ПОИСК
Події

«китайцы распространяли слухи, что восьмое марта они будут отмечать с женами советских офицеров»

0:00 3 березня 2009
Ровно 40 лет назад произошло вооруженное столкновение между СССР и Китаем в районе острова Даманский

Остров Даманский — это клочок необжитой земли длиной всего полтора километра и шириной около пятисот метров. Во время разлива реки Уссури он почти полностью уходит под воду. Но именно эта незавидная малая земля сорок лет назад, в марте 1969 года, стала причиной вооруженного столкновения между двумя крупнейшими социалистическими странами СССР и Китаем. Там пролилось много крови. Защищая священные и неприкосновенные рубежи своего государства, как писала тогдашняя пресса, погибли, по некоторым подсчетам, девяносто советских воинов и сто семнадцать получили ранения. С китайской стороны потери были значительно больше — около 800 человек убитыми.

Одним из участников тех драматических событий был полтавчанин Владимир Юдин, тогда заместитель командира 1135-го зенитно-артиллерийского полка 135 мотострелковой дивизии, ныне полковник в отставке. Сейчас Владимир Васильевич собирается отметить 80-летний юбилей, однако его память свежа и хранит многие детали исторического события, о которых нигде не прочитаешь.

«Мирное китайское население лечилось у советских докторов»

- В начале лета 1967 года я заочно закончил Киевскую военную академию ПВО и прибыл в Артемовск Донецкой области, где стояла тогда наша дивизия, — рассказывает Владимир Юдин.  — Вскоре ее отправили в Дальневосточный военный округ. До этого уже несколько лет чувствовалась напряженность в отношениях между Советским Союзом и Китаем. Взгляды китайского партийного руководителя несколько расходились с политикой Хрущева, развенчавшего культ личности Сталина, и между двумя соседними странами началось противостояние. Наше правительство приняло решение укрепить восточную границу, иначе говоря, подтянуть к ней войска. Дивизия, в которой я служил, развернулась на участке длиной около ста километров от станции Лазо до городка Лесозаводск (это между Хабаровском и Владивостоком), где раньше войска не стояли. Наш полк расквартировали в поселке Сибучар, в четырех километрах от китайской границы.

- И какова была атмосфера на кордоне?

РЕКЛАМА

- Столкновения регулярно происходили между пограничниками, а между мирными жителями напряжения тогда не чувствовалось. Граница была чисто условной, и нередко китайцы на лодках переправляли на нашу сторону больных. Они предпочитали лечиться у советских докторов. Местного населения в поселке было очень мало, а вот китайцы с корейцами арендовали там участки земли и выращивали о-о-о-такенные помидоры и огурцы. Они мастера по этому делу, да и теплый влажный климат способствовал хорошему развитию растений. Цветы там, помню, росли роскошные.

- Когда мы переехали в военный поселок, там грязищи по колено было, — подключается к беседе супруга Владимира Васильевича, Людмила Григорьевна.  — Но постепенно солдаты проложили везде доски, и уже мы могли добраться до магазина или до клуба по сухому. Телевизоров у нас там не было, поскольку сигнал туда не доходил. И по вечерам люди развлекались тем, что ходили в клуб. За два года мы с Володей двадцать два раза посмотрели фильм «Трембита»! Тем не менее это было замечательное время: все друг друга знали, друг другу помогали, вместе отмечали праздники, дружили…

РЕКЛАМА

- Три месяца ушло на обустройство дивизии, — продолжает Владимир Васильевич.  — В ноябре вселились в теплые казармы, до этого жили во времянках или в палатках. И самой большой проблемой для нас являлись… комары. Страшно досаждали эти кровожадные насекомые! В феврале 1969 года дивизия начала боевые учения, и все части двинулись на юг, к Уссурийску. А через несколько дней в госпиталь близлежащего поселка Филино стали поступать раненые. В округе нарастали волнения…

«Рыбаки постоянно нарушали нашу границу»

Телеграфное агентство Советского Союза ТАСС сообщало: «2 марта (1969 года.  — Авт. ) в 4 часа 10 минут по московскому времени китайские власти организовали в районе пограничного пункта Нижне-Михайловка (остров Даманский) на реке Уссури вооруженную провокацию. Вооруженный китайский отряд перешел советскую государственную границу и направился к острову Даманский. По советским пограничникам, охранявшим этот район, с китайской стороны был внезапно открыт огонь. Имеются убитые и раненые. Решительными действиями советских пограничников нарушители границы были отогнаны с советской территории».

РЕКЛАМА

- Остров Даманский имеет серповидную форму, выпуклая сторона которого обращена в сторону Китая, — рассказывает Владимир Юдин.  — Вот по той стороне и проходила граница, которая была установлена изначально неправильно. Местные рыбаки, выходившие на промысел, всякий раз норовили забраться на нашу сторону, потому что там рыба ловилась лучше. Командир заставы Иван Стрельников всегда находил общий язык с нарушителями.

Утром 2 марта ему пришлось пригрозить оружием людям, появившимся на острове. Они вроде бы ушли, но через некоторое время постовые в очередной раз заметили на острове толпу китайцев, человек тридцать. Стрельников вместе с сержантом-переводчиком и старшим лейтенантом КГБ, который находился на заставе, двинулись к границе, чтобы уладить недоразумение. Нескольких пограничников и технику они оставили на берегу, а сами подошли к толпе. Толпа расступилась, и вдруг, без всякого предупреждения, прогремели два пистолетных выстрела, после чего был открыт автоматный огонь. Наших ребят сразило наповал. Позже над их телами еще и поиздевались, нанеся множество ножевых ранений. Один глаз Ивану Стрельникову (он был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно) проткнули штыком.

Смерть ждала и многих солдат, оставшихся на берегу. Против них выступил находившийся в засаде на острове усиленный батальон китайской армии численностью около 300 человек. Эта кровавая трагедия произошла на глазах у наших пограничников. Поэтому тут же с соседней заставы, которой командовал старший лейтенант Виталий Бубенин, подтянулись дополнительные силы. И в тот день пограничники таки выбили провокаторов с советской территории. В мировой военной истории трудно найти аналог тому бою. Горстка советских пограничников, всего около полусотни, не только остановила китайское вторжение, но и разгромила десятикратно превосходящего противника.

Брежнев распорядился: «Вышвырнуть оккупантов с советской земли к чертям собачьим!»

Но конфликт на этом не был исчерпан. Во избежание обострения отношений с КНР 14 марта советское руководство приказало погранотряду уйти с острова. И как только это было сделано, Даманский был оккупирован китайцами. Начальник заставы Демократ Леонов докладывал своему руководству о превосходящих силах противника, просил задействовать артиллерию, но Москва молчала. Один из участников тех событий генерал Вадим Матросов позже заявил: «Шла торговля: ввязываться — не ввязываться. Тезис для этого использовался основательный: дескать, если мы пошлем войска, это будет уже военный конфликт или война. Пока же дерутся пограничники — это инцидент». Более того, части армейского усиления вывели из подчинения командования погранвойсками. И армейские офицеры вынуждены были смотреть на все со стороны.

15 марта Демократ Леонов взял ответственность на себя — он решился на танковую атаку. Владимир Юдин считает это тактической ошибкой.

- Машина, в которой находился начальник погранотряда, двигалась вдоль границы, — рассказывает он.  — И в это время противник, затаившийся за кустом, подбил танк из ручного противотанкового гранатомета. Танк встал, как вкопанный. Механик был смертельно ранен. А Леонов, вопреки правилам безопасности (он ведь не танкист), поднял крышку люка и тут же получил в грудь автоматную очередь.

Операция закончилась плачевно. Более того, оставшийся у китайской границы новый подбитый танк Т-62 за ночь вмерз в лед, и его никак нельзя было сдвинуть с места. Как только машину пытались зацепить тросами, тут же с противоположной стороны начинался обстрел, и тросы перебивались пулями. Вскоре китайцы сняли с танка радиостанцию, забрали боеприпасы, а фото еще секретной в то время боевой советской машины появилось в американской прессе.

