ПОИСК
Гроші

Налоговая реформа от Кабмина: конец "красивой жизни"?

7:00 4 грудня 2015
Інф. «ФАКТІВ»
Министерство финансов представило свой вариант налоговой реформы. «ФАКТЫ» разбирались что к чему

Основной интригой нынешнего года остается налоговая реформа. Причем остается неоправданно долго: весь год проводились рабочие столы, организовывались коммуникационные платформы, проходили обсуждения с общественностью и специалистами, переговоры с предпринимателями, расширенные консультации с международной общественностью… В итоге к декабрю мы находимся там же, где и были: в стране существуют два разных подхода к налоговой реформе, вылившиеся в два различных законопроекта — правительственный и парламентский. Теперь их как-то нужно свести в один — такой, который примут все ветви власти, который понравится МВФ и который реально поможет оживить экономику.

Во вторник Министерство финансов презентовало свое видение налоговой реформы. На ее основании был рассчитан проект бюджета. Как мы помним, бюджет нужно принять срочно, иначе не будет транша МВФ. В общем, «берите, иначе будет хуже». Удивительно, что в этот цейтнот страну загнало все то же Министерство финансов, которое фактически потеряло год, вошло в ходе подготовки реформы в конфликт с профильным парламентским комитетом, переругалось с половиной отечественных экспертов и презентовало обещанный еще в августе проект налоговой реформы только сейчас.

Что же предлагается? Так же, как и анонсировалось в августе, Минфин намерен внедрить одинаковую ставку — 20 процентов — по четырем основным налогам: НДС, налогу на прибыль, на доходы физических лиц и единому социальному взносу.

Главным аргументом остается тезис, что это как минимум «красиво». А еще — просто. Видимо, Министерство финансов не до конца осознало, что простота для налогоплательщика заключается в первую очередь в простых и понятных правилах уплаты налогов: без очередей, без постоянной смены форм и бланков, без дополнительных бумаг, желательно в электронном виде и, главное, с возможностью получить мгновенную консультацию или разъяснение по всем спорным пунктам. А вовсе не в одинаковых ставках.

РЕКЛАМА

Единый социальный сбор и налог на доходы физических лиц

В налоговой концепции есть новшество, которое найдет отклик в предпринимательских душах, — снижение ставки единого социального взноса (ЕСВ). В настоящее время она составляет около 53 процентов. Из них от 32 до 49 процентов (в зависимости от класса риска предприятия) вносит работодатель и еще 3,6 процента уплачивается из зарплаты работника. Это громоздкая и дорогостоящая конструкция, которая фактически загнала заработки в тень.

Минфин предлагает две вещи. Первое — убрать уплату ЕСВ (те самые 3,6 процента) из зарплаты работника. Второе — ввести для всех работодателей единую ставку 20 процентов.

РЕКЛАМА

Кроме того, поднимается порог, с которого не берут ЕСВ. Сейчас это 17 минимальных зарплат (20 тысяч 706 гривен). Предусматривается его увеличение до 25 минимальных заработных плат — 34 тысяч 450 гривен.

Что касается налога на доходы физических лиц, то тут вместо двух нынешних ставок (15 и 20 процентов — до десяти минимальных зарплат и свыше десяти минимальных зарплат) предлагается единая ставка — 20 процентов.

РЕКЛАМА

Зато планируется расширить социальную льготу, не облагаемую налогом. Сейчас она составляет 50 процентов минимальной зарплаты (609 гривен) и применяется к зарплатам не более 1710 гривен. То есть из заработка в размере 1500 гривен налогом не облагаются 609 гривен. Оставшаяся сумма облагается — 15-процентным. А вот человек, получающий 5 тысяч гривен, права на эту льготу не имеет. Предлагается же не облагать налогом одну минимальную зарплату (с 2016 года — 1378 гривен) для всех заработков — без ограничения. То есть у человека с зарплатой 5 тысяч гривен не будет облагаться часть в размере 1378 гривен. Остальное будет облагаться 20-процентным налогом.

Посчитаем на схематическом примере. Человек получает 5 тысяч гривен. Сейчас он платит 15-процентный налог и налоговой льготой не пользуется, поскольку его доход выше 1710 гривен.

5000 гривен х 15% = 750 гривен.

Если примут налоговую реформу, то сначала из его зарплаты вычтут налоговую льготу:

5000 гривен — 1378 гривен = 3622 гривни.

А потом уже обложат 20-процентным налогом:

3622 гривни х 20% = 724 гривни 40 копеек.

Как видите, после реформы налоговая нагрузка даже уменьшится. И не забываем, что из зарплат перестанут платить ЕСВ — 3,6 процента.

Как изменятся налог на прибыль и НДС

Ставку налога на прибыль предлагается увеличить с нынешних 18 до 20 процентов. Кроме того, проект предусматривает отмену льгот по данному налогу. Но при этом три года часть начисленного налога можно будет направить на инвестиции в новое оборудование, производство или технологии. Это несомненный плюс.

Количество плательщиков налога на прибыль увеличится с 523 600 до 685 300, из-за того что часть «упрощенцев» будет вынуждена перейти на общую систему. Но об этом мы расскажем чуть позже.

Что касается НДС, то сейчас основная ставка налога — 20 процентов. Однако есть льготные режимы. Например, на фармацевтическую продукцию она составляет 7 процентов. Также существует спецрежим для сельхозпроизводителей. Многие льготы предлагают отменить и оставить для плательщиков единую 20-процентную ставку НДС. При этом если сейчас обязательная регистрация плательщиком НДС полагается, когда годовой оборот превышает миллион гривен, то Минфин предлагает увеличить порог до 2 миллионов гривен.

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система остается, но в очень урезанном виде: только для физических лиц. Для юридических же будет упразднена.

Теперь об изменениях. В настоящее время есть три группы единого налога для физических и юридических лиц.

Первая — предприниматели, которые занимаются только розничной торговлей на рынках или предоставляют бытовые услуги, не имеют права нанимать работников. Их годовой оборот составляет менее 300 тысяч гривен.

Вторая — предприниматели, у которых годовой оборот менее полутора миллионов гривен. Они могут нанимать на работу до десяти человек и предоставлять услуги населению, плательщикам единого налога, а также заниматься производством, торговлей, ресторанным делом.

В третьей группе находятся как физические, так и юридические лица, чей годовой оборот не превышает 20 миллионов гривен. Они могут нанимать на работу любое количество граждан. Ставки единого налога для третьей группы: 2 процента — в случае уплаты НДС, 4 процента — без уплаты НДС.

Кроме того, есть четвертая группа — это бывшие плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога, у которых доля сельхозпроизводства за предыдущий год превышает 75 процентов.

Министерство финансов предлагает для начала переименовать все группы. Они будут не цифровые (первая, вторая, третья), а буквенные (А, В, С).

Нынешняя первая группа будет переименована в группу А. С теми же нормами: розничная торговля, оборот не более 300 тысяч гривен в год. Но зато через три года эта группа должна обязательно внедрить кассовые аппараты.

Ставка единого налога для таких плательщиков может быть до 20 процентов минимальной зарплаты (до 276 гривен 60 копеек). Устанавливать ее будут местные власти. Также группа, А станет платить ЕСВ в размере 20 процентов минимальной зарплаты.

Вторую и третью группы сведут в группу В. Им можно будет нанимать до десяти работников. Годовой оборот — до 2 миллионов гривен. Как и сейчас, они не смогут предоставлять финансовые услуги, заниматься игорным бизнесом и подакцизными товарами.

Ставка для таких плательщиков — 20-процентный налог на доходы физических лиц. И они будут платить ЕСВ из базы начисления для зарплаты — 20 процентов.

Доход для этой группы может определяться прямым методом — доход минус документально подтвержденные расходы. Или непрямым методом: облагается часть доходов, которая рассчитывается по формуле:

весь доход минус часть доходов с коэффициентом (от 0,8 в 2016 году до 0,4 в 2019 году).

Проще говоря, при непрямом методе можно будет платить 20-процентный налог только из части доходов. А точнее, из 20 процентов доходов в 2016 году, из 40 процентов — в 2018-м, из 60 процентов — в 2019-м.

Нынешняя четвертая (сельскохозяйственная) группа будет переименована в группу С. Также установлен предельный объем годового дохода — 2 миллиона гривен. Ставка — 0,09—1,35 процента нормативно-денежной оценочной стоимости одного гектара земли.

Налог на недвижимость, транспортный налог, акцизы

С 2015 года в Украине облагаются налогом на роскошь в размере 25 тысяч гривен легковые автомобили, которым меньше пяти лет, с объемом двигателя более 3 тысяч кубических сантиметров. У нас в стране 15 тысяч 888 таких автомобилей. В проекте налоговой реформы предлагается изменить принцип начисления налога на роскошь: будут облагать налогом легковые автомобили класса люкс — не старше пяти лет, стоимостью более 1 миллиона гривен, независимо от объема двигателя. В качестве примера приводятся такие модели, как Lexus, Porsche, Land Rover, Jaguar, Bentley, Maserati, Rolls-Royce, Maybach, Aston Martin, Ferrari, Lamborghini и другие. Таких авто, владельцы которых будут платить налог, в Украине, по данным МВД, 138 тысяч 249 штук.

Ставка налога не изменится — 25 тысяч гривен в год.

Что касается налога на недвижимость, то все льготы по нему остаются на нынешнем уровне: не облагаются налогом квартиры площадью менее 60 квадратных метров и дома менее 120 квадратных метров. Также остается положение, что ставку налога и дополнительные льготы устанавливают местные власти. Но в пределах максимальной ставки, которую как раз предлагается увеличить с 2 до 3 процентов минимальной зарплаты за квадратный метр (с нынешних 24 гривен 36 копеек до 41 гривни 34 копеек).

Кроме того, начнут облагать дополнительным налогом в размере 25 тысяч гривен квартиры площадью свыше 300 квадратных метров и дома более 500 метров.

Как и было обещано, предусмотрено увеличение акцизов на алкоголь и сигареты. В частности, в два раза (с нынешних 70 гривен 53 копеек до 141 гривни 6 копеек за литр 100-процентного спирта) планируют повысить акцизы на крепкий алкоголь. И в течение последующих трех лет ставки будут расти на 5 процентов ежегодно, так что к 2020 году акциз на крепкий алкоголь достигнет 171 гривни 47 копеек.

Ставка акциза на сухие вина в 2016 году может увеличиться в пять раз — с нынешней 1 копейки за литр до 5 копеек.

На 50 процентов планируется поднять акцизы на крепленые вина и вермуты — с сегодняшних 3 гривен 58 копеек до 5 гривен 37 копеек за литр. В 2017—2020 годах ставки будут повышать ежегодно на 5 процентов, и к 2020 году акциз на крепленые вина составит 6 гривен 53 копейки за литр.

Вдвое может вырасти акциз на пиво — с 1 гривни 24 копеек до 2 гривен 48 копеек за литр. Планируется ежегодное увеличение ставки акциза на 5 процентов в 2017—2020 годах, что приведет к итоговой ставке 3 гривни 1 копейка за литр.

Акцизы на сигареты планируют поднять на 40 процентов — с 227 гривен 33 копеек до 318 гривен 26 копеек за тысячу штук. В 2017—2020 годах правительство намерено повышать ставки акциза на табачные изделия на 7 процентов ежегодно. Таким образом, в 2020 году акциз достигнет 429 гривен 29 копеек.

Зато с 1 января будет упразднен импортный сбор (в размере 5 или 10 процентов), который был временно внедрен в 2015 году.

Отметим, что налоговая реформа является одним из ключевых условий выполнения Украиной обязательств по программе сотрудничества с Международным валютным фондом. И чем раньше эта реформа будет проведена, тем раньше решится судьба третьего транша помощи в размере 1 миллиарда 700 миллионов долларов США.

Фото в заголовке са сайта job-sbu.org

9393

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів