Первый в мире воздушный таран, совершенный в небе Львовщины, стоил Петру Нестерову жизни
27 февраля многие авиационные училища мира традиционно посвящают часть занятий памяти легендарного летчика Петра Нестерова. С его именем связаны не только первые дальние перелеты, воздушный таран, планирование с выключенным двигателем, первый кинофильм, снятый в воздухе, на просмотр которого в кинотеатры ломились толпы киевлян. Днем мирового триумфа для Нестерова стало 27 августа 1913 года, когда над Сырецким полем возле Святошина в Киеве на самолете «Ньюпор-4» он совершил смертельно опасную, как раньше считалось, «мертвую петлю», впоследствии названную его именем. За новое слово в пилотаже Киевское общество воздухоплавания наградило Петра Нестерова золотым жетоном. Правда, царские генералы были весьма недовольны этим ошеломляющим успехом и прозвали аса «воздушным хулиганом».
Сделав расчеты, Нестеров пришел к выводу, что во время воздушного тарана собственный самолет можно все-таки сохранить
Пятого августа 1914 года авиаотряд под командованием Петра Нестерова отбыл на фронт. Он базировался на Западной Украине: в Ровно, Дубно, Львовской области.
— 18 августа начала наступление армия генерала Брусилова, а 19 августа — армия генерала Рузского, — рассказывает «ФАКТАМ» руководитель Галицкого авиационного историко-технического общества Ярослав Янчак. — Весь авиаотряд Петра Нестерова был задействован для воздушной разведки. Сохранились воспоминания о том, как 7 сентября летчики задержались в штабе и принялись обсуждать результаты разведки. В разговор вмешался генерал-квартирмейстер штаба Бонч-Бруевич. Он заметил, что дальнейшая судьба всего наступления будет во многом зависеть от того, насколько удастся скрыть от австрийцев новое направление движения русских корпусов. Мол, у противника тоже есть авиация, которая действует весьма активно. Особенно беспокоили разведывательные полеты австрийского самолета «Альбатрос», на котором летал опытный пилот. «Полеты эти надо прекратить, чтобы не сорвать планы наступления», — приказал генерал. Петр Нестеров со своего места иронически поинтересовался: «И как вы думаете это сделать, когда на наших самолетах нет никакого оружия, кроме револьвера у летчика?» «Нужно придумать способ атаки!» — отрезал Бонч-Бруевич.
Это был своеобразный вызов, поскольку все летчики русской армии знали, что Нестеров неоднократно высказывался за необходимость вооруженного воздушного боя, но большие военные чиновники отмахивались от его мнения. В конце знаменательной встречи Нестеров в присутствии всех дал честное слово русского офицера, что австриец перестанет летать. На том и разошлись.
Несколько раз после этого Петр Нестеров обсуждал идею воздушного тарана со своим другом, поручиком Александром Кованько. Сначала они сошлись на том, что это верная гибель, но потом Нестеров сделал расчеты и пришел к выводу, что если ударить колесами по плоскости вражеского самолета на попутном курсе, то собственный самолет можно сохранить. Однако смертельный риск по-прежнему оставался.
Между тем австрийский самолет-разведчик продолжал появляться над позициями русских войск. Стало известно даже, что управляли им лейтенант барон Розенталь с наблюдателем унтер-офицером Малиной.
На фронте было короткое затишье, и русское командование, чтобы хоть как-то развлечь офицеров, приняло решение устроить бал. Во время него и произошел публичный скандал. В присутствии всех генерал Бонч-Бруевич подозвал к себе Нестерова и принялся в оскорбительном тоне вычитывать штабс-капитана за то, что тот не выполнил слово офицера и не уничтожил австрийского разведчика. Все пояснения авиатора о том, что его невооруженный самолет устарел, что он маломощный и не может выкарабкаться на необходимую высоту, во внимание не принимались. «И это говорит наш герой, исполнитель „мертвой петли“!» — откровенно насмехался генерал над летчиком в присутствии других офицеров и дам.
С бала Нестеров вернулся в свою часть взбешенный. А через пару дней ему доложили, что в воздухе опять появился барон Розенталь. И русский летчик сразу же поднял ему навстречу свой старенький «Моран». Первый в истории авиации воздушный бой состоялся 18 сентября 1914 года — в небе над живописным селом Воля Высоцкая Жовковского района Львовской области. В результате нескольких удачно проведенных маневров Нестерову удалось подняться выше австрийца, а затем протаранить его самолет. Враг был уничтожен, но и Петр Николаевич не уберегся — его «Моран» рухнул на землю. По одной из версий, летчик погиб сразу, по другой — раненого Нестерова добили солдаты русского казачьего патруля во время банального ограбления.
*Плакат 1914 года, иллюстрирующий подвиг Петра Нестерова, — первый воздушный таран
На похороны и отпевание Петра Нестерова, которые проходили в Великом Никольском соборе, явился практически весь Киев. А к его могиле на Лукьяновском кладбище многие летчики ходят до сих пор. На доме, где Нестеров жил, установили мемориальную доску, в его честь называли улицы и малые планеты, устанавливали памятники, его опыт и идеи осваивали будущие авиаторы во всех государствах.
Остатки разгромленного музея стыдливо спрятали за забором — подальше от взглядов иностранных туристов
В 1951 году Жовковский район на Львовщине, где погиб знаменитый летчик, переименовали в Нестеровский. В конце
Мемориал получил статус филиала музея Прикарпатского военного округа. Обслуживали его и охраняли солдаты батальона, расположенного в соседнем селе Воля Высоцкая.
В начале
*В развалинах музея не сохранилась даже надпись «От благодарных потомков» (фото автора)
— Нельзя сказать, что мемориалом совсем никто не интересовался, — говорит президент благотворительного фонда «Миссия прогресса» Олег Лютиков. — Из Военно-воздушной академии Вооруженных Сил России несколько раз приезжали представители, которые в беседах со мной выражали тревогу по поводу судьбы музея. Но потом визиты прекратились. Наступил такой момент, когда я решил сам заняться этим делом. К нашему удивлению, у музея
не оказалось никаких документов. По заказу нашего фонда предприятие «Укрзападпроектреставрация» изготовило акт технического состояния памятника, паспорт объекта культурного наследия и учетную карточку объекта. А потом с октября 2009 года по конец
Эту идею поддержали Львовская областная государственная администрация и Министерство культуры Украины, к ней проявило интерес Генеральное консульство Российской Федерации во Львове, нашла она понимание и у многих депутатов Жовковского райсовета. Недавно приказом Минкультуры музей был внесен в Государственный реестр памятников Украины местного значения.
— К сожалению, как обычно у нас бывает, средств на экспертизы и ремонтно-восстановительные работы нет, — сетует Олег Лютиков. — В поисках финансирования мы уже обратились к украинским предпринимателям и политикам. Кроме того, я как председатель Русского общества имени Александра Пушкина направил письмо с просьбой о помощи министру иностранных дел Российской Федерации Сергею Лаврову и министру вооруженных сил России Анатолию Сердюкову. Ответа пока нет.
1710Читайте нас у Facebook