«Динамовские» номера на автомобиле считались пропуском в мир повышенных скоростей"
Тридцать лет назад в СССР появились привычные для нас автомобильные номерные знаки с черными буквами на белом фоне. В 1982 году они заменили отслужившие почти четверть века черные номерные знаки. А за пять лет до этого, в 1977 году, тогдашний начальник московской Госавтоинспекции Ноздряков впервые ввел систему выдачи спецталонов на автомобили так называемым нужным людям.
Как пишет в своей книге «Банды семидесятых» Федор Раззаков, в ЦК КПСС знали о существовании ноздряковских спецталонов. Но вскоре число «блатных» автовладельцев в Москве превысило все разумные пределы. Лихачи с талонами гоняли по городу, нередко сбивая насмерть пешеходов. И когда такой талон был найден у главаря вооруженной банды, а другой — у вора в законе, в эту практику решил вмешаться Комитет партийного контроля (КПК) при ЦК КПСС.
В середине марта 1978 года к Ноздрякову явилась группа работников КПК во главе с ответственным контролером Севастьяновым, рассказывает Федор Раззаков. Начальник ГАИ юлил, под различными предлогами отказываясь предоставить проверяющим картотеку владельцев спецталонов «на предъявителя» (цена на них, кстати, доходила до 20 тысяч рублей).
А 21 апреля 1978 года в Кремлевском дворце съездов состоялось торжественное заседание, посвященное
В последнее десятилетие существования Советского Союза в Киеве тоже не дремали, и московский опыт внедрили с еще большим размахом. Вот как это было.
Погоня за «динамовскими» номерами людей, не имевших никакого отношения к клубу, была под стать московским авантюрам
Киевские динамовцы в 1986 году, выиграв в финале у «Атлетико» (Мадрид), завоевали европейский Кубок кубков. Обалдевшие от радости киевляне ходили по улицам с самодельными лозунгами «Да здравствует «Динамо!». А некоторые игроки клуба получили возможность приобрести по автомобилю. Это были «Волги» ГАЗ-24М одинакового серого цвета. Говорят, не только с велюровыми салонами (в то время все начальство в стране ездило на дерматиновых сиденьях мерзкого коричневого цвета), но и с форсированными двигателями, усиленной подвеской, новым дизайном дверных ручек и — страшно сказать — окнами без форточек!
В моделях тех времен вор, чтобы проникнуть в салон, разбивал или выворачивал форточку, просовывал руку и без усилий открывал дверцу. Окна из гуманных соображений не разбивали, зная их баснословную стоимость и дефицит. Сигнализаций тогда никто не ставил по той простой причине, что их в СССР не было. Автолюбители просто выводили на торпеду два контакта, ставили между ними замаскированный под какую-нибудь кнопку прерыватель, который, уходя, забирали с собой. В итоге машина не заводилась, так как электрическая цепь была нарушена. Но и при такой «сигнализации» угонов было предостаточно. Воры снимали также дворники с машин, колеса, лобовые стекла, рукоятки со штыря коробки переключения передач (которые мастерились в зонах из прозрачной пластмассы), зеркала заднего вида. Даже «олени» с ГАЗ-21 скручивали, если хозяин забывал их снять.
Но вернемся к «динамовским» «Волгам». Для них были придуманы невероятно красивые госномера, которые хотя и не соответствовали номерам игроков, но учитывали их заслуги на футбольном поле. У одиннадцатого номера команды, нападающего Олега Блохина, был номер
Далее события развивались следующим образом. Погоня за «динамовскими» номерами людей, не имевших никакого отношения к клубу, а тем более к Кубку, была под стать московским авантюрам. Киев если не наводнили, то украсили несколько десятков аналогичных номеров и серий. Кстати, серия ХТА считалась престижной еще и потому, что была легитимизирована в Европе и позволяла выезжать на автомобиле за рубеж — в отличие от серии КИА, где присутствовала «нечитаемая» полицией кириллическая буква. Именно поэтому до введения новой серии тем, кто выезжал, приходилось перерегистрировать автомобили на «областную» серию — КХА, над которой немного подтрунивали, называя владельцев «колхозниками». Номера «Динамо» были пропуском в мир повышенных скоростей, остановки автомобиля там, где удобно хозяину, проезда под «кирпич» и иных недоступных простым смертным вещей.
