«Ваш сын инвалид? Так почему же он ходит в детсад вместе с нашими здоровыми детьми?»
Четырехлетние двойняшки Женя и Боря с рождения болеют детским церебральным параличом. «Женечка на несколько минут старше брата, — говорит мама мальчиков винничанка Виктория, — ему тяжело ходить, он передвигается, опираясь на палочку. А Боренька ходячий, и с виду даже не скажешь, что он болен, но у него незначительная задержка психоречевого развития. Последние два года малыши посещали специализированную группу винницкого детсада № 24. Мы с мужем заметили — сыновьям нравится играть и общаться со сверстниками. И не только с такими же, как они сами, больными детьми, но и с обычными, здоровыми. Когда ездим с ними в санаторий или гуляем на детских площадках, видим: у наших малышей все время появляются новые друзья. Поэтому нам так хотелось, чтобы они ходили в садик вместе со здоровыми детками!»
«По распоряжению заведующей детсадом сына заставили выпить корвалол, не посоветовавшись ни со мной, ни с лечащим врачом ребенка»
Виктория с мужем прочли немало специализированной литературы об интегрированном (инклюзивном) обучении, когда здоровые дети и малыши с ограниченными возможностями играют и учатся вместе. В выигрыше от этого все. И обычные дети, которые, учась понимать немного отличающихся от них сверстников, становятся добрее, милосерднее. И дети, страдающие недугами, благодаря такому общению ощущают себя полноценными членами общества. Прошло около года, прежде чем заведующая детсадом и специалисты городского отдела образования приняли решение, чтобы одного из мальчиков, Борю, перевести в группу обычных детей. Малыш, как и его здоровые сверстники, полностью самостоятельный — и кушает сам, и ходит на горшок. К тому же опыт общения с обычными детками Боря приобрел летом в дежурном садике. Там ему очень понравилось.
*Виктория недоумевает, почему в министерских циркулярах детям с инвалидностью и их родителям предоставлено право выбора школы и детсада, а вот реально добиться этого почти невозможно
— Поначалу, привыкая к новой для него обстановке в группе здоровых детей, малыш поплакал, — вспоминает Виктория, — но вскоре с удовольствием играл со своими сверстниками. Первые два дня я забирала сынишку домой сразу после обеда, на третий же день воспитательница посоветовала оставить его до вечера. Меня никто не предупредил, что именно в тот вечер состоится родительское собрание, посвященное моему ребенку. Собравшиеся мамы и папы, обсудив вопрос о шкафчиках, вдруг сообщили, что хотели бы со мной поговорить. Одна из мам спросила: «Ваш мальчик ведь инвалид?» Я ответила, что это действительно так. «Так почему же он ходит в садик вместе с нашими здоровыми детьми? — допрашивала меня женщина. — Если они будут общаться с инвалидом, где гарантия, что не станут такими же?» Другая мама посетовала, что ее сын стал копировать движения моего Бореньки и, дескать, это что-то неприличное. Третья заявила, что мой малыш мешал спать ее дочке… Я пыталась было объяснить, что Боре, как и любому другому ребенку, просто необходимо время, чтобы привыкнуть к новой обстановке, к новым друзьям, и в дальнейшем он никому не создаст проблем.
— Конкретные обвинения в адрес вашего сынишки прозвучали? Может, он бросил игрушкой в кого-то из детей или подрался?
— Никаких претензий к ребенку и ко мне не было. Да и не может Боря кого-то обидеть, он никогда ни с кем не дерется. Разговор сводился к тому, что мой сын болен, а значит, ему не место в группе здоровых детей! Мне втолковывали, мол, вдруг мальчика побьют или станут обижать? (Как будто такого не может произойти со здоровыми детьми.) Да и на лицах других молодых мам, которые молчали, читалось: ваш сын — изгой, и видеть его мы не хотим! Я поразилась, сколько агрессии было в этих людях. Сказала лишь одно: никто из нас не знает, что может случиться с ним завтра.
Удивило, что всеобщее негодование поддержала воспитательница. Она еще и огласила диагноз сынишки, подкрепив его собственными размышлениями о том, что такие дети пребывают в своем мире, что никакого лечения для них нет…
— Но ведь мальчик посещал специализированную группу этого же детсада. Если бы воспитательницу что-то настораживало в его поведении, она могла посоветоваться с коллегой, которая знала его лично?
— Конечно, могла. Большинство воспитателей и нянечек в этом дошкольном учреждении — добрые люди, заботящиеся о своих маленьких воспитанниках. Я предполагаю, что родителей против Бореньки настроила… заведующая детсадом. Однажды я уличила ее в том, что по ее распоряжению воспитательницы потчевали сынишку… корвалолом, когда он разнервничался, потому что его насильно заставляли позавтракать. Но ведь ребенок не солдат, чтобы жить по приказу. Кроме того, дачу лекарства не согласовали ни со мной, ни с лечащим врачом мальчика. А вскоре узнала, будто бы и другие мамы жаловались, что их детям без ведома родителей дают какие-то лекарства. Я не получила ответ на вопрос, почему так происходит, поэтому и написала письмо о возмутительных фактах мэру города. Об этом узнала заведующая. И тут же сменила гнев на милость — попросила никуда не обращаться, потому что, дескать, и сама может навести порядок во вверенном ей детсаду. А взамен предложила решить вопрос о переводе Бореньки в группу обычных детей.
Еще я выступала против ночных групп для больных деток, предостерегая родителей, что малыши страдают от недостатка внимания. С ними ведь необходимо ежедневно заниматься лечебной физкультурой, да и просто разговаривать. (Но оказалось, что за ночные группы персонал получает доплату, поэтому мои высказывания и возмутили заведующую детского учреждения.) Не промолчала, когда в нашей специализированной группе стали отключать электроэнергию с целью экономии. А ведь у многих деток и так проблемы со зрением.
«Если необходимо, мы выделим волонтера, который бы сопровождал малыша в группе обычных детей»
Когда утром мальчики, как обычно, засобирались в детсад, Виктория объяснила им, что теперь они будут оставаться дома. Родители малышей решили временно, до улаживания конфликта, не водить сынишек в дошкольное учреждение. Но так как мама и папа маленьких Бори и Жени продолжают работать, им иногда приходится брать двойняшек с собой на работу.
*В садике братьям нравилось — пока Боря занимался аппликацией, Женя осваивал тренажер, учась ходить
— Не понимаю, как можно так цинично выступить против человека? — возмущается региональный представитель Национальной Ассамблеи инвалидов Украины в Винницкой области Светлана Демко. — Выходит, если ребенок инвалид, он уже не человек? А ведь в этом дошкольном учреждении 20 лет работает Центр реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательной системы и страдающих детским церебральным параличом. В детсаду три специализированные группы с такими детками. И именно это должно было бы сподвигнуть коллектив внедрять интегрированное обучение. Разъяснить родителям обычных детишек, что никакого вреда их чадам такие малыши не принесут. Обратиться к опыту общественных организаций. Мы могли бы поддержать такого ребенка, перешедшего в группу здоровых детей, выделив сопровождающего его волонтера. К сожалению, вместо того, чтобы помочь этой семье, заведующая детсадом лишь сетовала, что группа переполнена, что дети шумят и это мешает ребенку, наконец, что в группе нет пандуса.
Заведующая детсадом Татьяна Михайлюк отказалась пообщаться с корреспондентом «ФАКТОВ». Сказала только, что из-за неприятностей, свалившихся на нее из-за слишком активной мамы мальчиков, она плохо себя чувствует. И без согласования с руководством департамента образования горсовета не может ничего комментировать. Посоветовала обратить внимание на интернетовский сайт детсада, на котором рассказано об инклюзивном образовании. Сайт действительно привлекательный, красочный. А в статье об инклюзивном образовании в общих фразах отмечается, что оно необходимо детям-инвалидам. В первую очередь потому, что общение со здоровыми сверстниками способствует развитию их коммуникативных и социальных потребностей, концентрации внимания, успешной социальной адаптации. Но, несмотря на убедительное описание необходимости внедрения инклюзивного образования, ни об одном успешном примере в статье не упомянуто!
— В отличие от многих других мам, которые пострадали подобным образом, Виктория не промолчала, — отмечает Наталья Головко, заместитель председателя совета Ассоциации защиты и помощи инвалидам «Открытые сердца». — Женщина обратилась ко многим должностным лицам, которые могут защитить права ее и ее детей. Тем более что в прошлом году Министерство образования, науки, молодежи и спорта утвердило концепцию развития инклюзивного образования в Украине, а Кабмин принял соответствующее распоряжение «Об утверждении плана мероприятий, касающихся внедрения инклюзивного и интегрированного образования в общеобразовательных учебных заведениях на период до 2012 года». Закона же об инклюзивном образовании в Украине по-прежнему нет. Именно поэтому ничтожно малое количество детей-инвалидов воспитывается в детсадах, учится в школах и вузах. Да и в основном это дети с общими заболеваниями. Те же ребятишки, которым необходимы особые условия для учебы, вынуждены пребывать в специализированных заведениях и группах. Увы, коллеги-педагоги убеждены, что таким детям и там комфортно…
«Человек такой, каким его захотел видеть Господь»
— Думаю, и мальчики, и их родители не должны страдать из-за того, что так решили какие-то важные тети или дяди, — считает Ирина Саранча, сотрудник центра для детей-инвалидов «Промiнь». — Я тоже родилась с детским церебральным параличом. Но это не помешало мне получить два высших образования, поступить в аспирантуру и работать над кандидатской диссертацией. Правда, несмотря на то, что я обладаю знаниями и опытом, постоянно слышу унизительное: «Ты — инвалид!» Два года работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе центра, и вот недавно меня понизили в должности лишь потому, что, дескать, мой почерк и речь не всем понятны. Как только я стала настаивать, что почерк не главное, что сейчас есть много технических средств, с помощью которых можно излагать свои мысли, мне тут же дали понять: молчи, ведь ты инвалид! Теперь многие коллеги относятся ко мне настороженно лишь потому, что им так сказали. Печально! За рубежом совершенно другое отношение к людям с физическими ограничениями. На должности руководителей центров реабилитации инвалидов, которые финансируются из государственного или местных бюджетов, назначают людей с ограниченными физическими возможностями или тех, в чьих семьях есть такие люди. Потому что они знают проблемы инвалидов изнутри, соответственно, и помогать им смогут больше.
Увы, недружелюбное отношение к Боре — еще одно доказательство того, что многие здоровые и благополучные сограждане не готовы воспринимать инвалидов как обычных членов общества. Но ведь если человек плохо ходит или плохо разговаривает, это совсем не значит, что он «не такой». Это значит, таким его захотел видеть Господь, такова его форма бытия.
А тем временем Виктория и члены ее семьи много занимаются с детками и радуются каждой маленькой победе над их недугом. И верят — всем детям с инвалидностью и их родителям должно быть предоставлено право выбора школы или детского сада не только в министерских циркулярах, но и в реальной жизни. Но пока вопрос с детсадом для малышей так и не решен.
— К сожалению, у воспитателя группы, в которую был переведен мальчик, не хватило опыта и педагогического такта цивилизованным образом разрешить возникшую конфликтную ситуацию, — сетует директор департамента образования Винницкого горсовета Владимир Буняк. — Мы собрали педагогический совет этого дошкольного учреждения и обсудили, как сделать, чтобы ребенок мог продолжать ходить в группу с обычными детьми. Прислушиваемся к советам представителей общественных организаций. Надеюсь, вскоре мальчик пойдет в детсад — в обычную группу, а со временем, возможно, переведем в нее и братишку этого малыша. Проблема ведь не в детях, проблема — во взрослых. А многие взрослые просто не привыкли видеть рядом людей с инвалидностью…
3667Читайте нас у Facebook