Протоиерей Николай Несправа: «Чтобы построить церковь, попросили каждого жителя поселка купить на 10 гривен кирпичей»
С давних времен церкви старались возводить на пригорке, чтобы их купола были видны издалека и колокольный звон, словно долетая с небес, накрывал окрестности утренним благовестом. Но голубые и золотые маковки этого храма, построенного на околице поселка железнодорожников Северный, что в Днепропетровске, поначалу и не разглядишь за высокими деревьями. Когда заканчиваются старые пятиэтажки, а за ними унылый пейзаж с нагромождением производственных построек и асфальтовая дорога углубляется в сосновый лесок, даже не ждешь каких-то неожиданностей. И вдруг… Изумительный храмовый комплекс, окруженный ажурной оградой с фигурами архангелов на воротах, возникает из сумерек леса. Журчит вода в фонтане, над которым кружатся четыре голубя. По зеленому газону, распустив пышные хвосты, гуляют павлины. Всеми красками радуги переливаются цветочные клумбы. Возле вольеров с обезьянками смеется детвора. А над всем этим сияют золотые купола. И кажется, вот он — рай на земле…
Еще до основания Екатеринослава на высоком берегу речки Самары, в том месте, где она впадает в Днепр, высилась Новобогородицкая крепость, призванная защищать южные границы России от татарских набегов. Окруженный высоким валом городок имел даже свою деревянную церковь — Покрова Пресвятой Богородицы. Первое упоминание о храме датируется XVI веком. В начале XVIII века крепость по указу Петра I была разрушена, а церковь в конце столетия разобрали и перенесли на другое место.
Болотистую низинку в устье Самары начали осваивать только в советские времена. После войны здесь построили станцию Нижнеднепровск-Узел и рабочий поселок. Вряд ли кто-то задумывался тогда об историческом значении этих мест, нужно было осваивать промышленную зону, по которой прошла важная железнодорожная ветка. Поэтому неподалеку от сохранившихся крепостных валов возводили станционные службы. Территория посреди соснового леса, где было небольшое болотце, тоже, очевидно, предназначалась для строительства, ее засыпали горами песка, но потом бросили на произвол судьбы. Зимой сюда бегали кататься с горки поселковые ребятишки, а в другие времена года сумрачный пустырь, заваленный мусором, местные жители обходили десятой дорогой.
Почему полянка сразу приглянулась только недавно назначенному настоятелю еще не построенного храма Николаю Несправе, он и сам объяснить не может. Но, увидев большую поляну среди сосен, отец Николай сказал: «Только здесь…»
— Бывают такие места, где история словно витает в воздухе, — объясняет настоятель днепропетровского храма в честь иконы Божьей Матери «Иверская» протоиерей Николай Несправа. — А эта земля, где за века пересеклось столько дорог, вся пропитана кровью. Даже в наше время именно здесь, защищая Днепропетровск от фашистов, стояли насмерть курсанты артиллерийского училища. Необстрелянные мальчишки погибли практически все. Их останки находят по сей день. Но был еще один странный случай, который определил мой выбор. Я служил до этого священником в Свято-Николаевском храме и уже тогда мечтал построить церковь. Сидел вечером и рисовал ее проект. В советские времена церковные маковки было приказано красить в зеленый цвет, чтобы не выделялись на фоне деревьев. Я же раскрасил их синим карандашом. Буквально на следующий день в наш храм приехали послушницы из Новомосковского монастыря.
Проходя мимо группы женщин, я услышал, как они громко обсуждают новость: в сосновом лесу возле поселка Северного из окна электрички виднелись голубые купола храма, которого там раньше не было.
*Протоиерей Николай Несправа: «Еще древние говорили, что в мире есть две священные книги, которые должен всю жизнь читать человек: Библия и окружающий нас мир. Я попытался совместить в своем проекте заботу о человеческой душе и о том, что вокруг нас»
На этом мистические совпадения не закончились. В один из трудных для себя дней, молясь о разрешении проблем,
— Я начал стройку, имея 200 долларов в кармане, — улыбается отец Николай. — Причем получил это пожертвование тоже странным образом. Как-то в церковь уже в конце дня приехала греческая семья с просьбой окрестить ребенка. «Ну, несите малыша», — говорю. И тут приходит детина двухметрового роста по фамилии Феатоки. А я как раз накануне прочитал, что первым епископом Екатеринослава был грек и фамилия у него была — какая бы вы думали? — Феатоки! Конечно, мы разговорились, я рассказал о своих планах, и он попросил: «Пусть мои средства послужат этой цели». Таким образом и появились на пустыре несколько поддонов кирпича, пара мешков цемента и пять рулонов рубероида. Вскоре был заложен первый камень храма.
