ПОИСК
Історія сучасності

Возведенный в 1912 году Замок Ричарда на столичном Андреевском спуске сразу обжили… «привидения» — по воле обиженных строителей

15:00 10 жовтня 2011
Інф. «ФАКТІВ»
Бард Валерий Винарский, достопримечательность старинной улицы, рассказал о мифах и легендах киевского Монмартра, которому предстоит пережить кардинальную реконструкцию. Переживет ли?

Как уже сообщали «ФАКТЫ», началась реконструкция знаменитого Андреевского спуска. Напомним: строительные работы там не проводились с 80-х годов ХХ века. Ныне городские власти обещают обновить улицу, проложить ливневую канализацию, поменять теплотрассы, уложить новую гранитную брусчатку. Затем тротуары вымостят фигурной плиткой, поставят скамейки и установят разноцветные фонари, выполненные в «старокиевском» стиле. На все эти работы из городского бюджета выделяют 50 миллионов гривен.

Однако общественность Киева обеспокоена: ходят слухи, что «под шумок» реконструкции власти превратят историко-туристический уголок Киева в торгово-офисную улицу, выселив оттуда художников и закрыв галереи.

Галеристы и художники Андреевского объединились и создали для защиты улицы целую структуру — «Общественный совет «Андреевский спуск».

Власти столицы, опровергая слухи, называют целью реконструкции превращение спуска в прогулочную туристическую улицу высокого европейского уровня. Фасадам зданий вернут исторический вид, а после Евро-2012 займутся благоустройством двориков, укреплением склонов, а к горе Уздыхальнице возле замка Ричарда проведут лифт.

РЕКЛАМА

«Сутки напролет я проводил в библиотеках и архивах, вылавливая малоизвестные факты по истории Киева»

Древний Андреевский спуск, который называют киевским Монмартром, давно стал мифом, легендой, историческим брендом украинской столицы и превратился в неотъемлемую часть ее имиджа. Помимо музеев, театров, картинных галерей, антикварных магазинов, спуск славится эксклюзивными неординарными достопримечательностями: Андреевской церковью — памятником архитектуры XVIII века, Музеем Булгакова в «Доме Турбиных», «Замком Ричарда Львиное Сердце» — доходным домом купца Орлова в стиле английской неоготики.

Современной достопримечательностью спуска можно по праву назвать и Валерия Винарского — поэта, барда, импровизатора. Без этого импозантного седогривого человека наш Монмартр невозможно представить в последние 20 лет. Маэстро стихотворной импровизации удивляет киевлян и туристов, мгновенно вызывая из памяти авторские строки в ответ на любое произнесенное слово. Например, вы скажете слово «женщина», Винарский тут же отзывается:

РЕКЛАМА

Есть женщины серьезные,

Есть женщины стервозные.

РЕКЛАМА

Хоть очень ценим первых,

Но… женимся на стервах.

Назовите хоть «гипотенузу», хоть «эмансипацию» — на все у Винарского есть ответ: иронические или философски глубокомысленные стихи. Но мало кто знает, что Валерий — автор нескольких тысяч(!) песен о Киеве. И непревзойденный, энциклопедический знаток неофициальной киевской истории, легенд и тайн столичных зданий, подвалов, чердаков.

 — В 70-80-е годы прошлого века, — рассказывает «ФАКТАМ» Валерий, — когда меня преследовало КГБ за якобы крамольные песни, я никуда не мог устроиться на работу. Тогда и увлекся Киевом: сутки напролет проводил в библиотеках и архивах, вылавливая всякие интересности. Вот вы не задумывались, почему все церкви как церкви — с колоколами, и лишь Андреевская — без? Старинная легенда сей факт связывает с давним визитом апостола Андрея. Когда он на горе крест устанавливал, омывалась та гора морем. А после Андреева «крещения» горы море отступило. Часть его превратилась в реку Днепр, а другая часть — бoльшая — ушла под землю в районе горы, где до сих пор и пребывает в летаргическом сне, как древнерусский богатырь. И, как гласит та же легенда, от звона колоколов море может проснуться, выплеснуться наружу и нас с вами затопить. Потому, мол, и нет в церкви колоколов — от греха подальше!

