"В письмах из лагеря Окуневская просила только прислать ей косметические средства по уходу за лицом"
Татьяну Окуневскую считали одной из самых красивых актрис Советского Союза. Этот титул она не опровергала, а вот «великой» и «гениальной» просила ее не называть. Дебют Окуневской в кино был ярким — она с блеском сыграла одну из ролей в фильме Михаила Ромма «Пышка». Неудивительно, что режиссеры наперебой начали приглашать ее в свои картины: «Горячие денечки», «Майская ночь», «Александр Пархоменко», «Ночь над Белградом».
Удачная карьера Окуневской прервалась на взлете: арест, обвинение в шпионаже (за связь с иностранцем) и годы сталинских лагерей. Через шесть лет актриса вернулась домой не только морально не сломленной, но постройневшей и похорошевшей. Она была замужем за обласканным сталинским режимом писателем Борисом Горбатовым, ей приписывали романы с всесильным министром госбезопасности Виктором Абакумовым, писателем Константином Симоновым, актером Арчилом Гомиашвили, музыкантом Юрием Сосниным. Окуневская всегда была законодательницей мод — платья ей шила портниха, специально приезжавшая в Москву из Литвы. Будучи уже довольно пожилой женщиной, Татьяна Кирилловна не носила бюстгальтеров — грудь у нее всегда была великолепной формы, а свою последнюю пластическую операцию сделала в 85 (!) лет. К сожалению, она актрису и сгубила — открылось кровотечение и при переливании крови ей занесли инфекцию.
*После роли в картине «Пышка» Татьяну Окуневскую режиссеры стали наперебой приглашать в свои фильмы
Режиссер Александр Орлов не только больше тридцати лет дружил с Татьяной Окуневской, но и снял актрису в картине «История доктора Джекила и мистера Хайда». В свою недавно отданную в печать книгу «Неполное собрание встреч» Александр Сергеевич включил и главу о Татьяне Кирилловне.
Режиссер Александр Орлов: «Татьяна Кирилловна могла съесть и выпить больше, чем надо, после чего надолго уходила в диетический «запой»
— Татьяна Кирилловна так и осталась для меня неразгаданной персоной, — признается Александр Орлов. — В этом смысле я могу сравнить ее с капустой, с которой нужно долго снимать листья, чтобы добраться до сердцевины, но все равно это удается не всегда. В актрисе уживались как женские (обаяние, озлобленность, доброта, дерзость, злорадство), так и мужские (ум и упорство) качества. Присуща ей была и твердость духа. Она могла быть язвительной, не в меру агрессивной. Не стоило при ней произносить фамилии Ладыниной и Макаровой, но она очаровывалась Федоровой, об Орловой отзывалась с почтительностью и нежностью.
— Те, кто знал Татьяну Кирилловну, говорят, что она была остра на язык. Могла, например, поднять тост за то, чтобы умер «один грузин», от чего, собственно, и пострадала.
— Пострадала она не из-за этого. После войны поехала в Югославию, у нее начался бурный роман с помощником Броз Тито Кочей Поповичем, который даже после возвращения Татьяны Кирилловны в Москву продолжал задаривать ее темно-красными, почти черными, розами. Это, конечно, не осталось незамеченным. Не знаю, действительно ли Окуневская поднимала тост за смерть Сталина (Татьяна Кирилловна была далеко не глупа и понимала, чем это может ей грозить), но то, что она была неудобна власти, сомнений не вызывает.
Она вообще была человеком неудобным. Одно из самых ярких моих воспоминаний об Окуневской связано с ее участием в передаче Николая Сванидзе. Эфир был посвящен выходу ее книги, поэтому разговор зашел об одном из ее «героев» — Берии. Ведущий говорил о нем с осуждением, Татьяна Кирилловна долго слушала, а потом не без ехидства сказала: «Он был очень интересным человеком — значительно умнее и глубже, чем сегодняшние». Сванидзе чуть не упал со стула: пригласил на передачу жертву, а она вдруг начала хвалить своего палача. Сванидзе перешел на другие темы и замял эту ситуацию, но несколько мгновений ужаса он, конечно, пережил.
— Она действительно так думала или провоцировала ведущего?
— Окуневская любила провоцировать людей, но, думаю, в данном случае так и считала. Сказать, что было в голове у Окуневской в тот или иной момент ее жизни, не мог никто, даже самый близкий ей человек — дочь Инга.
— Правда, что до последних лет жизни Татьяна Кирилловна оставалась красивой женщиной?
— Окуневская любила очаровывать окружающих ее людей, но делала это так, чтобы быть очарованной самой собой. Это был, наверное, чисто актерский ход, но он помогал ей держать себя в тонусе. Всегда следила за собой — выдерживала всякие диеты, делала специальные упражнения. Могла съесть и выпить больше, чем надо, после чего надолго уходила в диетический «запой».
— Как после обиды на второго мужа, Бориса Горбатова, которого она так и не простила за то, что не смог отбить ее от НКВД, Татьяна Кирилловна относилась к мужчинам?
— Горбатов ее очень любил, поэтому, думаю, сделал все что мог. Но возможности его были не безграничными. Если учесть, что в то время сидели жены Молотова и Калинина, то что говорить о писателе, хоть и известном. Замуж после развода с Горбатовым Окуневская больше не вышла. Трудно даже представить себе, что пришлось пережить этой женщине. После годов роскоши сталинского времени лагерный ужас и унижения и как следствие — длительная невостребованность. А с другой стороны, обожание поклонников и зрителей. Подобные контрасты могли бы сломить любого, она же сумела претворить их в воспоминания «Татьянин день». Написана книга хорошо, чувствуется, автор рассказывает о том, что действительно перенес. Хотя, зная ее императорский характер, могу допустить, что по сравнению с другими заключенными она многое в лагерной жизни минула. Люди, руководившие местами не столь отдаленными, в которых Татьяна Кирилловна отбывала свой срок, понимали, что она не такая, как другие, и делали ей поблажки. Наверняка у них была опаска: а вдруг мнение руководства страны по отношению к ней изменится — все-таки известная актриса и любимица публики? Так бывало часто, поэтому осторожность не помешает. Запугать Татьяну Кирилловну после всего, что она прошла, было невозможно. Страшнее лагеря для нее была, наверное, только смерть, но она не боялась и ее.
— Играя в вашем фильме, она тоже показывала характер?
— Что вы! Мы с ней были друзьями, она с радостью согласилась сниматься в моей картине. Окуневской было приятно вернуться на «Мосфильм». Несмотря на то что роль я ей отвел небольшую, все, что от нее требовалось, она выполняла самоотверженно. Позволила надеть на себя линзы — ее Старуху мы сделали слепой. Впрочем, больших ролей у Татьяны Кирилловны почти не было…
«Во время нашей последней встречи Окуневская не пустила меня в свою комнату — не хотела, чтобы я видела ее больной»
Жена Александра Орлова, актриса Алла Будницкая, была подругой дочери Окуневской, Инги Суходрев.
— Окуневская была членом нашего общества, которое собиралось и слушало музыку, — вспоминает Алла Зиновьевна. — Сын Инги, внук Татьяны Кирилловны, Александр Липницкий — музыкант и музыковед, поэтому у них на квартире играли все новые группы. На этих посиделках Окуневская была вместе с нами, несмотря на разницу в возрасте. Не так давно на Николиной горе, где жили Инга с мужем, прошел вечер, посвященный юбилею группы, в которой играл Петр Мамонов. На развернутой там выставке я увидела фотографию, запечатлевшую Татьяну Кирилловну на одном из первых концертов этой группы. Он проходил в лесу, зрители сидели на скамейках. На фото Окуневская очень красивая и веселая.
*Алла Будницкая говорит, что Татьяна Окуневская оставалась молодой до самой смерти
Татьяна Кирилловна была центром нашей компании. Историй о прошлом актриса не рассказывала, все ее реплики и замечания были интересными и остроумными. Наши с ней отношения можно назвать близкими. Татьяна Кирилловна любила, когда я ее стригла. Она носила прическу из ровных прямых волос, которые нужно было только подравнивать, что я и делала. Часто давала мне хорошие советы: что надеть, как накраситься и причесаться, вкус у нее был безукоризненный. Правда, назвать Окуневскую подругой, зная ее строгий нрав, было невозможно, никаких вольностей в отношении ее никто себе не позволял — она всегда держала дистанцию. Татьяна Кирилловна могла вовремя кого-то осадить, резко что-то сказать. Иногда это звучало неожиданно, но в результате она оказывалась права.
— Возраст, который угнетает любую женщину, а красивую — вдвойне, Окуневская не воспринимала как трагедию?
— В этом смысле она была очень к себе строга: занималась йогой, делала ежедневную гимнастику и часто чистила организм, сидя на одной только воде. Наверное, поэтому оставалась молодой практически до самой смерти. Инга рассказывала, что, отбывая срок в лагере, она просила, чтобы ей присылали средства по уходу за лицом — кремы, лосьоны. В кино, если того требовала роль, она могла быть некрасивой, в жизни — никогда. И нас, молодых, призывала быть в форме. Если видела, что кто-то поправился, отпускала такое критическое замечание, после которого хотелось тут же начать худеть.
— Вы часто виделись?
— Мы обязательно приходили в гости к Окуневской 25 января — на Татьянин день. Она никого специально не приглашала, но в маленькой однокомнатной квартирке было не протолкнуться, приезжали все ее друзья-актеры, режиссеры и мы, близкие. У нее был свой узкий круг любимых людей. Татьяна Кирилловна накрывала крохотный кухонный стол, за которым каким-то непостижимым образом все умещались.
Татьяна Окуневская прожила долгую жизнь, прошла сталинские лагеря, но всегда оставалась настоящей женщиной
Когда ей стало совсем плохо, мы с Виктором (зятем Окуневской) поехали ее навестить. Татьяна Кирилловна уже не вставала, поэтому открыли дверь своим ключом. Услышав, что мы вошли, она сказала мне: «Алла, вы (всю жизнь обращалась ко мне только на „вы“) ко мне не входите». Она не хотела, чтобы я видела ее больной, некрасивой и неухоженной, поэтому, пока Виктор с ней разговаривал, я просидела на кухне, а уходя, помахала издалека рукой. Больше мы не виделись. Окуневская оставалась актрисой до кончиков ногтей, использовала какие-то постановочные сцены даже в отношениях с родными людьми.
Инга рассказывала мне, как Татьяна Кирилловна незадолго до смерти подарила ей свое кольцо — красивое, старинной работы, с большим аквамарином, которое никогда не снимала. Это был настоящий артистический акт: Окуневская подняла руку, махнула ею, а поскольку сильно похудела, кольцо слетело с пальца и упало на простынь. «Возьми», — сказала Татьяна Кирилловна дочери. Понимаете, она не могла просто снять кольцо с руки, заранее продумала, как сделать так, чтобы было красиво и впечатляюще. Инга сначала была поражена и даже немного обижена, но потом поняла, что мама скоро уйдет, и простила ее. Кстати, сама Инга оказалась точно такой же. Несколько лет назад она вдруг сказала мне: «Хочу завещать тебе свои серьги с аквамарином». Потом подумала и добавила: «Нет, зачем ты будешь ждать, пока я уйду, бери их сейчас». И, как я ни отнекивалась, все-таки вручила их мне. Когда Инги не стало, Виктор показал мне ее завещание, поразившее меня до глубины души. У нее было много друзей и приятелей, помимо родственников, и ни о ком из них она не забыла. Каждого упомянула, обо мне было написано: «Алле — серьги с аквамарином».
— Отношения с дочерью у Татьяны Кирилловны не сложились?
— Эти две сильные женщины остро относились друг к другу. Инга часто вспоминала, как спустя долгое время получила от матери письмо из лагеря, где были женские советы, с которыми она безнадежно опоздала. Они пригодились бы девочке-подростку, а Инга в то время уже собиралась замуж. Дочь обижалась на мать за то, что та всю жизнь была сосредоточена прежде всего на себе. Но это не значит, что они не любили друг друга, просто не выставляли свои чувства напоказ. Уехав с мужем в Америку, Инга постоянно присылала матери наряды: красивые платья, шубы, пальто.
— У красавицы-актрисы с трагической судьбой, несомненно, был свой секрет. Вы его разгадали?
— Наверное, он был в том, чтобы любить себя. Можно делать это, лежа на диване и поглощая в большом количестве разные вредные вкусности, а можно — преодолевая трудности, работая над собой. Например, я не люблю себя, когда плохо выгляжу, ленюсь и не ухаживаю за собой. Даже в магазин не могу выйти неприбранной, это просто неприлично, потому что люди меня узнают. Значит, надо переступить через «не хочу» и привести себя в порядок. Вот и Татьяна Кирилловна любовь к себе понимала как преодоление и труд.
11158Читайте нас у Facebook