Уверенности молодого священника можно было только удивляться, ведь средств на строительство церкви ему никто не обещал. Но те, кто знал Николая Несправу, ничуть не сомневались в успехе. Самый молодой в ту пору настоятель, он был известен в церковных кругах тем, что сумел резко переменить свою жизнь. Выросший в семье военнослужащего парень вначале пошел по стопам отца: служил в спецназе, поступил в военное училище. Но после посещения Киево-Печерской лавры в душе зазвучали неведомые ранее струны. Он отказался от военной карьеры и пошел учиться в духовную семинарию. Потом была Киевская духовная академия, Московский богословский университет, служба в храме, куда ездил через весь город на велосипеде, и съемная комнатушка, где кроме стеллажа с книгами был только письменный стол и матрасы на полу — для него, жены и двоих детей. Чтобы стройка не остановилась, отцу Николаю пришлось продать даже старенький мотоцикл «Сузуки». Но денег все равно не хватало. И тогда он обратился к людям, которые каждое воскресенье собирались на стройплощадке на богослужение.
— Я предложил им строить храм вместе, — вспоминает отец Николай те трудные времена. — Мы посчитали: малый храм вполне можно построить, если каждый прихожанин купит на 10 гривен кирпичей. С этой просьбой я и обратился к людям. Причем мы отпечатали визитки, в которые заносились имена тех, кто приносил стройматериалы или жертвовал деньги. Через три месяца стройка была полностью обеспечена кирпичом, находились даже люди, которые привозили машину кирпичей: «За меня и тех, кто не может купить». Малый храм, который мы назвали «Золотые врата», был заложен в марте, а освящен уже в октябре 1998 года. В кладку легли тысячи визитных карточек с именами наших спонсоров, простых прихожан.
Те, кто отговаривал отца Николая строить храм в лесу, в отдалении от поселка («Он должен стоять в центре, возле рынка», — твердили ему), не уставали удивляться: буквально через полгода здесь собиралось столько людей, что прихожане во время богослужений стояли на улице.
— Вообще-то приход формируется десятилетиями, а тут к нам поехали люди со всего Днепропетровска, — сам не понимает этого феномена батюшка. — Шли пешком через лес, где еще и дороги хорошей не было. Причем целыми семьями. Стало ясно, что нужно строить большой храм. Тем более что места на арендованном участке было много. Но я еще после прежней стройки не пришел в себя и мучительно думал: где взять средства на новую? Хотелось возвести что-то совсем необычное, не просто более просторное помещение, но истинную обитель красоты. Говорил же Христос: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше…»
Узнав, сколько стоят услуги архитекторов и дизайнеров, отец Николай сам стал создавать философию будущей церкви и ее территории. А заодно поступил на факультет ландшафтного дизайна Национального аграрного университета. Помня учение, что православный храм — это небо на земле, а небо — райский сад, мир гармонии и спокойствия, он размышлял, как соединить земное и духовное так, чтобы люди нашли здесь утешение во всех своих проблемах. Хочешь — молись, хочешь — смотри, каким должен быть мир — ухоженным, красивым, чистым.
— Хотел избежать в своем проекте излишней помпезности, наполнить его не только духовным, но и человеческим содержанием, — отец Николай пытается втиснуть в рамки короткого рассказа часы и годы раздумий. — Всегда существует опасность превратить церковь в памятник архитектуры или бюро ритуальных услуг, если она не будет учить людей добру и красоте. Еще древние говорили, что в мире есть две священные книги, которые должен всю жизнь читать человек: Библия и окружающий нас мир. Заботу о человеческой душе и о том, что вокруг нас, я и попытался совместить в своем проекте.
Главный собор, спроектированный в византийском стиле, состоит из нижнего и верхнего храмов. В нижнем уже идет служба, верхний пока еще строится, но следов стройплощадки нет и в помине. Вокруг разбит парк, равных которому в Украине, думаю, не найти. И дело не только в том, что все здесь для людей бесплатно — зверинец с экзотическими птицами, лори-парк со смешными обезьянками, парк ангелов, который светится в темноте сотнями тысяч огоньков. Попадая сюда, человек начинает осознавать, как прекрасен окружающий мир и как он хрупок.
— Мы собрали из разных зверинцев умирающих, покалеченных зверюшек и выходили их, — говорит отец Николай. — Чтобы дети могли окунуться в мир живой природы. У нас вы нигде не увидите прейскуранта услуг, нет входных билетов и служителей с кружечкой. Бедные и жадные даже венчаются и крестятся бесплатно. Но зато у храма очень много друзей! Недавно молодая женщина крестила ребенка и попросила после этого: «Можно, я возьму на содержание три вольера с животными? Не могу уйти отсюда просто так». Теперь Ирина оплачивает корм и ветеринарную поддержку наших питомцев. Точно так же прихожане заботятся о павлинах, уточках, бурундуках, попугаях, обезьянках, которые живут в парке. Дети не видят здесь страданий, неволи, наши звери чистые, ухоженные, такие, как в природе. Это основная концепция проекта «Ноев ковчег», который мы осуществляем. А вообще, у нас очень много образовательных, социальных, культурных, миссионерских проектов, и каждый находит в чьей-то душе отклик. Есть люди, к которым не надо специально обращаться за помощью, они сами находят тех, кто нуждается в поддержке. Так к нам пришел и Яков Безбах. Поскольку Нижнеднепровский трубопрокатный завод, где он трудится, и новый завод «Днепросталь» совсем рядом с нашим храмом, а в поселке живет много рабочих, этот человек понимает, что на Северном должен действовать культурный и духовный центр. К этому депутату не надо стоять в очереди на прием, ждать ответа на свое обращение, он на всех праздниках в храме, среди людей. И сам спрашивает: «Чем помочь?» У нас прекрасная воскресная школа для местных ребятишек, театральная студия, хор. Но детей все больше, а вот места для них не хватает. Я не успел даже обдумать, как выходить из этой ситуации, а Яков Яковлевич уже доставил во двор два просторных модуля, которые обычно используют на стройке, полностью оборудованных для занятий.
Еще одна проблема неожиданно возникла совсем недавно: церкви насчитали огромный долг за аренду земли. Без всяких льгот и преференций. Да еще и потребовали освободить якобы незаконно занятый участок за территорией храма, где была построена единственная на весь поселок детская площадка. Отец Николай просто схватился за голову. Но опять вступился депутат горсовета Безбах. И с храма сняли этот долг, а теперь решается вопрос о льготах.
Тем временем слава об удивительной церкви на околице Днепропетровска докатилась даже до священной горы Афон. Местные монахи, которые славятся своей школой иконописи и весьма редко принимают заказы от других храмов, почему-то сразу откликнулись на просьбу украинского батюшки написать икону Божьей Матери «Экономисса», то есть «Домостроительница», которая считается антикризисной как для семьи, так и для государства. В рамках реализации проекта «Святыни Приднепровья», кроме центральной иконы, написанной на кипарисовой доске дорогими красками, батюшка заказал к ней еще семь чудотворных изображений, особо почитаемых на Афоне.
Работа над иконой длилась более двух лет. Получился не просто образ, но настоящее произведение искусства, украшенное сусальным золотом и камнями. Когда отец Николай приехал забирать готовую работу, выяснилось, что на вывоз ее из Греции нужно получить несколько сертификатов, а это огромные расходы. Не раздумывая, он продал иномарку, на которой приехал, зато в Украину вернулся не с пустыми руками. Кстати, отцу Николаю друзья из байкерского клуба «Ангел» подарили после этого мотоцикл, на нем он теперь и ездит.
Главная идеология нового духовного центра — пропаганда красоты и гармонии человеческой души, окружающего мира. Настоятель храма успел за годы службы и тяжелого, подвижнического строительства получить еще несколько высших образований: закончил Киевский университет международных отношений, Открытый английский университет в Лондоне и Прешовский нацио-нальный университет в Словакии, защитил звания доктора богословия и доктора философских наук, читает лекции во многих вузах Украины.
— Я не коллекционирую дипломы, — улыбается он. — Но даже университетский коридор для меня — возможность еще больше раскрыть свой потенциал и применить его на деле. Ведь церковь не только место, где люди осуществляют свои религиозные потребности, она должна формировать образ жизни человека, его взгляды на мир.
— Когда он приходит в церковь, ему обычно говорят: то нельзя, это нельзя, — продолжает отец Николай. — И создается впечатление, что путь к Богу — дорога ограничений и запретов. Мы говорим: это свобода! От греха, зла, грязи, уныния. В таком смысле наш храм — вызов обществу, место для тех, кому надоела рутина. Поэтому к нам и идут люди. Чтобы быть интересным для них, нужно очень многое уметь и знать. И я вижу, что у нас люди становятся добрее, дети — воспитаннее. Значит, все не зря.
Когда завершалось строительство нижнего храма, отец Николай задумался над его оформлением. Помещение находится в полуподвале, освещение скудное, а значит, деревянный иконостас будет скрадывать пространство. В те дни ему на глаза попалась информация о реставрации в Китае статуи Будды, изготовленной древними мастерами из оникса. И ночью приснился ониксовый иконостас, излучающий теплый медовый свет и озаряющий полутемное помещение. Но приобрести в Иране необходимое количество камня было лишь половиной дела, в котором помог известный меценат Виктор Пинчук. Сложнее оказалось изготовить из камня иконостас — наложить тонкие пластинки на металлическую конструкцию так, чтобы иконостас казался единым целым. Но днепропетровские мастера-ювелиры с задачей вполне справились, хотя на это произведение искусства ушло более тысячи мозаичных деталей.