«Замком Ричарда Львиное Сердце» назвал дом Виктор Некрасов»

 — Своя история у «Замка Ричарда Львиное Сердце», но вы спросите: «Где Киев, а где Шотландия с Ричардом?» — продолжает Валерий Винарский. — Почему замком имени средневекого короля и крестоносца называют дом на киевской горе Уздыхальнице? С ним связано много тайн и загадок. Дом на горе — со всеми его башенками и финтифлюшечками — строили на деньги Дмитрия Орлова, киевского купца и промышленника. Он очень хотел стать почетным гражданином Киева, причем потомственным. Рассчитывал экзотическим зданием в старом городе заслужить это звание.

Не вышло — в 1908 году купец обанкротился и дом заложил. А в 1911-м Орлова убили в момент доставки денег рабочим на стройку. Все думали, что вдова его, Лидия Леонидовна, оставшись без средств существования с пятью детьми на руках, пойдет по миру с протянутой рукой. К удивлению киевлян, дама продолжила незавершенное строительство. Вначале взяла крупную ссуду, а потом таинственным образом умудрилась закончить здание. Где взяла деньги — осталось неизвестным.

Но… дом тут же обжили привидения — начиная с 1912 года, они выли и стонали по ночам на разные голоса. Перепуганные жильцы разбежались кто куда, дом стали считать проклятым: вместо доходов он приносил одни убытки. А ларчик-то открывался просто: вдова обманула рабочих при расчете, а они не остались в долгу — в стены дома, в системы вентиляции и печного отопления вмонтировали обрезки труб, битые бутылки и осколки. Вот почему «привидения» и закатывали ночные концерты, стоило только поменяться направлению ветра…

*Городские власти обещают обновить улицу, проложить ливневую канализацию, поменять теплотрассы, уложить новую гранитную брусчатку

А «Замком Ричарда Львиное Сердце» назвал дом Виктор Некрасов. Очень уж любил добрый киевский гений в детстве романы Вальтера Скотта, вот и увековечил в родном городе имя любимого героя…

Хотя не все так просто. Я еще помню в 1950-60-е годы каждому прохожему, из любопытства заглянувшему во двор замка, навстречу кидался таинственный инвалид на костылях, грузный, с тяжелой одышкой: «Я Ричард, Ричард! Это мой замок», — пугающе выкрикивал он и бешено вращал глазами. А у ног его подпрыгивала, взвизгивала мелким лаем маленькая черная собачонка…

До недавнего времени фасад дома Ь 11, который рядом с Музеем Булгакова, украшал вполне художественный и симпатичный кот. По причине такого соседства кота, понятное дело, называли Бегемотом. Потом кот таинственным образом исчез. Большинство обитателей спуска уверены, что ему «приделали ноги» любители прекрасного, и теперь бывший Бегемот украшает чье-то приватное жилище.

Но есть и другая версия: в этом доме долгое время арендовал площадь частный ресторан. Говорят, фасадный Бегемот был собственностью его владельцев. Украшая дом, мистический кот привлекал в ресторан клиентов. Когда же ресторан съехал, хозяева забрали и кота. Правда, нигде в Киеве кота с тех пор не видать…

Виктору Некрасову Киев обязан и определением точного адреса Дома Турбиных, в котором жили Булгаковы до окончания гражданской войны и где писатель поселил своих героев в автобиографической «Белой гвардии». Сегодня в этом доме на Андреевском спуске, 13 — Музей Булгакова, а еще не так давно никто и не знал, что здание связано с писателем. В нем были коммуналки.

Писатель Некрасов настойчиво искал дом по «литературным» следам — литература же и помогла найти мистическим образом, как и все, связанное с Булгаковым. Помните записки, которые писали в романе друг другу Турбины — на изразцах домашней печки? «Леночка, я взял билет на Аиду. Бельэтаж Ь 8, правая сторона». С этого «Белая гвардия» начинается, а заканчивается символически — из всех надписей на печке остается только эта, полусохранившаяся: «… Лен… я взял билет на Аид…». Метафора проста — интеллигенция погибла, ушла в царство мертвых, по-гречески — Аид.

Когда в поисках булгаковского дома Виктор Некрасов попал внутрь особняка на Андреевском, в одной из коммуналок увидел черную надпись на белой печке: «… Лен… я взял билет на Аид…».Так замкнулся очередной мистический круг — не только рукописи не горят….

1008

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів