Украинские археологи-подводники установили мировой рекорд
— Обнаруженный нами в 19 километрах от крымского мыса Форос древний корабль — уникальная находка, — заявил директор Департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины Сергей Воронов. — Ведь прежде ни в Черном, ни даже в Средиземном морях не находили столь хорошо сохранившегося судна, пролежавшего на дне целую тысячу лет. К тому же для своего времени это просто-таки гигантский корабль — аквалангисты увидели 37 метров длины корпуса, остальная часть скрыта под илом. Предполагаем, что в «Форосце» (так мы прозвали находку) — все 50 метров! Дерево, из которого он сделан, не сгнило, потому что в глубинах Черного моря находится так называемый сероводородный слой, где практически нет жизни. У нас возник амбициозный план, который поддержало Министерство культуры и туризма Украины: поднять «Форосец» на поверхность и выставить под стеклянным колпаком в Севастополе, на территории Национального заповедника «Херсонес Таврический».
«Аквалангисты работали на огромной глубине, не получая за опасный труд ни копейки»
Руководитель экспедиции Сергей Воронов демонстрирует нам письмо, пришедшее по электронной почте из штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже:
- Здесь говорится, что наша экспедиция по исследованию «Форосца» установила рекорд — оказывается, подводные археологи впервые работали на столь большой глубине — 126 метров — в легком водолазном снаряжении.
- А как же нашумевшая история подъема с глубины 260 метров золота, находившегося на борту британского крейсера «Эдинбург»?
— История действительно знаменитая. В 1942 году в Мурманске погрузили на «Эдинбург» 465 слитков по 11-13 килограммов каждый. Это была часть платы Советского Союза за военные поставки. Но немцы потопили крейсер. В 1980-е годы золото подняли согласно договоренности между Москвой и Лондоном. Были привлечены лучшие водолазы мира из 15 стран. Столь сложные и опасные работы с непосредственным участием людей выполнялись впервые. Удалось вырезать отверстие в корпусе крейсера, в котором, кстати, кроме золота находились боеприпасы. Водолазы использовали жесткие скафандры, металлические шлемы, у нас же аквалангисты работали в легком снаряжении.
(На фото) Корабль покоится в сероводородном слое воды, где практически нет жизни. Поэтому сохранилось даже дерево, из которого он был построен тысячу лет назад
Нужно сказать, что древний корабль мы обнаружили в прошлом году во время испытаний первого украинского робота для подводной археологии «Софокл». Его создали ученые Николаевского национального университета кораблестроения имени адмирала Макарова. Робот поднял кусок доски с судна. В Киеве физики провели радио-углеродный анализ, чтобы определить возраст. Оказалось, «Форосец» был построен в промежутке между 1070-1190 годами — ровесник Киевской Руси. Скорее всего, это византийский корабль. Но не исключено, что он пришел из Италии.
Мы обратились с призывом к асам подводных погружений принять участие в исследованиях «Форосца». Несколько человек из Германии и Франции заявили, что за две тысячи евро готовы войти в состав экспедиции, но мы не могли платить так много. В конце концов нашлись трое аквалангистов, согласившихся работать без оплаты. Это киевлянин Александр Спиридонов, москвич Андрей Быков и Мартин Робсон из Лондона. Их привлекла возможность исследовать уникальный археологический объект. На заключительном этапе экспедиции к нам присоединился опытный дайвер киевлянин Евгений Комко.
Добраться до древнего корабля добровольцы-аквалангисты попробовали еще весной. Но из-за сильных течений тогда это не удалось. Затем было еще несколько неудачных попыток. Но мы не отступали и таки сумели опуститься в нужную точку.
- Я по профессии юрист, увлекаюсь погружениями с аквалангом к затонувшим кораблям, — говорит член экспедиции, 53-летний киевлянин Александр Спиридонов (на фото). — Для спуска к «Форосцу» использовал так называемый сухой, легкий водолазный костюм из особой ткани — триламината. Тело в нем не намокает. Это очень важно, ведь уже на глубине 50 метров температура воды всего восемь градусов. А мы спускались почти на 130 метров. Там, к слову, еще и тьма кромешная, так что у нас имелись мощные осветительные приборы. Чтобы не мерзнуть, под водолазный костюм надевал специальный комплект (мы называем эту одежду утеплителями) из суперсовременного материала, который отлично сохраняет тепло, даже если намокнет, а кроме того, отводит влагу с тела. Внешне утеплитель напоминает лыжный комбинезон.
- Под водой предстояло находиться по многу часов подряд. Сколько баллонов с воздухом брали с собой?
— Обычный запас — пять литров. Больше не нужно, поскольку с нами были замечательные аппараты ребризеры английского производства. Из углекислого газа, который выдыхает человек, они высвобождают оптимальное для дыхания на той или иной глубине количество кислорода. Впрочем, с нами были запасные баллоны. Под воду ходили не по одному, а по двое — так безопаснее.
- Как влияет огромное давление, в условиях которого вы работали, на организм, психику?
— Знаете, человек на 90 процентов состоит из воды, а жидкость, как известно, не сжимается. Так что в объеме уменьшались только наши легкие.
«Пока поднимался на поверхность, забывал многое из того, что видел на дне, — это результат азотного опьянения»
— На восприятие действительности давление в 13 атмосфер действовало существенно. Во- первых, тебе кажется, что время летит неимоверно быстро, — продолжает Александр Спиридонов. — Во-вторых, начинаешь хуже соображать. Скажем, когда мы с российским коллегой Андреем Быковым первый раз добрались до останков судна, не смогли поднять ни одной вещи, потому что не сумели рационально организовать работу. Мы должны были положить амфору в сетку, накачать особый парашют воздухом из баллона, и тогда артефакт устремился бы вверх. На все про все у нас было 15 минут. Вместо того чтобы объединить усилия, мы стали работать каждый сам по себе. Вот ничего и не успели. Уже на борту корабля диву давались, как не сообразили, что нужно было все делать вместе?
Кроме того, под водой резко ухудшается память. Расскажу, как я это обнаружил. Мы брали с собой скутеры, работающие на электрических батареях. С их помощью быстро перемещались над древней галерой. На носу скутера была установлена видеокамера. И вот представьте: возвращаемся на судно, просматриваем отснятый материал, и я ловлю себя на мысли, что пока поднимался на поверхность, забыл многое из того, что видел на дне.
Причина такого рода проблем — азот. В воздухе, которым мы все дышим, его более 70 процентов. На больших глубинах он вызывает у человека азотное опьянение (еще его называют азотным наркозом). Поэтому мы закачиваем в баллоны не воздух, а особую газовую смесь тримикс. Кислорода в ней не 21 процент, как обычно, а только семь. Азот частично заменен гелием, но все равно признаки опьянения возникают.
— Аквалангист довольно быстро достигал дна, двигаясь вдоль опущенного в бездну троса, а вот на безопасное всплытие требовалось несколько часов, — замечает руководитель экспедиции Сергей Воронов. — В одно из погружений ребята вместо 15-ти провели на дне 22 минуты, после этого на подъем пришлось отвести целых шесть часов. То есть чем больше времени парни работали на большой глубине, тем продолжительнее был подъем. Каждая «лишняя» минута, проведенная у затонувшего корабля, прибавляла 30-40 минут на всплытие.
— У нас были особые компьютеры для аквалангистов (их носят на руке. — Авт. ), которые рассчитывают, сколько времени ты должен подниматься на поверхность, — поясняет Александр Спиридонов. — Ведь если будешь всплывать слишком быстро, то растворенный в крови газ «закипит» — резко перейдет в газообразное состояние. А это будет иметь тяжелые последствия для организма. Часами находиться в холодных глубинах — занятие не из приятных.
— Представляю, как они мерзли, — замечает руководитель экспедиции. — Россиянин Андрей Быков рассказывал, что заводил песню «Врагу не сдается наш гордый «Варяг» — якобы она грела.
— Чтобы не замерзнуть до костей, я надевал еще и жилетку с электроподогревом, созданную специально для дайверов, — говорит Александр Спиридонов. — А когда оказывался на небольшой глубине, даже жарко становилось — снимал перчатки, шлем.
- В герметичных гидрокостюмах вы находились много часов кряду. Что предпринимали, если возникала необходимость посетить туалет?
— В костюме есть так называемые уринаторы для отвода мочи в воду. Но в этой экспедиции я уринатором не пользовался.
- Что чувствовали, рассматривая останки старинного корабля?
— Осознание того, что ты первый за последние тысячу лет видишь это судно, потрясает. Корабль укрыт рыхлым илом, напоминающим кисель. Извлекать из-под него амфоры особого труда не составляло. Кстати, и на самой галере, и рядом с ней лежит масса современного мусора — бутылки, банки, коробка из черного металла
«Готовится подъем со дна океана ванны из каюты капитана «Титаника»
- Сколько стоит оборудование, которое понадобилось для погружений?
— Дорого, — отвечает Александр Спиридонов. — Только ребризер для восстановления кислорода стоит четыре с половиной тысячи фунтов стерлингов. Для заправки баллона нужно купить гелия на 800 долларов. Мы согласились работать в экспедиции без вознаграждения. При этом немало потратили из своего кармана. Но затраты того стоили. Повторюсь, объект исследовали уникальный.
— Поднятые со дна древние амфоры так хорошо сохранились, что кажется, будто они только сошли с гончарного круга, — говорит руководитель экспедиции. — Думаю, на корабле сбереглись и другие предметы. Скажем, один из них напоминает камнеметное оружие — катапульту. Под слоем ила могут быть личные вещи экипажа, оружие, монеты
Напомним, что в 2007 году совместная украинско-американская экспедиция нашла вблизи Крыма другой корабль античных времен, возраст которого тоже оценивается в тысячу лет. В поисках участвовала мировая знаменитость — американский профессор Роберт Баллард, прославившийся тем, что обнаружил в 1980-е годы легендарный «Титаник». Баллард пришел в Черное море на научном корабле. Гостем экспедиции стал Виктор Ющенко, бывший тогда Президентом Украины. Находясь на судне, он по проводу управлял подводным роботом. Поднял с помощью глубоководного аппарата две амфоры.
— Профессор Баллард поздравил меня с тем, что наши аквалангисты достали артефакты с «Форосца», — продолжат Сергей Воронов. — Он рассказал о проблемах с сохранностью останков «Титаника» — судно подвергается разграблению. Некая фирма уже готовится поднять из океанских глубин ванну капитана «Титаника» Смита.
- Исследования «Форосца» будут продолжены?
— Конечно, в будущем году к нему спустится новый украинский робот «Архимед». У него есть две руки, он способен поднимать грузы весом до 60 килограммов. Оснащен щеткой, илососом, вакуумной присоской. Задачей новой экспедиции станет полностью очистить древний корабль от ила. Это позволит выработать план подъема «Форосца».
1525Читайте нас у Facebook