Наконец, советская армия получила приказ вмешаться в конфликт. Сам генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, которого известие о кровавых событиях на Даманском застало в поезде по пути в Венгрию, распорядился: «Армии нанести удары всеми имеющимися средствами. Вышвырнуть оккупантов с советской земли к чертям собачьим!»

- Было принято решение применить «катюши» (реактивные установки залпового орудия «Град»), — говорит Владимир Юдин.  — Одновременно с их ударами было совершено несколько артналетов, в атаку пошел мотострелковый батальон. И от усиленного батальона китайской армии не осталось практически ничего. Позже я слышал, что уцелело всего пятьдесят человек из трехсот, все они в панике разбежались кто куда. И поплатились за это жизнями — режим Мао расстрелял их за трусость.

- Как выглядела в то время китайская армия?

- Она была плохо оснащена, в нас стреляли оружием, изготовленным по советским лицензиям. Но армия была очень дружная. Китайские воины не оставляли убитых и раненых, всех забирали на свою территорию. Нравилось китайцам издеваться над нашими пограничниками. Днем никаких действий не предпринимают, а за ночь то деревянный домик на острове сложат, то коров туда переправят…

Как-то мы с водителем объезжали район наших позиций и в сторожке обнаружили гроб. Подняли крышку, а там убитый солдат-китаец. На нем были легкие ботинки фабрики «Скороход», тонкие хлопчатобумажные брючки темного цвета, куртка защитного цвета с красными петличками и страшно длинные волосы, в которых копошились вши… Мне потом рассказывали, что бедолага полез в наш бронетранспортер что-то искать и был убит. Сослуживцы его не нашли, так как он упал в машину и там остался. Позже труп этого китайца обменяли на тело нашего солдата-пограничника.

В Имане (ныне Дальнереченск) Восьмого марта не поздравляли женщин с праздником. В этот день здесь хоронили воинов-пограничников.

- Поселок Сибучар находился километрах в ста от острова Даманского, — вспоминает Людмила Юдина.  — Но от китайской границы — всего в четырех километрах. И с той стороны доходили слухи, что китайские мужчины будут отмечать Восьмое марта с женами советских офицеров. Было очень страшно. В гарнизоне, кроме нескольких молоденьких солдат, оставались только женщины и дети. Солдаты ходили с автоматами, разносили почту.

Нашего младшего сына забрала моя мама в Украину, мы оставалась дома с 15-летней дочерью Викторией. Жили на военном положении и готовились к худшему. Нам приказали собрать в котомки самое необходимое и ждать особого распоряжения. Я ночами не спала, а если ложилась на кровать, то одетая. Да еще гул машин стоял страшный — по ночам в поселок приезжала автотехника на заправку. Поражалась мужеству своей дочери.

- Я тогда настолько была уверена, что наши воины нас защитят, не оставят в беде, что даже других мыслей не допускала, — говорит дочь Владимира Васильевича и Людмилы Григорьевны Виктория Маркина.  — По-настоящему стало страшно, когда в Филино привезли восемь гробов с убитыми — молодыми солдатиками 18-19 лет. Я долго не могла поверить, что такое возможно в мирное время…

Большинство павших советских воинов похоронены там же на заставах. Офицеров похоронили в райцентре Иман. Министерство обороны СССР разрешило родственникам попрощаться с убитыми, но только двоим человекам из семьи.

Во избежание дальнейших конфликтов с Китаем кремлевское руководство в сентябре 1969 года сняло патрулирование Даманского. Только тогда исчезла реальная угроза войны. Но официально о передаче острова и ряда других островов соседнему государству было объявлено только в 2001 году, во время президентства Ельцина. Сейчас на острове Чженьбао (бывший Даманский) размещается музей боевой славы китайских пограничников.

804

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів