закончили школы, институты. Сейчас они вспоминают о прошлом, как о кошмарном сне, и удивляются, как поверили бредовым вымыслам самовлюбленной, властолюбивой женщины, страдающей манией величия и называющей себя то Евой, то княгиней Ольгой, то Еленой Рерих, то Матерью Мира, а теперь уже самой Божьей Матерью и … (по совместительству) Сыном Божьим -- Иисусом Христом. Уверен, что и те, кто сейчас называют себя «белыми братьями», когда-нибудь увидят, что рекламно-проповедническая деятельность, в которой они участвуют, выгодна лишь тем, к кому стекаются материальные средства под предлогом «на нужды церкви». И тогда откажутся от участия в спектакле, придуманном Мариной Викторовной Мамоновой-Цвигун-Кривоноговой -Ковальчук.

Сопредседатель Украинского Комитета «Хельсинки-90» Юрий Мурашов:

-- «Вселенская Церковь Великого Белого Братства Юсмалос» -- обычная религиозная община, такая же, как сотни других (в Киеве на сегодняшний день зарегистрированы 643 религиозные организации. -- Авт. ). Своей деятельностью она не нарушает закон, не имеет запретов в питании. Думаю, что их следовало бы зарегистрировать, согласно Закону Украины «Про свободу совести и религиозные организации», гарантирующему каждому свободу вероисповедания, а также следуя обязательствам нашей страны перед Советом Европы в области прав человека. Причем, зарегистрировать в рядовом порядке, не поднимая шума.

826

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів