Петр Любченков: "Когда российские войска подошли к Новоазовску, я понял, что надо уметь стрелять"
Одесский окружной административный суд 6 февраля удовлетворил — со второй попытки — иск российского активиста Петра Любченкова, изъявившего желание получить убежище в Украине. У себя на родине, в Краснодаре, он был известным специалистом в области психологии, организатором профильных фестивалей, вел занятия в детском центре. Однако имел собственную точку зрения, отличную от пропутинской, на политические события.
Минувшим летом «ФАКТЫ» рассказывали историю вынужденной эмиграции Петра в Украину. По словам активиста, сейчас в России запрещены любые протестные акции и движения, критикующие власть. Их участники подвергаются жестоким преследованиям. Не стал исключением и он сам.
— Фанатики Путина развернули против меня активную кампанию: угрожали, что изобьют до полусмерти, изувечат, а то и вовсе убьют, что родственники будут получать меня по частям, — рассказал Петр Любченков. — За каких-то несколько месяцев после начала украинского Майдана в россиян вселились ненависть, истерия и обвинение соседей и своих вчерашних братьев в фашизме. После событий 2 мая я опубликовал на страничке в социальной сети поддержку одесскому Майдану, написал, что патриоты спасли город от разрушения.
На меня стали писать доносы в полицию, ФСБ и вскоре задержали на десять дней — якобы за административные правонарушения. Из меня стремились «выбить» признательные показания. Выбор был невелик: либо путинские лагеря, либо бегство. Все решилось в пользу свободы — я сбежал в Украину. Тут дышится свободнее, а люди добрее.
Таким образом, имя Любченкова появилось в официальном списке экстремистов и террористов РФ. Петр рассказывает, что российская пропаганда превратила нормальных людей в «зомби»: они искренне верят в то, что «придут „укропы“ и убьют русских». По его мнению, сейчас в России несогласных с имперской политикой всего один человек на восемь—десять тысяч населения. В глубинке России нет оппозиционного телевидения или других СМИ. 80 процентов жителей Кубани, например, считают, что в Украине процветает фашизм, а Одесса — «бандеровский город».
*По словам Петра Любченкова, российская пропаганда превратила нормальных людей в «зомби»: они искренне верят в то, что «придут „укропы“ и убьют русских»
— Люди боятся высказываться и даже ставить знаки одобрений под сообщениями в Интернете, — констатирует Любченков. — Причем с каждым днем ситуация ухудшается: будучи уже в Одессе, я удаленно организовывал марш «За федерализацию Кубани». Его проведение было назначено на 17 августа 2014 года, он должен был пройти одновременно с таким же, который планировали провести в Сибири. За два дня до акции одну из ее организаторов Дарью Полюдову задержали по подозрению в… мелком хулиганстве. Ей назначили наказание в виде административного ареста, однако по окончании срока содержания в СИЗО активистку не выпустили и предъявили ей обвинение уже по части 2 статьи 280 («Публичные призывы к экстремизму через Интернет») Уголовного кодекса РФ. Она — первый человек, обвиняемый в России за покушение на территориальную целостность страны по новому закону о сепаратизме. Помимо этого открыты еще четыре уголовных дела, троих активистов арестовали.
Провести марш не удалось, так как городские власти Краснодара не дали на него официального разрешения. В современной России любое несанкционированное собрание граждан считается экстремизмом. Но организаторы решили не отступать и собрались на митинг. Целью акции была демонстрация абсурдности попыток Кремля расколоть Украину и сделать ее федерацией. С другой стороны, показать: в России, формально являющейся федеративным государством, на деле нет никакой федерации. Именно это так и разозлило власти.
По словам Петра Любченкова, акцию провели в форме народного схода — без плакатов, звукового оборудования. Пришли 30—40 человек. Требования были невинными и ничего общего с сепаратизмом не имели. Участники просили больше экономической самостоятельности для региона и защиты прав этнических украинцев.
Параллельно выдвинулись активисты местного антимайдана. Один из них с пистолетом бросился на Вячеслава Мартынова — еще одного организатора акции, которого потом задержала полиция и самого же обвинила в хулиганстве. Впрочем, всех организаторов акции «За федерализацию Кубани» так называемые правоохранители внесли в список террористов и экстремистов. Объявили в розыск, заблокировали их кредитные карты.
