ПОИСК
Інтерв'ю

Сценарист фильма «Большая перемена» Георгий Садовников: «На съемках Света Крючкова сильно влюбилась в Кононова. И боролась с собой, потому что была замужем»

0:00 13 травня 2010
Інф. «ФАКТІВ»
Народному артисту России Михаилу Кононову исполнилось бы 70 лет

«Не болезнь погубила Мишу, а талант!» — говорили друзья Михаила Кононова после его смерти. К 33 годам актер уже имел всесоюзную известность, снявшись у таких кинорежиссеров, как Андрей Тарковский, Глеб Панфилов, Алексей Коренев. С каждым следующим годом волна славы поднимала Кононова все выше.

А потом наступила перестройка. Кинематограф влачил жалкое существование. Михаилу Ивановичу предлагали роли в любительских боевиках, от которых он презрительно отказывался. Душа требовала настоящего кино, а его не было. Кононов начал искать себя в бизнесе и даже политике, но везде терпел фиаско. Затем в его жизни появилась 18-летняя Маргарита, страстно желавшая стать актрисой. Кононов взялся обучать Риту азам актерской профессии, но их отношения быстро вышли за рамки профессиональных. Наперекор жене Наталье Павловне актер даже прописал девушку в своей квартире. Вскоре Рита потребовала, чтобы Кононов развелся и женился на ней. Однако Михаил Иванович отказался и вернулся к супруге. Они вместе решили уехать из Москвы в глубинку.

О Кононове стали забывать, а сам актер увядал. В 2005-м благодаря Глебу Панфилову, пригласившему Михаила Ивановича в картину «В круге первом», он вроде бы воспрял духом. Но ненадолго. Больше приглашений в хорошие ленты не последовало. Блистательный актер снова впал в депрессию. А тут еще обострилось заболевание сосудов — тромбоэмболия. Михаил Иванович попал в больницу, которая и стала его последним приютом…

О своем близком друге «ФАКТАМ» рассказывает Георгий Садовников — известный писатель, сценарист фильма «Большая перемена», ставшего визитной карточкой Михаила Кононова.

РЕКЛАМА

«Пьяный водитель «скорой» отказывался везти Мишу в гостиницу, пока Саша Збруев не выпил с ним сто граммов водки»

- Миша не был открытым человеком, — говорит Георгий Михайлович.  — Он трудно сходился с людьми. Всегда резал правду-матку прямо в глаза. Причем с самых юных лет. После Щепкинского училища Мишу зачислили в Малый театр, где тогда блистали великие Гоголева, Любезнов, Бабочкин, Ильинский, Аленев. Новичок не понравился им своей закрытостью. Какое-то время его просто терпели, пока однажды не произошел неприятный инцидент. Шла репетиция спектакля «Ревизор». Кононов играл Хлестакова, Бабочкин (Чапаев из знаменитого фильма братьев Васильевых.  — Авт. ) — Городничего. Когда в одном из эпизодов Бабочкин сделал длинную паузу перед своей пронзительной речью, Миша заметил: «Заигрываетесь, Борис Андреевич». Какой тут начался скандал! Репетиция сорвалась, актеры разбежались. А уже со следующего дня Кононова начали донимать старожилы театра: писали доносы, упрекали Мишу в вечных гулянках. Эмоционально выдержать такую травлю было трудно, поэтому Миша и вправду стал выпивать. В итоге ему пришлось уйти.

- Вы познакомились с Михаилом Ивановичем на съемках картины «Большая перемена». С ним трудно было работать?

РЕКЛАМА

- Вы знаете, мы сошлись с первого дня. Образ главного героя я писал с себя, ведь сам долгое время работал учителем. Миша ходил за мной по пятам, старался точно перенять все мои повадки. Но я по натуре флегматик, а Кононов хотел сделать из своего персонажа взрывную личность. Поэтому мы пошли на компромисс: когда Кононову нужно было сыграть фонтан эмоций — он играл самого себя, а когда нужно было показать депрессию — копировал меня (смеется). Я как-то рассказал Мише, каким робким был в молодости и как стеснялся знакомиться с девушками. И Кононов использовал это в фильме! Помните, Нестор Петрович говорит Полине при знакомстве: «Я наблюдал за вами семь дней и пришел к выводу, что вы меня достойны!»? Это была фраза из моей жизни.

