Во время битвы за Киев в декабре 1943 года Герой Советского Союза Иван Туркенич встал к орудию и подбил три фашистских танка
Ивану Туркеничу в этом году исполнилось бы 90 лет. Сын шахтера, он был физически крепким парнем и мог бы еще жить среди нас. Как и большинство тех, кого война забрала молодыми. 22 июня, в День памяти и скорби, на открытие памятника герою-молодогвардейцу пришли все жители Раковичей. Приехали гости из Москвы, Киева, Житомира и других городов.
«Почему ты не застрелился?» — спрашивали его особисты»
О подвиге героев краснодонского подполья страна узнала из романа Александра Фадеева «Молодая гвардия» (вышел в 1946 году). Но, как вскоре выяснилось, писатель уделил незаслуженно мало внимания образу командира молодогвардейцев. Ко времени создания подпольной организации — осень 1942 года — выпускник Севастопольского военного училища зенитной артиллерии Иван Туркенич, в отличие от большинства подпольщиков, был уже опытным офицером. В боях на Дону его батарея, получив приказ стоять насмерть, сражалась до последнего снаряда.
Раненого, присыпанного землей офицера немцы взяли в плен. Во время перевода колонны военнопленных в другой лагерь Туркеничу удалось бежать. Но перейти линию фронта он не сумел.
Истощенный и обессиленный, 22-летний лейтенант вернулся в родной Краснодон, где до войны окончил школу, учился на рабфаке педагогического института, работал в типографии. Подлечившись, вступил в подпольную молодежную организацию, члены которой единодушно избрали Ивана своим командиром. Все боевые операции молодогвардейцев планировались, разрабатывались и проводились под его руководством.
К сожалению, молодые подпольщики не слишком строго придерживались правил конспирации. К тому же не обошлось без предателя. Фашисты арестовали большинство членов организации. А Туркенич сумел бежать из Краснодона и вышел навстречу наступающим советским войскам.
Поздней осенью 1943 года 99-я стрелковая дивизия, в которой воевал офицер, была срочно переброшена под Киев, где к концу ноября сложилась очень тяжелая обстановка: фашисты выбили советские войска из Житомира, и над столицей Украины нависла угроза повторной оккупации.
Чтобы не подпустить врага к Киеву, советские воины, дравшиеся на рубеже Чоповичи — Потиевка — Заньки — Радомышль — Брусилов — Фастов, совершали чудеса героизма: танкисты в горящих машинах шли на таран, артиллеристы выкатывали пушки из укрытия и стреляли прямой наводкой.
Помощник начальника штаба 473-го артполка старший лейтенант Иван Туркенич пошел на передовую, чтобы выяснить, почему не ведут огонь орудия батареи, защищавшей село Раковичи. Оказалось, бойцы орудийных расчетов погибли. А по полю в сторону села двигались фашистские танки.
Собрав оставшиеся снаряды, Туркенич встал к прицелу уцелевшего орудия и смог подбить три «тигра». Вражеская атака захлебнулась.
За этот и другие подвиги (впоследствии Иван Туркенич отличился при освобождении Проскурова, Тернополя, Львова, а также польских городов) командование 99-й Краснознаменной Житомирской дивизии представило бывшего молодогвардейца к званию Героя Советского Союза. Но кадровики и особисты поставили на представлении визу «отказать». Причина — Туркенич несколько дней был в плену. А Сталин, как известно, однажды сказал: «У нас пленных нет, есть предатели». Смершевцы спрашивали: «Почему не застрелился?», «Почему почти все молодогвардейцы погибли, а ты остался жив?»
13 августа 1944 года помощник начальника политотдела дивизии капитан Туркенич поднял бойцов в атаку, получил тяжелое ранение и через сутки умер. Советского офицера похоронили в польском городе Жешув. На его могиле установлен семиметровый обелиск.
«Чтобы добиться присвоения Туркеничу звания Героя, мы собрали 10 тысяч подписей»
Через двадцать лет после Победы командование Житомирского высшего военного училища радиоэлектроники ПВО — правопреемника Севастопольского зенитно-артиллерийского, — попыталось добиться присвоения Ивану Васильевичу звания Героя Советского Союза посмертно. Об этом «ФАКТАМ» рассказал бывший выпускник и преподаватель этого вуза полковник запаса Александр Ужанов — член-корреспондент Российской академии военных наук, писатель:
- После того как все попытки оказались тщетными, курсанты и преподаватели училища создали литературно-музыкальную композицию «Иван Туркенич», объездили с ней многие города Советского Союза и собрали десять тысяч подписей под нашим обращением в Президиум Верховного Совета СССР. И лишь 5 мая 1990 года Ивану Васильевичу Туркеничу наконец присвоили звание Героя Советского Союза (посмертно). Кстати, тем же указом, что и знаменитому подводнику Александру Маринеско.
Подвиг молодогвардейца под Раковичами стал основным аргументом за присвоение Туркеничу высокого звания. Мы занимались поисковой работой, нашли очевидцев памятного сражения: председатель колхоза Прокопенко мальчишкой наблюдал этот бой, он показал нам, где стояли подбитые танки.
В 1988 году у дороги, ведущей к селу мимо Иванова поля — так местные жители назвали эту местность, был установлен скромный памятный знак в честь молодогвардейца. Тогда же мы собрали деньги на памятник. Увы, вскоре Союз распался, Сбербанк обанкротился, деньги пропали.
Все это время нам, конечно, не давало покоя то, что не довели нужное дело до конца. Наконец мы снова собрали средства на памятник. Мы — это бывшие выпускники, нынешние офицеры и курсанты Житомирского военного института (так теперь называется училище), Московского военного института радиоэлектроники ПВО. Я отдал свою премию за книгу о конструкторе автомата Михаиле Калашникове. Крупную сумму выделило «Житомироблэнерго», а также районная организация Партии регионов. Значительную помощь оказали глава Радомышльской районной госадминистрации Игорь Харитончук, председатель Раковичского сельсовета Александр Марчук.
Мастер Валерий Шевчук, устанавливавший памятник, неделю жил здесь, работал от рассвета до заката. Директор государственного предприятия Минобороны Украины «Макаровский завод железобетонных изделий» Анатолий Ковальчук дал качественный бетон для фундамента, а фирма «Грантех» изготовила монумент. Пусть простят меня те, кого я не вспомнил, — это была народная стройка.
1124Читайте нас у Facebook