Дальше, как отмечает Петр Любченков, ситуация с правами человека будет только ухудшаться. Теперь российской оппозиции нужна помощь извне, в том числе из Украины. Путинский режим — угроза не только Украине, но и всему миру.
— Я обосновался в Одессе, хотел продолжить заниматься любимым делом — психологией, — рассказывает «ФАКТАМ» Петр Любченков. — Но, когда российские войска подошли к Новоазовску, появилась реальная угроза их нападения на юг Украины. И я понял: надо уметь стрелять, чтобы при необходимости суметь защитить Одессу. Записался в организацию «Самооборона Одессы», где и стал учиться воевать. Прошел трехнедельную военную подготовку. Думал о том, чтобы поехать в зону АТО, но в военкомате мне сказали, что только граждане Украины могут воевать в армии.
Обратился, как и предусмотрено законодательством, в Государственную миграционную службу Украины для получения политического убежища. Полгода спустя, 20 января, получил казенную отписку-отказ, датированную шестым января.
Основанием для этого послужило много факторов, однако большинство из них, по словам Любченкова, спорные. В частности, представитель миграционной службы не увидела в материалах дела оснований для преследования на территории РФ и заявила, что «Россия — демократическая страна и пытки не прописаны в ее законодательстве». Позицию же Петра Любченкова по событиям 2 мая назвала «преступлением против человечности». Помимо этого, миграционная служба в деле комментирует его роль в организации марша «За федерализацию Кубани» как противоречащую законодательству РФ, с указанием статей Уголовного кодекса РФ.
— Мне предлагали обжаловать данное постановление в судебном порядке или же покинуть территорию Украины, — констатирует Петр. — Тогда я решил подать в суд иск с требованием о признании неправомерным и отмене такого решения государственного органа. Тем более что опытные адвокаты считают: Государственная миграционная служба Украины как минимум некомпетентна в законодательстве другой страны, кроме того, это не входит в ее полномочия.
Первое судебное заседание по данному делу состоялось 4 февраля, окончательное рассмотрение перенесли на 6 февраля. Поддержать Петра пришли активисты «Самообороны Одессы». В том числе российский актер Сергей Анисифоров, недавно получивший статус беженца в Одессе («ФАКТЫ» писали об этом). В итоге суд вынес решение в пользу Любченкова, отменив решение миграционной службы.
«Решением суда иск удовлетворен, отказ Государственной миграционной службы в предоставлении статуса беженца Любченкову признан неправомерным», — констатировала пресс-секретарь окружного административного суда Надежда Бойко. Петр сообщил «ФАКТАМ», что очень рад этому. Однако отмечает: дело снова будет передано на рассмотрение все тем же сотрудникам Государственной миграционной службы, а потому его исход не очевиден. Так, 30 января эта служба отказала в предоставлении статуса беженца правозащитнику Сергею Сахарчуку, который 25 января возле здания Генерального консульства РФ в Одессе сжег свой российский паспорт на массовой акции протеста против «фашиствующего Путина».
Тем не менее Любченков не унывает. В Одессе, ставшей для россиянина уже родной, у него есть любимое дело.
— Сейчас изучаю украинский язык — на базе «Самообороны Одессы» открыли бесплатные курсы, — говорит Петр. — Каждое воскресенье здесь будут проводить занятия для желающих подтянуть свои знания государственного языка. Уроки проводит филолог, аспирант национального университета. Преподавательница ведет общие курсы, подбирает интересные домашние задания, проводит полезные прикладные занятия, совмещая теорию и столь нужную в повседневной жизни практику. Поскольку на курсы приходят люди с разным уровнем знания украинского языка, у нее к каждому индивидуальный подход.
Пока у меня только начальный уровень. По своему опыту знаю, как тяжело самостоятельно учить украинский язык в Одессе, поэтому с радостью помогаю в организации курсов. Если есть активные люди, желающие присоединиться к нам и помочь организовывать или проводить бесплатные занятия, будем очень рады.
5809Читайте нас у Facebook