Владимир Караваев: «Если водитель превысил скорость, инспектор не имеет права оформить штраф за невыполнение требований дорожного знака»
Похоже, между ГАИ и сообществом автомобилистов назревает конфликт. Началось все, казалось бы, с весьма позитивного шага. На ряде скоростных магистралей, проходящих по населенным пунктам, департамент ГАИ решил повысить скоростной лимит с привычных 60 до 80 километров в час (в Киеве новые знаки уже висят на Набережном, Надднепрянском и Столичном шоссе, всего же они должны появиться на 11 городских трассах).
О необходимости изменить ограничение давно говорили автомобилисты. По мнению людей, гаишники заставляют водителей «ползти» по прямым многополосным трассам только с одной целью — спровоцировать превышение скорости, чтобы затем подловить на «Визир» и собрать откупные. Не удивительно, что инициативу нового руководства ГАИ народ воспринял как первый реальный шаг по наведению порядка на дорогах и борьбе с коррупцией.
Правда, водители наивно рассчитывали, что лимит в 80 километров в час означает возможность двигаться со скоростью до 100 километров в час. Ведь за превышение не более чем на 20 километров в час автомобилиста, согласно Админкодексу, лишь предупреждают, но не штрафуют. Увы, как выяснилось, у руководства ГАИ на этот счет другое мнение.
— Действительно, «вилка» в 20 километров в час пока остается, — заявил начальник столичной Госавтоинспекции Николай Макаренко. — Следует напомнить водителям, что превышение скоростного режима даже на пару километров влечет за собой устное предупреждение. А вот тех, кто достигнет-таки «плюс 20-ти» к допустимым нормам скорости, уже наказывают штрафом до 340 гривен. Но хочу предупредить автомобилистов, что на участках, где установлены знаки ограничения максимальной скорости не больше 80 километров в час, устным предупреждением инспектор не ограничится. Если какой-то лихач превысит на этих участках скорость хотя бы на три-четыре километра в час, то будет нести ответственность за несоблюдение требований знака.
Из слов начальника киевской ГАИ становится понятно, почему ограничение изменили не только для крайних левых полос, как это предполагалось изначально. Ведь тогда над средними рядами пришлось бы вешать знак «70», а над правыми — «60». А так как превышать указанную на знаках скорость запрещено, по Столичному шоссе водителям пришлось бы ездить даже медленнее, чем по другим городским магистралям. Так или иначе, но эксперты уверены, что позиция руководства ГАИ противоречит закону.
— На первый взгляд все кажется законным, — рассказывает автор пособия «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев. — В Правилах дорожного движения четко сказано: водителю запрещается превышать максимальную скорость, указанную на дорожных знаках 3.29 и 3.31. При знаке «50» скорость движения должна быть 50 километров в час, и никак не больше. Все так, однако наказывать водителя за невыполнение требования знака ограничения скорости нельзя. Дело в том, что Кодекс об административных правонарушениях имеет специальную норму, касающуюся конкретной величины превышения скорости движения: 20 километров в час или 50 километров в час (иными словами, в законодательстве прописаны только две вилки штрафов — за превышение более чем на 20 километров в час и более чем на 50 километров в час. — Авт.). Любой юрист знает, что при наличии специальных норм руководствоваться общими нормами нельзя. А значит, водителя, который ехал быстрее, чем разрешено знаком, можно остановить, можно проверить у него документы, можно составить протокол и вынести предупреждение за допущенное правонарушение. А вот выписывать штраф за нарушение требования дорожного знака — противозаконно! Если водитель превысил скорость, штрафовать его инспектор вправе только за превышение предельно допустимой скорости!
По словам юристов, если инспектор попытается составить протокол за игнорирование знака ограничения скорости, его действия можно оспорить в суде.
— При составлении протокола по делу об админправонарушении сотрудник ГАИ должен сослаться на имеющиеся у него доказательства допущенного водителем правонарушения, — говорит Владимир Караваев. — В противном случае эти доказательства будут востребованы судом при обжаловании водителем штрафа. А каким прибором фиксировалось нарушение Правил дорожного движения? Правильно — «Трукамом» или «Визиром». А для чего эти приборы предназначены? Правильно — согласно приказу МВД № 33, для фиксации правонарушений на дороге. Инструкция по эксплуатации приборов конкретизирует — для измерения скорости. У судьи возникнет сомнение: что же инспектор ГАИ фиксировал прибором — скорость или требования дорожного знака?
*В столичной ГАИ говорят, что на участках, где установлены знаки «80», автомобилист будет нести ответственность, даже если превысит эту скорость на три-четыре километра в час (Фото Сергея ДАЦЕНКО, «ФАКТЫ»)
Эксперты не исключают, что вся эта история с псевдоподнятием скоростных ограничений на трассах специально задумана для полной отмены в Украине «добавочных 20 километров в час».
— Увеличение скоростного режима на некоторых улицах населенных пунктов до 80 километров в час может являться отвлекающим маневром, — считает Владимир Караваев. — Мотивируя тем, что допустимые «плюс 20 километров в час» приведут к реальной скорости в городах до 100 километров в час и, как следствие, снижению безопасности на дорогах, ГАИ попытается убедить законодателей в необходимости аннулирования «плюс 20 километров в час». Только произойдет это не на отдельных улицах, а на всех дорогах Украины. Логика в подобной позиции сотрудников Госавтоинспекции, конечно же, есть. Когда дети бегут через пешеходный переход, эти «плюс 20 километров в час» могут стать роковыми! Однако далеко не во всех случаях превышение предельной скорости в допустимых пределах несет потенциальную опасность для других участников дорожного движения. Поэтому и уровень ответственности должен быть разным.
Стоит сказать, в ГАИ, по сути, подтверждают версию о грядущей отмене. По словам начальника департамента ГАИ МВД Украины Анатолия Сиренко, нигде в других странах нет никаких «надбавок» к разрешенной скорости. Не должно их быть и в Украине.
Юристы предупреждают: если новое руководство Госавтоинспекции все-таки добьется отмены «плюс 20 километров в час», автомобилистов ждет нелегкая жизнь. Возможностей подловить водителя у патрулей ГАИ появится намного больше.
— Действие дорожного знака, ограничивающего скорость движения в населенных пунктах, распространяется до ближайшего перекрестка, — отмечает Владимир Караваев. — Никакими табличками зона действия такого знака продлеваться не может. Что получится на практике? К примеру, в Киеве скорость движения до 80 километров в час увеличена на Столичном шоссе от Южного моста до улицы Академика Заболотного. На этом участке дороги есть шесть перекрестков. За каждым таким перекрестком знак ограничения скорости прекращает свое действие. Вот здесь и могут отлавливать водителей за превышение скорости. Тем более что некоторые дороги примыкают к основной на другой стороне проезжей части и просто не видны водителям из-за отбойника на разделительной полосе.
Впрочем, в департаменте ГАИ обещают, что пойдут на пересмотр скоростного режима лишь после обсуждения с общественностью. Якобы в ближайшее время будет официально объявлено о проведении общенационального форума по вопросам безопасности дорожного движения. Прислушаются ли к мнению автомобилистов? Увы, есть причины в этом сомневаться. Три недели назад представители автомобильных общественных организаций обратились к руководству ГАИ с планом реформ. В частности, предлагалось установить в каждую патрульную машину видеорегистратор (они стоят сейчас совсем недорого), чтобы каждое нарушение фиксировалось на камеру, что в дальнейшем исключало бы споры.
— Большинство предложений, высказанных представителями общественных организаций, были положительно восприняты руководством ГАИ, но вопреки достигнутой договоренности… до сих пор не обнародованы, — отмечает Владимир Караваев.
Видимо, в милиции уверены, что есть инициативы и поважнее. К примеру, в последнее время посетителям сайта департамента ГАИ предлагается ответить на вопрос: «Считаете ли вы обязательным использование светоотражающих элементов и устройств на одежде и ручной поклаже пешеходов, особенно в темное время суток». Потрясающе, но большинство ответивших (свыше 20 тысяч человек) сказали: «Да». Так что готовимся к появлению штрафов для тех, кто на пальто и сумке не имеет блестящих, отражающих свет полосок.
Фото в заголовке autocentre.ua
6579Читайте нас у Facebook