- Говорят, из всех актеров, сыгравших в «Большой перемене», Кононов был самым конфликтным.

РЕКЛАМА

- Однажды Миша совершенно не по делу накричал на Наталью Богунову, которая играла Светлану Афанасьевну. Она разрыдалась и убежала прочь со съемочной площадки. Режиссер Алексей Коренев объявил перерыв. Я подошел к Кононову: «Ну зачем ты так, Миша?» Он ответил: «Понимаешь, у меня этот эпизод никак не получался. Решил завестись, а то вялый был».

Не сдружился Кононов и с Юрием Кузьменковым, который играл Ваню Федоскина, старосту 9-А класса. Доходило до смешного! Помните их совместный эпизод, когда Нестор Петрович приходит на шинный завод просить Федоскина о возвращении в школу и между ними начинается перепалка? Актеры так вошли в роль, что затянули сцену минуты на три. Каждый хотел, чтобы последнее слово осталось за ним. Коренев почувствовал неладное и сделал Кононову замечание. Попросил переиграть эпизод, но Миша наотрез отказался. Дошло до откровенной брани, свидетелями которой стали не только члены съемочной группы, но и рабочие завода. Кононов в сердцах рубанул воздух рукой, развернулся и ушел. Съемка была сорвана. Вечером директор фильма провел с Мишей воспитательную беседу. Актеру объявили выговор и предупредили: в случае повторения инцидента его накажут материально — лишат премиальных. Миша подчинился. На следующий день эпизод сняли с первого дубля. В тот же вечер Кононов очень сильно напился на банкете. Мы вывели его из ресторана. Машин на улицах Ярославля, где проходили съемки, уже не было. Саша Збруев умудрился поймать карету скорой помощи. К нашему удивлению водитель «скорой» был… пьян. Он отказывался везти Мишу в гостиницу до тех пор, пока Збруев не выпил с ним еще сто граммов водки.

- Кононов любил выпить?

- Не брезговал. Когда «доходил до кондиции», срывался с катушек, начинал нести такое — уши вяли. Мог долго материться. Однажды мы сидели с ним в ресторане, немного перебрали. Миша стал кричать, ругаться. Недалеко от нас сидел «профессороподобный» мужчина. Он подошел к Кононову и тихо шепнул тому на ухо: «Нестор Петрович, не материтесь, здесь дамы!» Миша тут же замолк.

Кстати, Кононов не любил «Большую перемену», хотя и не раз говорил мне: «Знаешь, Жора, а неплохой человечек у меня получился!» Он восторгался Андреем Тарковским, у которого снялся в «Андрее Рублеве», и Глебом Панфиловым, у которого сыграл в двух картинах. Миша часто звонил Панфилову, а еще чаще его супруге — Инне Чуриковой, с которой познакомился на съемках ленты «В огне брода нет». Просил у Чуриковой совета, ценил в ней дар сопереживания.

Панфилов же считал Кононова выдающимся актером. Когда о Мише уже все забыли, в 2005 году Глеб Анатолиевич пригласил его в картину «В круге первом» по Солженицыну. Нужно было видеть, как Миша воспрянул духом, с каким энтузиазмом стал учить роль! Жутко волновался. Иногда по этой причине забывал реплики. Но удачно импровизировал. Вникал в свой образ молниеносно. Мне рассказывали занятный эпизод. Панфилов еще не успел дать команду «Мотор!», а из глаз Кононова уже полились слезы, как того требовал сценарий. Глеб Анатолиевич подошел к Мише, начал объяснять, что сейчас плакать не нужно, ведь это только репетиция. Кононов ответил: «Не могу я иначе!»

«Если бы Ролан Быков замешкался, Кононов реально утонул бы»

- С начала 1990-х Михаил Иванович перестал сниматься. Почему?

- Ему присылали сотни сценариев! Однажды у него дома на подоконнике я увидел огромное скопище бумаги. На мой вопрос Кононов ответил: «Присылают всякое дерьмо, играть нечего!» Помните у Хайяма: «Уж лучше голодать, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало»? Так вот Кононов жил по этому принципу. Хотя понимал, что нужно крутиться, зарабатывать деньги. Даже пошел в политику — был помощником депутата. Хотел наладить связи с сильными мира сего, чтобы построить свой театр. Увы, ему не удалось этого сделать, хотя к Мише приходило много талантливых молодых людей.

- Например, та же Маргарита. Теперь говорят, что она разорила известного актера, отобрала у него квартиру…

- Я видел Риту пару раз. Симпатичная, скромная девушка. Хотела быть актрисой, и Кононов с удовольствием учил ее этому ремеслу. Мне неизвестно, была ли у них интимная связь. Все может быть… Наталья Павловна, жена Кононова, с годами утратила былую красоту, располнела, и Миша увлекся Ритой. Жена нашла силы простить Кононову временную «отлучку». До последних Мишиных дней она была рядом с ним. Как-то Наталья Павловна сказала мне: «Знаешь, а ведь Миша мне иногда изменял. Не забуду, как он к Гвоздиковой (исполнительница главной роли в фильме «Большая перемена».  — Авт. ) бегал». Кононов нравился женщинам. Знаю, что на съемках «Большой перемены» Света Крючкова в него сильно влюбилась. И боролась с собой, потому что была замужем.

- Так что, Кононов уехал в деревню из-за Маргариты?

- Наверное. Жена сильно давила на Мишу. Многие их уговаривали отказаться от переезда, но они никого не послушали. Продали две свои квартиры и уехали в Московскую область, деревню Бутырки. Насколько мне известно, там им было не очень хорошо. Выращивали капусту, продавали ее и на эти деньги жили. Местные жители были благодарны Кононову за то, что он договорился с руководством деревни провести газ. Но Миша все равно сильно тосковал по Москве. К тому же в деревне у него ухудшилось самочувствие. Они решили вернуться. Однако за довольно неплохой дом в Бутырках им дали совсем небольшую сумму. Незадолго до смерти Миши мы с ним случайно пересеклись на троллейбусной остановке. Меня удивило, как он постарел. На лице читалась полная безнадега. Это уже был не тот Кононов, которого я знал в молодости. Первое, что он спросил, — нет ли у моих знакомых квартиры, где можно было бы пожить. Я пообещал найти что-нибудь подходящее, но не смог.

Последние годы Миша доживал с женой в очень скромной двухкомнатной квартирке. Наталья Павловна болела, и хозяйство легло на плечи Миши. Он стирал, гладил, готовил. Потом с ним случилось одна неприятная история. Кононов привел домой троих ханыг, накормил и напоил их, а те стали требовать еще и деньги. Когда Миша отказал, его избили. Он долго лежал в больнице и часто вспоминал свою маму, которая повесилась. Миша ее очень любил. После эпизода с забулдыгами Кононов совсем сник.

В конце жизни у Миши не было уже никаких увлечений — одни заботы. Он даже книгами перестал интересоваться. А ведь так любил историю Руси, художественную литературу. Увлекался живописью. Помню, мы ходили с ним на Малую Грузинскую улицу, где художники продавали свои работы. Миша купил картину, на которой был нарисован стакан с водкой, а за ним возвышалась церковь. Кстати, в Бога он не верил. Даже просил после смерти кремировать его без всяких церемоний. Но Наталья Павловна ослушалась супруга и заказала отпевание. (Михаил Кононов умер 16 июля 2007 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.  — Авт. ).

Самый яркий эпизод, связанный с Кононовым, остался в моей памяти после съемок «Большой перемены». Прямо во время съемки в Ярославле придумали эпизод спасения Нестора Петровича «жмотом» Петрыкиным, которого играл Ролан Быков. Кононов, в действительности не умеющий плавать, прыгнул в Волгу и… начал тонуть. Если бы Быков замешкался, Миша реально пошел бы ко дну. Когда потом я спросил у него: «Ты зачем полез в воду? Ведь плавать не умеешь!» — Миша ответил: «Да пустяки!» Ради искусства он был готов на все.

1411

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів