Председатель национального банка украины виктор ющенко: «те, кто сегодня покупает доллары по завышенному курсу, могут остаться в проигрыше»
В предвыборной гонке, как известно, все средства хороши. Особенно хороши те, которые могут вызвать панику среди избирателей. Поэтому политики, не жалея сил, подбрасывают в предвыборное горнило все новые страшилки. Один из наиболее популярных объектов предвыборных заявлений -- гривня. Говорят, что выплаты долгов по пенсиям и зарплатам сегодня производят за счет эмиссии. Денежная масса в стране сильно возросла, и со дня на день должен произойти обвал национальной валюты.
Народ, в памяти которого еще свежи события августа прошлого года, беспокоится. Поэтому для того, чтобы прояснить ситуацию на валютном рынке страны, «ФАКТЫ» обратились к главному хранителю ключей от квартиры, где лежат украинские деньги, председателю Национального банка Украины Виктору Ющенко.
«Панические настроения порождаются в основном политическими событиями»
-- Виктор Андреевич, действительно ли в стране напечатано много денег и в ближайшее время курс гривни резко снизится?
-- Чтобы докопаться до правды и честно вести дискуссию -- а честность нам сейчас очень нужна -- обратимся к фактам. Начнем с того, что существуют две основные причины понижения курса любой валюты. Во-первых, центральный банк страны может произвести эмиссию -- увеличить количество денег в обращении. При этом нарушается баланс между спросом и предложением на иностранную валюту. Желающих купить становится больше и, естественно, курс национальной валюты падает.
Вторая причина -- психологическая. В стране может быть идеальная монетарная ситуация, но если люди в панике забирают свои деньги из банков и покупают на них доллары, то курс национальной валюты, естественно, падает. Просто потому, что на данном этапе граждане не верят в стабильность гривни. Центральный банк здесь ни при чем: панические настроения порождаются в основном политическими событиями.
А теперь рассмотрим ситуацию, сложившуюся сегодня в Украине. В первую очередь, ту самую денежную массу, о которой сегодня много говорят. Этим термином обозначают общее количество денег (наличных и безналичных), находящихся в обращении. По состоянию на 21 октября денежная масса составляла 20269 млн. грн. , 1 октября она была равна 20467 млн. грн. Таким образом, только в течение текущего месяца денежная масса сократилась на 198 млн. Поэтому сейчас создана тенденция не к падению, а к росту курса гривни. Так оно, в общем-то, и происходит -- на безналичном рынке гривня уверенно укрепляется.
С наличным курсом дела обстоят сложнее, так как количество наличных денег в обороте за последний месяц увеличилось на 260 млн. грн. (тогда как безналичных стало почти на 500 млн. меньше). В основном, за счет того, что активизировались выплаты пенсий, зарплат и стипендий (пенсионеры и студенты получили в октябре на 150 млн. грн. больше, чем в сентябре). Кроме того, вкладчики банков и частные предприниматели стали активнее обналичивать свои сбережения. И тут важно выяснить, как люди намерены потратить эти дополнительные средства -- понесут их в магазин или в обменный пункт, чтобы перевести в доллары. Понятно, что чем выше будет спрос на иностранную валюту, тем ниже цена отечественной.
Статистика и наши подсчеты (Виктор Андреевич привел мне их полностью. И хотя они слишком пространны и сложны, чтобы поместить их в нашей газете, но, верьте слову, очень убедительны. -- Р. В. ) показывают, что до обменных пунктов могут «добраться» не более 70 «лишних» миллионов. Это не сможет серьезно нарушить равновесие на рынке.
-- И все же, что служит причиной опасений людей, заставляет их забирать деньги из банков?
-- Скорее всего, неосторожные заявления, которые в преддверии выборов делают некоторые политики: о падении гривни, изменении порядка приватизации Поэтому сегодня правление Национального банка призывает всех политиков, средства массовой информации не сеять панику, не пугать людей.
Кстати, хочу предупредить и тех, кто торопится перевести свои сбережения в валюту, -- покупая сегодня доллары по завышенному спекулятивному курсу, вы можете оказаться в проигрыше.
-- Положим, успокаивать людей -- ваша работа. Так поступают руководители центробанков во всех странах. Но все же, если гривне грозила бы настоящая опасность, вы обратились бы к общественности с предупреждением?
-- Конечно. Я считаю, что мы обязаны давать народу только правдивую информацию. Люди должны нам доверять. Вот и сейчас мы не умалчиваем об оттоке денег из банков, хотя это не очень хороший сигнал.
А оттого, что информацию о действительном состоянии дел скрывают, бывает еще хуже. Наступает неожиданный резкий обвал. Как это произошло, например, в Мексике или Болгарии, где политические акции потихоньку финансировали за счет эмиссии.
«К расшатыванию гривни могут быть причастны предприятия, хорошо заработавшие на бензиновом кризисе»
-- Сегодня много говорят о конвертационных центрах, которые занимаются покупкой и переводом валюты за границу. Зачем совершать незаконные операции, если гривня практически свободно конвертируется?
-- Гривня конвертируема только по текущим операциям. То есть если валюта нужна для покупки товара за рубежом. Просто переводить гривню в доллар не разрешается. Банковская же система обязана следить за тем, чтобы не допустить безосновательной конвертации. При совершении каждой операции по переводу денег за границу банк требует предъявления документов, подтверждающих тот факт, что речь действительно идет о приобретении товара. Впрочем, некоторые обходят это препятствие. Наиболее распространенный способ -- подделка таможенной декларации. Проверка ее подлинности -- процесс сложный и длительный. А банк должен перевести деньги сразу. После чего они идут на конвертацию. Потом вернуть средства уже практически невозможно.
Причина подобных злоупотреблений кроется, на мой взгляд, в нашем излишне либеральном законодательстве. Практически любое предприятие, регистрируя свой устав, может внести в список видов деятельности внешнеэкономическую деятельность. И это является основанием для того, чтобы на следующий день банк открыл предприятию гривневый и валютный счета. Благодаря либерализму становится возможной такая схема конвертации, при которой предприятие открывается на три дня, проводит несколько операций по переводу денег и закрывается, даже не успев попасть в поле зрения налоговой инспекции.
В связи с этим НБУ выступает за то, чтобы перекрыть пути незаконному оттоку валюты. Сейчас мы работаем над тем, чтобы предоставить банкам право на логический анализ производимых операций. Например, если крохотная, едва возникшая, фирма вдруг начинает осуществлять крупные экспортно-импортные операции, не соответствующие ее экономическому потенциалу, то к ней нужно отнестись повнимательнее. Кроме того, мы готовим рекомендации по работе с иностранными банками, склонными к сомнительным операциям.
Совместно с таможней и налоговой администрацией мы создаем единую информационную систему, которая позволит ужесточить контроль над финансовой дисциплиной.
-- На прошлой неделе вы сделали сенсационное заявление о том, что недавнее кратковременное падение курса гривни вызвано «атакой» иностранных банков.
-- Не только их. В данном случае банки работают только как операторы. Они получают свои комиссионные и заинтересованы лишь в том, чтобы осуществлялось побольше операций.
А чтобы выяснить, кто может быть причастен к расшатыванию гривни, нужно определить, кому на тот момент поступали наиболее крупные массы денежных средств. Скорее всего, речь идет о предприятиях, которые хорошо заработали на бензиновом кризисе и теперь хотят уклониться от уплаты налогов и перевести гривни в валюту. А также о теневом секторе экономики. Опасаясь предсказываемого некоторыми политиками падения курса гривни, они спешат перевести свои средства в доллары. В результате курс гривни несколько снизился, но был быстро восстановлен.
«Я убежден, что стабильность гривни можно будет сохранить»
-- Наиболее тяжелые испытания на долю гривни выпали в августе-сентябре прошлого года. В основном они были связаны финансовым кризисом в России. В будущем году у соседей состоятся выборы президента, в связи с чем возможны новые финансовые потрясения. Насколько сегодня наша экономика защищена от неприятностей, случающихся в России?
-- Российский кризис сильно отразился на украинской экономике из-за того, что очень большая доля нашего внешнего товарооборота приходится на эту страну. Поэтому ослабить это влияние можно только путем диверсификации экономической политики. Чем больше будет у Украины экономических партнеров в других странах, тем меньше мы будем зависеть от неприятностей у соседей.
Мы в этом отношении сегодня находимся в гораздо лучшем положении, чем в августе 1998 года. Мы уже не так сильно зависим от торговли с Россией. В то же время укрепились связи Украины со странами Европейского союза, Латинской Америки, Азии. Завоевываются рынки, которые раньше не были для нас традиционными. Кроме того, за первые шесть месяцев нынешнего года нам удалось сократить импорт на 34%. Это существенно снижает зависимость Украины от других стран.
В последнее время уверенно растут объемы добровольной продажи валюты. То есть экспортеры считают, что им выгоднее держать гривню, чем доллары. А это значит, что для ее падения нет никаких предпосылок.
-- Кстати, по поводу расширения сферы использования гривни в международных расчетах. Многие иностранцы, приезжавшие в Украину отдохнуть, были шокированы тем, что на границе у них конфисковали наличные гривни, приобретенные абсолютно законно в банках своих стран. Едва ли это служит повышению авторитета нашей валюты.
-- Сейчас мы обратились в Таможенный комитет с просьбой повысить квоту ввоза и вывоза наличной гривни.
-- В проекте бюджета на следующий год заложен среднегодовой валютный курс на уровне 5 грн. за доллар. Многие законодатели выражают сомнение по поводу того, что национальную валюту можно будет удержать на этом уровне. Каково ваше мнение по данному вопросу?
-- Мы сегодня не вступаем в дискуссию относительно курса гривни в 2000 году. Он зависит от того, каким будет бюджет, насколько удастся сбалансировать доходы и расходы государства. Минфин предложил свой вариант финансовой модели 2000 года, в котором вышел на курс 5 грн. за доллар. Однако этот бюджет должен еще пройти через парламент.
Я убежден, что стабильность гривни можно будет сохранить. Но все зависит от того, хватит ли парламентариям политической воли, чтобы принять такую модель экономической политики.
-- За время своего существования гривня подешевела по отношению к иностранным валютам приблизительно в 2,5 раза. Не возникает ли в связи с этим необходимость введения в обращение более крупных купюр?
-- Нет. Дело в том, что девальвация гривни по отношению к другим валютам и инфляция -- не одно и тоже. Хотя курс гривни падал подчас довольно значительно, цены росли гораздо меньше. Инфляция в последние годы удерживается в пределах 15--17%. Это неплохой показатель для стран Восточной Европы. Так что имеющиеся сегодня в обращении купюры пока что удовлетворяют потребности рынка.
«Facty i kommentarii «. 30 октября 1999. Экономика
805
Читайте нас у Facebook