ПОИСК
Культура та мистецтво

Искусствовед Галина Биленко: «Ритуальная тибетская чаша в виде черепа — вещь загадочная» (фото)

7:00 19 грудня 2012
Вчера в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко открылась выставка «Сокровища Азии», на которой представлены шедевры из частных коллекций

— Мы с удовольствием приняли предложение «Гильдии антикваров Украины» провести у нас выставку «Сокровища Азии», ведь частные коллекционеры представили на ней старинные вещи высочайшего художественного уровня, — говорит заведующая отделом Востока Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко Галина Биленко. — Это великолепные произведения буддийского искусства, созданные мастерами Тибета, Китая, Бирмы и Японии: статуи Будды и других божеств, ювелирные изделия, вышивка. Особенно меня впечатлили ритуальные предметы работы тибетских мастеров (кстати, практически все украшения, которые охотно носят как женщины, так и мужчины этого горного края, наделены религиозным смыслом). Например, гау (аналог наших ладанок), сделанные с использованием горного хрусталя, речного жемчуга, кораллов, бирюзы, неограненных изумрудов, рубинов... На гау обязательно изображены божества-защитники. Тибетцы носят их на груди, спине, в прическах. Одна из наиболее ярких жемчужин выставки — украшенная крупными камнями позолоченная серебряная корона с тончайшей инкрустацией. Ее надевали ламы-оракулы во время отправления обрядов. Это довольно редкая вещь. Она была создана в XVIII веке.


*Один из центральных экспонатов — украшенная крупными камнями позолоченная серебряная корона с тончайшей инкрустацией. Этот раритет продемонстрировала нам главный хранитель музея Елена Крамарева

Самый загадочный экспонат нашей коллекции — капала, ритуальная чаша в виде человеческого черепа в натуральную величину, сделанная из горного хрусталя. Она имеет внутреннюю полость и помещена в бронзовую оправу, на которой изображены пять верховных будд. Я бессильна давать комментарии по поводу этого предмета. Неясно, как в старину мастера Тибета (судя по украшениям, данная вещь из тех мест) вырезали сосуд из массивного цельного куска горного хрусталя. Я впервые вижу подобный раритет.

РЕКЛАМА

Еще более интригующим хрустальный череп делает то, что подобный нашли на другом конце земли, в Южной Америке, при раскопках древнего города майя. Всего же обнаружено несколько черепов, изготовленных из этого камня.

«Самый давний экспонат — фигура Будды, созданная примерно 1500 лет назад»

— Капалы используют в буддийских обрядах почитания так называемых гневных божеств, которых изображают с оскаленными пастями, злобными выражениями на лицах, — говорит Галина Биленко. — Агрессивный вид — это символ силы, необходимой для победы над злом. Подношения этим божествам помещают в сосудах из черепа святого человека, религиозного подвижника. В коллекции нашего музея есть именно такая капала. Она украшена позолоченной бронзой. Что же касается хрустального сосуда, это феномен, тайну которого предстоит разгадать. От владельца этого раритета я услышала несколько версий. Он пока в поиске.

РЕКЛАМА

Заметим, что самый известный череп из горного хрусталя был найден в 1927 году в ходе археологических раскопок, которые организовал в Южной Америке в джунглях полуострова Юкатан англичанин Федерик Митчелл-Хеджес. За три года до этого он со своей группой выжег около тридцати гектаров джунглей, поглотивших остатки древнего города майя. Исследователь назвал его Лубаантун, что на языке майя означает «Город упавших камней». Работы по его изучению продолжались несколько лет. Череп из хрусталя посчастливилось найти среди руин храма дочери Митчелл-Хеджеса 17-летней Анне, приехавшей на раскопки. Раритет был без нижней челюсти. Девушка разыскала ее в том же храме через несколько месяцев. Общий вес черепа составил 5,13 килограмма. Британский искусствовед Фрэнк Дордланд, изучавший находку, обнаружил в нем линзы и призмы. Благодаря им создаются замысловатые оптические эффекты. Даже под микроскопом ученый не смог обнаружить на черепе следы обработки. Американский инженер Барре, который участвовал в экспертизе, писал: «По шкале Мооса горный хрусталь имеет твердость, равную семи (уступает лишь топазу, корунду и алмазу), и его ничем, кроме алмаза, резать невозможно». Впрочем, ряд ученых ставят под сомнение подлинность хрустального черепа.

— В древности на Востоке владели мастерством обработки твердых ювелирных камней? — задаю вопрос Галине Биленко.

РЕКЛАМА

— Конечно. Особенно этим славились китайские мастера. Прежде чем приступить к работе с очередным куском нефрита (любимого ими красивого и твердого камня: по десятибалльной шкале Мооса нефрит имеет твердость семь), мастер мог целый год присматриваться к заготовке, изучая ее особенности. Известно довольно много замечательных произведений искусства из нефрита, созданных в давние времена в Китае. В нашем музее есть и старинная китайская вещь из горного хрусталя — вазочка для разведения туши. Внимательно рассматривая ее, видишь, что резчик направлял инструмент в соответствии со структурой минерала. Благодаря этому готовое изделие не пошло трещинами даже спустя столетия. Но это маленький предмет. Крупная чаша в виде черепа в натуральную величину — феномен.

