"На пункте пропуска в зоне АТО — беспредел, цинизм, жестокость"
В понедельник, 22 июня, на майдане Незалежности в столице прошел митинг переселенцев из Донецкой и Луганской областей в поддержку прав жителей Донбасса на свободное перемещение. Участники акции, которую планируется провести и в других городах Украины, требовали отмены пункта 1.6 новой редакции «Временного порядка пересечения линии разграничения» о запрете регулярного автобусного сообщения.
Люди настаивают на том, что необходимо увеличить пропускную способность контрольных пунктов въезда-выезда, ликвидировать очереди, обустроить пункты пропуска туалетами, медпунктами, упростить провоз через линию разграничения лекарств и товаров первой необходимости.
С проблемой пересечения линии разграничения после «упрощения» правил столкнулись в первую очередь люди, у которых за этой «линией» остались родственники. Нельзя же автоматически причислять тех, кто оказался на оккупированных территориях, к пособникам сепаратистов: мол, «кто хотел, тот уехал», а если не хотел, то ему, наверное, нравится жить в оккупации.
— Ненавижу их, всех этих людей с оружием в общественном транспорте Донецка, всех тех, кто стреляет из-под стен жилых домов моего города и раскатывает на танках с чужими флагами, — говорит дончанин Анатолий. — Но на что мне снимать жилье? Зарплата чуть больше трех тысяч гривен, у меня жена и двое детей — перед войной у нас родился второй ребенок. Трудоустройства в мирной части страны ни единому сотруднику нашего учреждения никто не предложил. Хорошо, хоть гуманитарную помощь на младшего ребенка получаем. Ведь зарплата на оккупированной территории тоже редкий праздник. Украина отказалась платить, оккупационные власти дают ее нерегулярно. Я уже год ищу работу и жилье, периодически выезжая на неоккупированные территории, а теперь у меня отобрали саму возможность таких поисков.
«Кто бы мог подумать два года назад, что я, человек с красным дипломом филологического факультета, буду вынужден осваивать профессию контрабандиста? — пишет донецкий волонтер Евгений Шибалов. — В Мариуполе одна из наших партнерских организаций попросила провезти в Донецк два медицинских набора. Это для двух пожилых женщин, раненных в Петровском районе во время боев 3 июня. Обе в реанимации в Донецке, но лечить их нечем — сказываются последствия блокады. „Там вообще-то семь раненых, и на всех заготовлены лекарства, — сказали мне, показав на груду коробок в подсобке местной аптеки. — Просто эти бабушки пострадали больше остальных. Сможете захватить все?“ Я отказался. С таким грузом меня не пропустят точно… А докажи, что это для мирных людей! Это же первый вопрос на блокпостах. Уходил я с тяжелым сердцем. Оставить без помощи пятерых, чтобы иметь более высокие шансы помочь двоим — не дай Бог никому оказаться перед подобной дилеммой…»
«Сегодня ко мне обратилась женщина, которая вывезла из Луганска молодую семью с двухмесячным ребенком, — написала на своей странице волонтер Дина Логвинова. — У малыша организм не принимает лактозу, ребенка практически нечем кормить. Ищем нужное питание, которого нет ни в Луганске, ни в Донецке. Добрые люди могли бы передать его в Донецк, но их лишили такой возможности».
От приказа штаба АТО № 415
«Я только что вернулась из Артемовска, — пишет жительница Горловки. — На пограничном посту беспредел, цинизм, жестокость. Это добром не кончится. Люди измучены и озлоблены, солдаты тоже. Все периодически теряют человеческий облик. Наступит момент, когда у одного сорвет крышу и он попрет на автомат, а другой нажмет на спусковой крючок. Мы же все просто люди. Смысл этой блокады понять не могу. Кому нужно, тот все равно едет, ползет, скачет… Плюс взятки. И ненависть друг к другу».
Утром 19 июня в районе блокпоста у Отрадовки — на линии разграничения между Артемовском и Горловкой — случилась драка со стрельбой.
— Люди были на взводе, ведь многие ночевали в машинах — дети, женщины, старики, инвалиды, больные — те, кто вчера не дождался своей очереди на проезд в Горловку, — рассказала очевидец событий, 65-летняя пенсионерка, которая следовала из Артемовска через Горловку в Енакиево. — Накануне, 18 июня, я была на пропускном пункте в 12.30, но в тот день не успела проехать, так как каждый автомобиль досматривали минут 15. Когда я была уже седьмой в очереди, время вышло: в 20.30 пункт закрылся. Пришлось вернуться в Артемовск на ночлег.
Предварительно пожилая женщина записалась в список, который был у водителя, остававшегося ночевать в своей машине перед КПП. Очередники избрали его старшим. Однако утром пенсионерка снова оказалась в семи километрах (!) от пункта пропуска, к которому вели уже три очереди: льготная — из автомобилей, в которых были дети и больные старики, обычная и наглая — из бессовестных водителей, которые стремились объехать других.
— Кто-то из наглой очереди проехался чуть ли не по ногам вышедшему из автомобиля пассажиру, — вспоминает женщина. — И тут началось! Сразу несколько десятков очередников возмутились. Не знаю, чем бы дело кончилось, но военные стали стрелять в воздух из автоматов. Благо какой-то офицер стал мирить людей и регулировать движение. Конфликт удалось «разрулить».
Силовики, открывшие стрельбу в воздух на пункте пропуска возле Отрадовки, затем были задержаны и доставлены в комендатуру, сообщили в штабе АТО. «Приказа открыть стрельбу в воздух командование не отдавало — это нарушение Устава», — подчеркнули военные.
Рынок транспортных услуг тут же отреагировал на запрет регулярного автобусного сообщения. Водители автобусов стали демонтировать кресла в салонах, уменьшая количество пассажирских мест до разрешенного — семи—девяти. В первый день после введения новых правил место в микроавтобусе, следовавшем из Донецка в Мариуполь, стоило 400 гривен (ранее — 100 гривен). При этом автобус, отправившийся из Донецка в шесть утра, простоял полдня на блокпосту и приехал в Мариуполь лишь в пять часов вечера. Через три дня место в микроавтобусе подешевело до 300 гривен.
Билет в плацкартный вагон поезда Мариуполь — Киев стоит от 180 гривен. И в кассах на железнодорожном вокзале в Донецке его можно купить. Но до Мариуполя еще нужно добраться! Таксисты на «Южном» автовокзале в Донецке уже предупредили, что за проезд одного человека в Мариуполь будут брать не 500 гривен, а 700. А за пересечение линии разграничения от Артемовска до Майорска (16 километров) — 48—158 гривен с человека.
Люди ищут варианты объездных путей. В соцсетях можно увидеть объявления: «Внимание! Решение для тех, у кого есть пропуск или разрешение и кто не хочет ходить пешком через блокпост. Прямые рейсы на шести-семиместных мини-вэнах Киев — Донецк и Донецк — Киев (через Ростов). Расстояние 820 километров, 10—11 часов в пути. Через Белгород — 1400—1480 километров, время в пути 22—24 часа. Цена 1700 гривен».
Именно столько в 2012 году стоили два (!) авиабилета из Донецка в Киев.
Выросли и взятки. «За выезд через Отрадовку без пропуска берут от 400 гривен с человека, — пишут в соцсетях. — За автомобиль требуют от двух тысяч… „Цена“ на оформление пропуска выросла до 1600 гривен, срочный пропуск в зону АТО — уже 2500 гривен».
— Раньше за рейс брали 30 тысяч гривен в целом на обоих блокпостах (собеседник имеет в виду и украинский, и «дээнэровский» посты. — Авт.), теперь уже просят 50 тысяч гривен, — сообщил водитель грузовичка, который возит продукты в Донецк. — Из-за взяток украинские продукты станут дороже российских, которые уже наводнили Донецк, и будут доступны только очень состоятельным дончанам. Теперь часто слышу от земляков, которые, как и я, «застряли» в оккупированном городе по семейным обстоятельствам: «Если на линии разграничения люди зарабатывают такие деньги, зачем им освобождать эти территории? Лучше проклинать и мучить граждан с донецкой пропиской и… драть с них три шкуры за возможность кое-как существовать — не важно где, хоть в „Дыре“, хоть в Украине!»
Фото в заголовке Петра Шеломовского
23423Читайте нас у Facebook