«Частные и государственные номерные знаки в советское время были четко распределены, и патрульный легко ориентировался в них»
Действительно ли в советские времена наблюдался такой ажиотаж, связанный с «блатными» номерными знаками и спецпропусками, какой был в
— Когда появились популярные номерные знаки определенных серий, позволяющих водителям стать исключением из правил — в частности, Правил дорожного движения?
— Во времена Советского Союза было намного проще. Ведь определенная серия государственных номерных знаков закреплялась за соответствующей автобазой — то ли Совета министров, то ли Верховного Совета. Если же серия была больше количества автомобилей на автобазе, излишки номерных знаков закреплялись за грузовиками или автобусами. Эта система не давала возможности поставить приглянувшийся номер на частный автомобиль, — говорит Сергей Левченко. — Принадлежность номера к определенной серии значила, что это государственный автомобиль. К примеру, номерная серия 80 закреплялась за Совмином, и «Волги» с соответствующими номерами не нуждались в дополнительных пропусках. Хоть пропуска тоже были. Но выписывались они не на постоянной основе, а только на определенный день или мероприятие. Исключение составляли спецпропуска для оперативного транспорта.
В советское время частные и государственные номерные знаки были четко распределены. К примеру, серия КИА считалась исключительно государственной, а КИТ отдавали только частникам. Насколько это было правильно?.. Думаю, что правильнее, чем сейчас — хотя бы потому, что порядка было больше. А когда в
— Раньше патрульному было намного проще ориентироваться в номерных знаках. Каждый постовой знал наизусть номера автомобилей, которые нужно пропускать и не останавливать, — вступает в разговор Вячеслав Богаденко. — Автомобили с номерами КИР принадлежали, например, киевской милиции. Кстати, как только появились номерные знаки этой серии, в народе сразу же придумали их расшифровку — «кинь инспектору рубль».
— Говорят, не только по номерам инспектор мог определить, кому принадлежит тот или иной автомобиль. Но и по другим признакам. Например, если «Волга» черная — значит, едет высокий чин из ЦК или Совмина.
— На то время все наше правительство ездило на черных «Волгах». Ведь черный цвет автомобиля — это как черный цвет смокинга. Но через спецмагазины по чеку можно было купить черную «Волгу» и в частное пользование. Поэтому мы ориентировались, как это сейчас модно говорить, на тюнинг машины, — продолжает Вячеслав Богаденко. — Если инспектор видел, что у машины висит «козыречек», есть два зеркала заднего вида (в стандартной комплектации советские автомобили шли только с левым зеркалом заднего вида. — Авт.), он думал: «Какой бы номер ты ни вешал, я вижу, что ты из КГБ». Черные шторы на заднем стекле — значит, это человек из ЦК. А когда постовой замечал, что госномер на машине не прикручен, как положено, а вставлен в кассету, он сразу смекал: это оперативный автомобиль.
И все же такие автомобили, хоть редко, но нарушали правила. Помню, в конце
*В советской Украине все правительство ездило на черных «Волгах», но через спецмагазины по чеку такую машину можно было купить и в частное пользование
— Садясь за руль, наши высокопоставленные чиновники любили «поддать газу»?
— Помню один такой случай, я тогда еще в сопровождении работал, — говорит Сергей Левченко. — Мы сопровождали одного из президентов Украины от аэропорта «Борисполь» до стадиона «Олимпийский», где должен был начаться футбольный матч. До его начала оставалось всего ничего, и гарант сел за руль, решив все-таки успеть на матч. Я ехал в первой «сигнальной» машине сопровождения ГАИ. Кортежу была обеспечена «зеленая» дорога. И хоть неслись мы на очень большой скорости, идущий сзади лимузин с президентом все время напирал. На «разгонном» «Фольксвагене Пассат» шел Саша Ершов, тогдашний командир полка патрульно-постовой службы, я ехал прямо за ним. Когда он входил на развязку моста Патона, его «Фольксваген» от бешеной скорости, развитой на этом полукольце, стал на два левых колеса. От увиденного я схватился за голову. К счастью, машину удалось удержать, и при выходе на прямую она снова опустилась на все четыре колеса. Это было что-то! Правда, президентская охрана, поняв, что мы на своих автомобилях попросту не можем выдать той скорости, на которой шли они, скомандовала:
— С какой же скоростью вы тогда шли?
— Больше 200 километров в час. Так что домчались из «Борисполя» до стадиона всего за... 12(!) минут. И не поверите — президент успел к началу матча!
— После победы нашего киевского «Динамо» в Суперкубке всем игрокам и тренерскому составу выдали на их «Волги» «серьезные» номера. Как они использовали этот бонус?
— Подобного я не помню. Может, так и было, но та команда исходила не из ГАИ, а, наверное, из МВД, — говорит Сергей Левченко. — Припоминаю, что когда возникали какие-то сложные ситуации — ДТП с участием футболистов или другие, то были обращения из правительства: «Вот там что-то такое... Пожалуйста, разберитесь, кто прав, но помягче». Конечно, они попадали в дорожные происшествия...
— И попадали, и нарушали, и останавливали, — подхватывает Вячеслав Богаденко. — Помню, в Киеве на улице Луговой (Оболонь) был один случай. Тогда действовало правило: если свободен правый ряд — двигайся по нему, а не по левому. А тут постовой видит, как по крайнему левому ряду при пустом правом едет вазовская «семерка», по-моему, красная. Инспектор жезлом останавливает ее. Из нее выходит мужчина и говорит: «Здравствуйте. Вы что, не узнаете меня?» Инспектор ему: «Йожеф Йожефович (Сабо. — Авт.), машину не знаю, а вас узнал».
Так что самый лучший на то время пропуск был — это лицо.
— А иностранцев приходилось наказывать?
— По поводу иностранцев у нас был жесткий приказ: ни в коем случае не садиться к ним в автомобиль. Но я, помню, как-то нарушил этот порядок, — говорит Вячеслав Богаденко. — Вызвал меня начальник отделения квалифкомиссии, а у него в кабинете сидят двое — переводчик и какой-то югослав. Мне говорят: «Надо принять у иностранца экзамен по вождению, чтобы он получил наше водительское удостоверение».
У югослава, как сейчас помню, был «Форд-Таурус» с откидным верхом. Я на таком никогда не ездил и по завершении экзамена не удержался, попросился за руль.
— Вам понравилось?
— Да. По сравнению с нашими экзаменационными «Москвичами» — просто сказка.
— Нам не то что садиться, даже общаться с иностранцами запрещали, — добавляет Сергей Левченко. — Но у меня тоже был случай, когда я полностью нарушил это предписание. Приехал я как-то на улицу Владимирскую к городскому УВД на «Жигулях»-«канарейке». Смотрю, а возле вазовской «семерки» какой-то иностранец ходит. Он увидел меня и руками машет. Думаю, что-то случилось. А он то на здание УВД показывает, то на лобовое стекло. И тут я понял, о чем он, — у него прямо у здания милиции дворники с «семерки» сняли. Я снимаю со своего «Жигуля» дворники и отдаю ему. Он сначала оторопел, а потом начал благодарить. Я испугался: сейчас кто-то увидит — лучше уеду от греха подальше...
Все смешалось в начале
Потом было принято решение официально продавать кратные номера по фиксированной цене. Так, к примеру, четыре семерки оценивались в 20 тысяч гривен. Кстати, хочу немного огорчить состоятельных киевлян — все киевские номера с четырьмя семерками уже проданы. Правда, желающие могут заказать себе индивидуальные номерные знаки с любой символикой, кроме государственной, и любыми цифрами и буквами, кроме уже существующих.
Нужно помнить, что номерные знаки — не главное. Каждый водитель должен обеспечивать безопасность на дороге, ведь в его руках не только собственные жизнь и здоровье, но и других участников дорожного движения.
Фото из фотоальбома «Киев 70-80-е»
3109Читайте нас у Facebook