— Какой экспонат выставки самый давний?

— Каменная фигура Будды, созданная китайскими мастерами примерно 1500 лет назад. В то время в Поднебесной строили колоссальные по размерам пещерные храмы. В них стояли каменные статуи Будды. Первые находки таких фигур были сделаны в начале ХХ века.

В последующие столетия изваяния стали отливать из бронзы, покрывать золотом. Знаменитый киевский коллекционер Богдан Ханенко (собранные им произведения искусства являются одними из самых ценных в фондах музея. — Авт.) купил скульптуру Будды времен царствования императоров династии Мин: XIV-XVII века. К сожалению, с этой крупной скульптуры сняли позолоту (слой драгметалла был изрядным). Но на выставке «Сокровища Азии» зрители увидят и несколько позолоченных фигур.

Представленные здесь старинные храмовые скульптуры из Бирмы состоят из нескольких памятников: Будда на троне, а перед ним двое божеств-бодисатв (кстати, в коллекции нашего музея есть похожая композиция). На более поздних позолоченных фигурах Будды, отлитых в Бирме, — богатые одежды, которые носила местная знать.

Поражает роскошной резьбой фигура Будды Амитабы, вырезанная из дерева в Японии. Для украшения этой фигуры мастера использовали цветные лаки. Кстати, как раз традиционное японское искусство существенно повлияло на развитие в Европе в начале ХХ века стиля модерн. Когда в конце XIX века произведения искусства этой страны стали демонстрировать в Париже, Лондоне, Вене, Петербурге, они с восторгом были восприняты европейцами как утонченная экзотика.

*Это одна из нескольких фигур Будды, которые демонстрируются на выставке

«Пятипалых драконов изображали на китайских панно, предназначавшихся для императоров»

— Для чего предназначались представленные на выставке маленькие глиняные статуэтки, помещенные в богатые, вероятно серебряные, оправы?

— Это божества — глиняные защитники. В православных храмах паломникам продают иконки, а в буддистских — глиняные фигурки таких божеств. В глину, из которой их делают, добавляют прах святых людей (его сохраняют для этих целей после проведения обряда кремации). Существует многовековая традиция помещать такие фигурки в роскошные ковчежки или киоты.

Когда будете рассматривать китайское панно, вышитое на шелке с изображением драконов (они являются символами природных стихий и императорской власти), обратите внимание на количество когтей у этих мифических животных. На панно, предназначавшихся для императора, их пять. На выставке представлена работа с четырехпалыми драконами. Значит, они были сделаны для кого-то из представителей знати.

— Увидев, что в частных коллекциях появилось достаточное для проведения самостоятельной выставки количество старинных шедевров искусства Востока, у нас возникла идея показать их публике, — говорит глава правления Гильдии антикваров Украины Игорь Понамарчук (на фото). — Я рассказал об этом генеральному директору Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко Вере Виноградовой. Она и ее сотрудники поддержали замысел. И вот 18 декабря состоялось открытие выставки, которая продлится месяц. На ней демонстрируются экспонаты, принадлежащие нескольким коллекционерам.

Надеюсь, поступят предложения показать эти вещи и в других городах страны. Уверен, публику они заинтересуют. Успешная выставка принесет музеям определенную прибыль от продажи билетов. Это важно, учитывая нынешний уровень их финансирования.

— Познакомившись с экспонатами выставки, понимаешь, что есть смысл увидеть коллекцию восточного искусства вашего музея, — вновь обращаюсь к Галине Биленко.

— Безусловно, ведь она признается специалистами одной их лучших в Европе. Скажем, у нас одна из бога-тейших коллекций цубы — детали самурайского меча. В ней около 400 экспонатов.

Глиняные китайские фигурки, использовавшиеся в обряде погребения в VII-X столетиях, из коллекции Ханенко долгое время служили как эталонные. Дело в том, что коллекционер приобрел одни из первых таких вещей. Затем местным жителям удалось раскопать не только фигурки, но и формы, с помощью которых их изготовляли. Началось массовое тиражирование. Чтобы отличить подделки от старинных вещей, мы использовали фигурки женщины и верблюда, некогда купленные Богданом Ивановичем. В советские годы наша коллекция пополнялась. Скажем, от вдовы французского дипломата Андре Жаспара Таисии Павловны мы получили 350 свитков китайской живописи, собранных ее супругом. Он 20 лет служил в Китае. Там познакомился с юной Таисией, бежавшей с семьей от большевиков. После смерти месье Жаспара в 1950-е годы она вернулась в Советский Союз, поселилась в Киеве. Вышла здесь вторично замуж за своего коллегу художника. Половину из 350 китайских свитков Таисия Павловна подарила музею, а вторую продала.

Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»

3987

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів