ПОИСК
Історія сучасності

В Святой вечер за столом запрещалось ссориться, «бо буде у родинi колотнеча цiлий рiк»

6:00 6 січня 2013
На Рождество дети носили ужин крестным родителям, молодежь колядовала, а люди семейные ходили в шинок и приглашали на кутью кумовьев

С 6 на 7 января православные и греко-католики будут встречать Рождество Христово — один из самых больших церковных праздников. Традиционно в последний день Филиппова поста (он начался 28 ноября), в Сочельник, который в Украине называется Святым вечером, хозяйки подавали на стол двенадцать постных блюд. И с появлением на небе первой звезды семья собиралась на торжественную трапезу. Прежде чем приступить к ужину, все молились о том, чтобы Бог послал здоровье и благополучие.

В эту ночь ждали в гости колядников и выясняли по погоде, будет ли летом хороший урожай. А на следующий день, на само Рождество, ходили к кумовьям на жареного гуся или фаршированного поросенка, дарили другу другу подарки, катались на санях, словом, веселились от души.

Если до праздника хозяину не возвращали долги, он не должен был требовать их вернуть

В Святой вечер за столом традиционно собиралась вся семья. Причем отец и мать строго предупреждали молодежь, чтобы не опаздывала: «Бо будете весь рiк блукати!» Готовились к торжеству тоже все вместе, по дому хлопотали и старики, и дети. Не зря в народе говорили: «Хто всiм гуртом клопоче перед Рiздвом, той весь наступний рiк проживе в мирi та злагодi». Кстати, накануне праздника нужно было не только убрать и наготовить побольше вкусных блюд, но вынести из дому все, что напоминало о будничной работе.

Когда все углы уже были выметены, а иконы украшены новыми вышитыми рушниками, хозяйка наклеивала на окна праздничные витинанки в виде солнца, звезды и креста, выстилала сеном полы, раскладывала сухую траву вокруг образов и на обеденном столе (в память о том, что Сын Божий родился в хлеву и его первой колыбелью стали ясли). А еще, чтобы порадовать малышей, в сено на пол бросали орешки. Пока мама накрывала стол, ребятишки искали в траве гостинцы и при этом громко мычали и кудахтали, чтобы скотина и птица в хозяйстве были плодовиты.

РЕКЛАМА

Буженина в тесте

Для приготовления потребуется: 1 кг свинины, 0,5 кг пшеничной или ржаной муки, 1 стакан воды, 4-5 лавровых листа, корень хрена, соль, перец — по вкусу.

Кусок свинины натереть солью и перцем, положить в кастрюлю, бросить лавровый лист, накрыть крышкой и подержать пару часов в теплом месте. Когда мясо пустит сок, поставить его на сутки в холодильник, чтобы замариновалось. Затем мясо промыть и осушить салфеткой.

РЕКЛАМА

Из муки и воды замесить тесто, разделить его на две части и раскатать каждую тонким слоем. Одну часть теста положить на смазанный жиром противень и выложить на него мясо. Накрыть другим слоем теста, защипнув края. Печь в горячей духовке 1,5-2 часа.

С готового мяса снять тесто. Буженину нарезать, выложить на блюдо и посыпать тертым хреном.

Кстати, под вышитую скатерть на стол клали не только сено, но и несколько оберегов: чеснок («щоб вiдлякувати нечисту силу»), зерно «щоб був добрий урожай»), а также монеты («щоб добробут в хатi тримався i позичати нiчого не доводилося»). А еще люди верили, что на Рождество души умерших отпускаются с того света на семейную трапезу. Поэтому согласно древнему обычаю для них на стол ставили лишнюю миску или чашку с ложкой. В гости в этот вечер не ходили, но, если в хату просился путник, его тепло принимали.

РЕКЛАМА

Святой вечер начинался с того, что хозяин торжественно заносил в дом и ставил под образами дiдух — обвитый цветными лентами сноп пшеницы с колосьями ржи и овса, символизирующий плодородие и достаток. Позже дiдух заменила елка, которую украшали к Рождеству игрушками, сплетенными из соломы: звездочками, ангелами, колокольчиками...

За стол можно было садиться с появлением на небе первой звездочки, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей пастухам о рождении Христа. А до этого момента люди строго постились: почти ничего не ели и не пили.

Что же было на столе в Святой вечер? По традиции готовились две-надцать постных блюд (в честь двенадцати апостолов), главные из которых — узвар и пшеничная кутья. К кутье было особое отношение, ведь считалось, что зерно в ритуальном блюде символизирует воскресение из небытия, мак — достаток, а орехи с изюмом — долголетие и процветание. Поэтому кутья занимала на столе почетное место на протяжении всех праздников до самого Крещения (19 января).

Кутья

Для приготовления потребуется: 400 г пшеницы, 1/2 стакана сахара, 1 стакан мака, 1 стакан изюма, 2 ст. ложки меда, 1 стакан грецких орехов, узвар.

Пшеницу перебрать, промыть, всыпать в кипяток и, когда закипит, откинуть на дуршлаг. Облить холодной водой, положить в кастрюлю, залить водой, снова довести до кипения и, накрыв крышкой, поставить на два часа в разогретую духовку на маленький огонь. Когда станет мягкой, вынуть из духовки и охладить.

Мак промыть, залить кипятком, слить воду и снова залить кипятком (так несколько раз). Затем промыть холодной водой и отжать. Хорошо растереть, добавить сахар, мед, измельченные орехи и изюм. Долить немного узвара и смешать с пшеницей.

Кроме кутьи и узвара, к ужину подавали еще десять постных блюд. Так, во всех регионах Украины в Сочельник ели жареную или тушеную рыбу, рыбный борщ, вареники с разными начинками, постные блины. На Полтавщине хозяйки ставили на стол миски с тушеной капустой, горохом, пшенными голубцами. В Западной Украине угощали домашних «дзьобочками» — вареной фасолью с жареным луком. На Галичине были популярны «бобальки» (вареный картофель) и грибы. На Гуцульщине — сливы с фасолью, на Херсонщине — «варенуха» (разновидность компота). Жители Поднепровья в Святой вечер ели также «кислицю» — мучной кисель из фруктов.

Перед ужином полагалось зажечь свечи возле икон и на столе, окурить комнаты ладаном и прочитать молитвы. Затем глава семьи набирал в ложку кутьи и... подбрасывал ее к потолку. Чем больше зернышек к нему приклеится, тем богаче будет урожай в наступающем году. Передавая домочадцам миску с кутьей, хозяин приглашал на ужин «божi та грiшнi душi, щоб вони на тiм свiтi так вечеряли, як родина тут». Кстати, на Прикарпатье первую ложку кутьи съедали стоя, «аби пшениця влiтку не полягала».

Во время трапезы не разрешалось громко разговаривать и тем более ссориться, «бо буде у родинi колотнеча цiлий рiк». На западе Украины существовала такая традиция: если до Святого вечера хозяину не возвращали какие-то долги, то он не должен был требовать их вернуть, «бо будуть родину їсти злиднi». Также в эти дни ничего не одалживали, «щоб удача з хати не витiкала».

Со Святого вечера приступали к колядованию. Причем не только молодежь, но и женатые люди и даже старики. Сначала пели колядки у себя дома, а потом отправлялись к кумовьям и родичам.

А по погоде в праздничный вечер судили о том, какой будет весна и удастся ли собрать хороший урожай. «Зелене Рiздво — бiлий Великдень. На Рiздво снiг — на врожайний рiк», — говорили люди.

Рано утром на Новый год в доме обязательно должны были побывать «посiвальники»

В рождественский день (7 января) вся семья утром шла в церковь на литургию. С начала Святок и до Крещения (19 января) люди приветствуют друг друга словами: «Христос народився!» На что принято отвечать: «Славiмо його!» Поздравив с Рождеством священников, знакомых прихожан и раздав милостыню, люди торопились домой на праздничный обед. И теперь уже стол буквально ломился от разнообразных мясных блюд. Были там и домашняя колбаса, и жареный поросенок, фаршированный гречневой кашей, и гусь или утка с яблоками, и холодец, и буженина, и пироги...

Молодежь с наступлением сумерек отправлялась колядовать. Парубки и девчата облачались в костюмы (наиболее популярные персонажи: Ангел, Волхвы, Пастухи, Смерть, Казак), ходили по дворам и устраивали рождественские представления. Считалось, что первым в дом должен войти парень. Поэтому девушки оставались на подворье и пели особые величальные песни хозяину, хозяйке, их сыновьям и дочерям. А мужская половина колядующей ватаги заходила в хаты. Поскольку колядники призывали в дом счастье и благополучие, их старались щедро одарить. В благодарность за поздравления и спектакли добрые люди бросали в мешки пироги, пампушки, бублики, орехи, яблоки, конфеты, пряники, колбасы и деньги. Кстати, колядовала молодежь несколько ночей, пока не обойдет все подворья.

*Поскольку колядники призывают в дом счастье и благополучие, их всегда старались щедро отблагодарить: за рождественские спектакли люди бросали в мешки пироги, орехи, яблоки, конфеты, колбасы и деньги

Вечером принято было ходить в гости к кумовьям. Зайдя в дом, ребятишки поздравляли крестных с праздником и со словами: «Прислали батько й мати вечерю, а я принiс!» — угощали родных кутьей и пирожками. «Щоб ти здоровим рiс!» — с благодарностью отвечал хозяин дома. Малыши пели для крестных колядки, за которые их одаривали сладостями — пряниками и пирожками.

На следующий день после Рождества отмечается Собор Пресвятой Богородицы. В этот день веселились от души замужние женщины. Разодетые в лучшие белые вышиванки, они собирались в доме у одной из подруг. Хозяйка вносила в комнату гребень от прялки, ставила его в углу и говорила: «Господи, благослови нам цей гребiнь окрасити! Дай Боже, щоб радiсно прялося i щоб веселилося!» С такими пожеланиями женщины украшали гребень, как девушку: калиной, лентами и сухими васильками. Потом выпивали и закусывали, после чего с песнями отправлялись в шинок, где закладывали гребень хозяину, а сами шли колядовать и собирать снедь для застолья. Набрав вдоволь сала, колбасы и пирогов, хмельные женщины возвращались за гребнем в шинок, приговаривая: «Ходiм викупим, треба ж на чимсь прясти». В корчме покупали еще оковиту и возвращались домой. Иногда праздник затягивался на всю ночь.

Так же весело наши предки отмечали и Новый год (14 января по новому стилю), или день святого Василия Великого. Накануне вечером в доме зажигали свечи, над входной дверью вешали фонарь: «щоб нiчия зiрка не впала цiєї ночi», и ждали гостей, которые споют щедрiвки и пожелают счастья и добра на весь год. Парубки и девчата в этот вечер водили Маланку. На роль Маланки выбирали самого остроумного парня. Маланка с Козой, Дедом, Цыганкой, Чертом и другими персонажами с веселыми песнями ходили по дворам, пели щедрiвки и разыгрывали забавные спектакли.

Пожилые люди в этот вечер обращали внимание на погоду, ведь если новогодняя ночь тихая и ясная, значит, год будет счастливым.

Ну а на рассвете в доме обязательно должны были побывать посiвальники. Первый, кто придет, назывался «полазником», приносящим счастье. Мальчики набирали в рукавичку разного зерна и разбрасывали его сначала в своем доме, а потом и у соседей. При этом желали хозяевам: «Сiйся-родися, жито-пшениця й усiляка пашниця! Рости рясно, роди красно, щедра вiд Бога, велика вiд людей!»

Девчата в новогоднюю ночь гадали. Например, умывшись перед сном, лицо не вытирали, а полотенце клали под голову. Считалось, что парубок, который придет во сне и подаст полотенце, и есть жених.

Заканчивались рождественские гулянья праздником Богоявления, известным в народе как Крещение. В крещенский Святой вечер, как и перед Рождеством, соблюдали строгий пост, снова готовили кутью. Ходили в церковь на вечернюю службу, после которой освящали воду. Эту воду, ее называли иорданской, несли домой в глиняном кувшине, окропляли ею все углы в доме, хлев и колодец.

6951

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів