Супружеская пара из Франции: «Киевская фирма гарантировала, что мы вернемся с детьми домой за один день. Нас просто обманули »
«Формально вы правы, но по существу это издевательство». Эта фраза вождя мирового пролетариата Ленина как нельзя лучше применима к случаю с двумя французами, задержанными в конце прошлого месяца на украинско-венгерской границе. Нарушение закона, как говорится, налицо, возбуждено уголовное дело, в котором собрана безупречная доказательная база. Однако назвать иностранцев преступниками язык не поворачивается. Если разобраться, это скорее потерпевшие, которые заслуживают не судебного приговора, а сочувствия и помощи…
В Мукачево мать вышла из автомобиля — она боялась, что во время пересечения границы не выдержит напряжения и провалит «операцию»
Инцидент, подробности которого облетели едва ли не все центральные СМИ Европы, произошел 21 марта на международном пункте пропуска «Лужанка», разделяющем Украину и Венгрию. В семь часов утра на границу со стороны Украины заехал кемпинг-фургон «Мерседес», за рулем которого находился 66-летний гражданин Франции Бернар Ле Рок, а в салоне его сын Патрис. С документами у иностранцев было все в порядке, процедура пересечения границы в таких случаях занимает несколько минут.
На фото: Близняшки были спрятаны в ящике под диваном фургона «Мерседес»
Однако украинские пограничники и таможенники обратили внимание на нервное поведение водителя и решили направить «Мерседес» на углубленный осмотр. В выдвижном ящике под встроенным в автомобиль диванчиком они обнаружили… двух мирно спящих младенцев грудного возраста.
В ответ на требование объяснить, чьи это дети и почему они спрятаны, французы показали свидетельства о рождении, выданные в Украине. Отцом детей в них записан Патрис Ле Рок, а матерью — его жена Орелия. Однако ни отметок в паспортах, ни проездных документов на детей не оказалось. После этого французов задержали, а младенцев вызванная «скорая» отвезла в детскую больницу.
Задержание «контрабандных» детей было настолько неординарным, что сразу обросло кучей версий и гипотез. Некоторые СМИ даже предположили, что иностранцы занимались торговлей детьми или пытались вывезти их с целью трансплантации органов.
Масла в огонь подлило и сообщение пресс-службы пограничников, что у врачей возникло подозрение, будто детей перед границей накачали снотворными или психотропными препаратами. Все эти гипотезы были опровергнуты последующими проверками и результатами анализов. Судя по тому, в какую дорогую одежду были одеты дети, какие качественные детские смеси находились в машине, и даже по поведению младенцев, привыкших к ласковому обращению, было видно, что о детях очень заботились. Попытка нелегально вывезти их за границу оказалась шагом отчаяния родителей, на который они решились от безысходности…
Отец и мать детей живут в Алансоне — небольшом городке (c населением в 28 тысяч жителей) в 175 километрах от Парижа. Патрис - владелец частной станции скорой помощи, Орелия работает вместе с мужем, оба по образованию медики.
Более десяти лет супруги не могли родить детей, а поскольку суррогатное материнство во Франции запрещено, решили стать родителями за границей. В Украине для установления отцовства таким способом, можно сказать, идеальные условия. Наше законодательство разрешает суррогатное материнство на коммерческой основе, более того, в отличие от ряда других стран (где закон действует по принципу — мать та, которая выносила и родила ребенка), гарантирует установление отцовства за генетическими родителями, а не за суррогатной матерью.
В начале прошлого года Патрис и Орелия (на снимке) нашли через интернет одну из киевских фирм, занимающуюся суррогатным материнством, и прилетели в Украину. Чтобы стать родителями, они прошли всю предусмотренную законом процедуру, включающую медицинское обследование, подписание договора и т. д. Для оплодотворения суррогатной матери был взят биологический материал и Патриса, и Орелии, поэтому генетическими родителями детей являются они оба. За тем, как проходила беременность, пара следила у себя на родине и прилетела в Украину уже перед родами. 23 января с разницей в восемь минут на свет появились две девочки-близняшки. Счастливые родители назвали их Ким и Вики и через несколько дней получили свидетельства о рождении.
В середине февраля Министерство юстиции легализовало эти свидетельства для использования за пределами Украины. Вся процедура, начиная с подписания договора и заканчивая получением свидетельств о рождении, стоила французам около шестидесяти тысяч евро.
Когда же Патрис и Орелия появились в Посольстве Франции в Украине, чтобы получить проездные документы на дочек и отвезти их домой, их ожидал настоящий шок. Сотрудники посольства наотрез отказались внести детей в паспорта родителей и выдать им визы на том основании, что суррогатное материнство во Франции запрещено.
Повторные визиты с целью найти понимание с дипломатами ничего не дали и закончились тем, что с супругами Ле Рок в посольстве просто отказались общаться. Время шло, деньги заканчивались, и через полтора месяца безысходности пара решилась на отчаянный шаг — Патрис позвонил отцу и попросил его помочь тайно вывезти детей домой, чтобы во Франции через суд начать процедуру их легализации. Тот согласился и приехал в Украину на своем кемпинг-фургоне. Из Киева до Мукачево трое взрослых и двое детей приехали вместе. Тут Орелия вышла из автомобиля, она боялась, что во время пересечения границы не выдержит эмоционального напряжения и провалит всю «операцию». Женщина планировала присоединиться к своим родным немного позже. Однако хладнокровие изменило отцу Патриса…
«По-человечески можно понять действия родителей, однако закон есть закон»
Управление СБУ в Закарпатской области возбудило против отца и сына уголовное дело по части 2 статьи 332 Уголовного кодекса Украины (»Незаконная переправка лиц через государственную границу»), которая предусматривает от трех до семи лет лишения свободы.
— Мы детально проверили все обстоятельства рождения детей и установления отцовства, — рассказывает начальник следственного отдела УСБУ Антон Дурневич. — Допросили представителей киевской фирмы, с которой супруги подписали договор, нашли суррогатную мать (женщину из Житомирской области), проверили всю документацию и выяснили, что дети родились абсолютно легально. Возможно, родителям «забыли» объяснить, какие преграды их ожидают при получении проездных документов на детей, однако, согласно договору, полномочия фирмы заканчиваются после получения свидетельств о рождении, так что предъявлять ей юридические претензии нет оснований. Сами подследственные с первого дня подробно рассказали об обстоятельствах и мотивах своего поступка, их показания полностью подтвердились в ходе расследования. Поэтому следователь избрал в отношении отца и сына меру пресечения, не связанную с ограничением свободы (французов освободили под денежный залог в сорок тысяч гривен, которые внес их адвокат. — Авт.), и вернул детей под их присмотр. По-человечески можно понять действия родителей, однако закон есть закон…
Управление СБУ расследовало обстоятельства рождения детей и попытки их нелегальной переправки за границу. Что же касается вопросов, связанных с дальнейшим статусом девочек-близняшек, это компетенция не СБУ, а дипломатических представительств Франции. Между тем Посольство Франции в Украине не комментирует свои действия ни украинским, ни французским журналистам и даже не отвечает на запросы СБУ.
На фото: Близняшки были спрятаны в ящике под диваном фургона «Мерседес»
— На обращения Патриса и Орелии дипломаты не реагируют, — рассказывает ужгородский адвокат супругов Василий Мишинчук. — Если бы они дали, по крайней мере, официальный отказ в выдаче проездных документов, его можно было бы оспорить. Но не выдают даже этого.
Хотя Европейская конвенция по правам детей предусматривает, что заявление ребенка или его родителей на въезд (выезд) в страну с целью воссоединения семьи должно рассматриваться позитивно, оперативно и гуманно, чтобы это не привело к неблагоприятным последствиям для заявителей и членов их семей. Среди моих клиентов неоднократно бывали находившиеся под следствием иностранцы.
Консульства всегда активно интересовались судьбой своих соотечественников, предлагали помощь. А тут такая непонятная позиция… Единственное, что сделало Посольство Франции, — выставило на своем интернет-сайте предостережение для французских граждан, которые планируют стать родителями с помощью суррогатного материнства в Украине, с напоминанием, что такая процедура запрещена французским законодательством.
Сейчас французская семья находится в Ужгороде. Следствие относительно Бернара и Патриса уже завершено, после утверждения прокуратурой обвинительного заключения уголовное дело передадут в суд. До последнего времени супруги отказывались от комментариев прессе, однако после того, как им вернули детей, согласились на короткое интервью. Наша встреча состоялась в съемной квартире на набережной Ужгорода. Орелия с маленькой Вики на руках встретила журналиста «ФАКТОВ» в кресле, рядом, мирно посапывая, спала Ким. На журнальном столике — открытый ноутбук.
— Следим через интернет, что о нашем деле говорят на родине, — рассказывает Орелия. — У нас маленький городок. Сначала пресса рассказывала о задержании на границе, не называя имен, но теперь уже все всем известно. Журналисты провели опрос, что люди думают о нашем поступке, выяснилось, что 61 процент французов нас поддерживают. Хотя многих подробностей дела еще не знают. (В это время Вики начинает сладко причмокивать во сне, мама наклоняется к ней, и ее лицо озаряет счастливая улыбка.)
- Скажите, пожалуйста, вы консультировались с французскими юристами перед тем, как лететь в Украину?
— Нет — ни с юристами, ни с французским посольством в Украине. Общались только с адвокатами киевской фирмы, занимающейся суррогатным материнством. Они гарантировали, что не возникнет никаких проблем и мы вернемся с детьми домой за один день. Теперь уже знаем, что это далеко не так… А после рождения дочек были так счастливы! Никто даже не предполагал, что могут возникнуть такие проблемы. Пришли со свидетельствами о рождении в посольство, но нам категорически отказались дать проездные документы. Тогда вернулись на фирму и напомнили: «Вы же гарантировали, что все будет хорошо». В ответ нам сказали: «Идите в посольство и требуйте документы еще раз». Мы пошли и второй раз получили отказ. Вернулись на фирму, и та в очередной раз начала отправлять нас в посольство. Мы объяснили, что в этом нет смысла. Тогда нас просто выставили за дверь. С тех пор мы не контактировали. Нас просто обманули…
- Как посольство мотивирует свой отказ?
— Нам объяснили, что суррогатное материнство во Франции запрещено. И дали типичный список документов, необходимых для легализации рожденных за границей детей. Один из его главных пунктов — справка из роддома, что дети рождены мной. Но такую справку, естественно, нам никто не даст. Пытались объяснить ситуацию, и тогда нас начали футболить. Сказали, что отправили наше дело генеральному прокурору Франции в город Нант, чтобы он решил, что с нами делать. Мы связались с Генеральной прокуратурой, но там объяснили, что вопросы статуса детей и выдачи им проездных документов — компетенция посольства. Говорили с французскими адвокатами — они готовы начать процедуру легализации детей, но для этого необходимо, чтобы мы были дома… Когда наш случай получил огласку, мы узнали, что в Украине уже семь супружеских пар из Франции, которые родили детей с помощью суррогатной матери, не могут вывезти их домой.
- Какой вы видите выход из ситуации?
— Во-первых, надеемся, что приговор в отношении Патриса и Бернара не будет слишком строгим. Ведь мы пытались вывезти своих родных детей, это был шаг отчаяния. А насчет статуса дочек… Мы уже отправили открытое обращение на французское телевидение, может ли какая-нибудь страна Евросоюза предоставить нам с детьми статус беженцев. Таким образом хотим легализовать детей на территории ЕС, после чего сможем жить и работать во Франции. О том, чтобы отказаться от дочек, не может быть и речи.
1234Читайте нас у Facebook