— В Китае статую из оникса считают национальным достоянием, очень ею гордятся, но мало кто знает, что и в Украине есть подобная визитная карточка, причем единственная в своем роде, — не скрывает радости отец Николай. — Мы сейчас с помощью спонсоров осуществляем проект «Святыни Приднепровья», в рамках которого творческая группа уже заказала и получила несколько уникальных реликвий, которые будут храниться в нашем храме. В частности, уже изготовлена и выставлена на обозрение одна из самых точных копий Туринской плащаницы (в мире их всего шесть). В городе Златоусте российские ювелиры изготовили шкатулку из нефрита, так называемый реликварий, в котором находятся частица Животворящего Креста Господня и мощи святой Праведной Анны. Один из последних проектов — копия Копья судьбы, оригинал которого хранится в Венской сокровищнице. У меня огромная мечта — построить не только библиотеку, но и музей артефактов, связанных с мировой цивилизацией. Сейчас присматриваемся к терновому венцу, который находится во Франции, у нас тоже будет его точная копия. Многие идеи участвуют в конкурсах, становятся дипломными работами. Как детская площадка возле входа в храм, которую спроектировали студенты Приднепровской архитектурной академии.
— Я ни в одной церкви не видела столько внимания к детям, как у вас…
— Увы, прихожан редко разделяют по возрасту, но мы понимаем, что душа формируется в детстве, и хотим, чтобы храм раскрывал все ее добрые стороны. Есть даже идея построить рядом с детской площадкой своеобразный Диснейленд, только по мотивам русских и украинских сказок, и назвать этот сказочный городок «У Лукоморья». Там не будет «покемонов», нельзя будет курить и пить пиво, зато все детские праздники, которые мы проводим, в том числе «День знайки», будут проходить в окружении добрых сказочных героев. Я уже представил этот проект одному из благотворительных фондов. Вот только отдаст ли город под него брошенный пустырь вокруг храма — еще вопрос..
«Здесь такая добрая атмосфера, что и уходить не хочется. В храме всегда очень много людей и все друг другу улыбаются»
Анна Турчакова с сыном:
«Ребенок с крещения проводит время в этом храме. Уж как его трудно удивить, но каждый раз находим на территории что-то новое для себя. Тут и цветомузыкальный фонтан, над которым Вера, Надежда, Любовь и мать их София кружат в образе голубок, и фигурки сказочных персонажей, с которыми можно сфотографироваться, и карета. Возле озорных мартышек сын часами стоит. Другого такого места в городе нет. А как изумительно проходит здесь Рождество — с праздничной службой, елкой, фейерверком! В этот день храм и двор просто не вмещают всех желающих, людей собирается, наверное, тысяч двадцать. Это незабываемые праздники!»
Прихожанин Миша Живолуб, 5 лет:
«Я вообще-то давно верю в Боженьку, видите, у меня даже крестик есть. В храме нас этому учат, а еще радоваться, улыбаться, никого не обижать, все делать хорошо. Словами просто не передать, что я здесь чувствую. Что надо природу беречь, зверюшек разных, птиц, верить в Бога, даже если у вас нет крестика!»
Юлия Зарецкая, жительница поселка Северный:
«Мы с дочкой приходим сюда каждое воскресенье с другого конца жилмассива — погулять, посмотреть на птиц. Не потому, что негде играть, просто здесь особая атмосфера, очень красиво и празднично. Все обустроено, и денег платить не надо. Даже моя шустрая малышка тут становится спокойнее, словно на нее нисходит Божье благословение. Мы причащаемся, отмечаем все церковные праздники. Спасибо отцу Николаю, что он не забывает и о светских проблемах детей и родителей. Накануне 1 сентября прошел прекрасный праздник «День знайки», на котором всех школьников благословили на хорошую учебу. Я думаю, дети понимают, что это возлагает на них особую ответственность».
Прихожанка Лиза Федоренко:
«Я уже четыре года учусь в воскресной школе, мне это очень многое дает для жизни. Теперь не просто хожу в храм, но и помогаю. Не по службе, как говорится, а по душе. Здесь такая добрая атмосфера, что и уходить не хочется. Дома ты один, а тут всегда очень много людей и все друг другу улыбаются. Недавно я узнала, что у церкви возникли финансовые проблемы. Очень жаль, что таких людей, как отец Николай, власть не поддерживает, да еще и налогами душит. Так нельзя. Это неправильно, не по-христиански…»
*Возможно, вскоре все детские праздники, которые проводятся на территории храма, в том числе «День знайки», будут проходить в окружении добрых сказочных героев — обитателей городка «У Лукоморья»
4158Читайте нас у Facebook