Леонид Чеканов: "Есенина принесли в номер гостиницы "Англетер" полуживого и приковали к батарее"
Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер». Такова официальная версия смерти поэта. Однако существует и неофициальная — Есенин был убит сотрудниками ГПУ, а самоубийство инсценировали. Трагическая гибель великого поэта и спустя столько лет волнует его почитателей, литературоведов, исследователей творчества и экспертов-криминалистов. С одним из них — одесским судмедэкспертом Леонидом Чекановым — побеседовал корреспондент «ФАКТОВ».
— Поначалу все сходились во мнении, что смерть Есенина не насильственная, однако со временем стали всплывать факты, которые привлекли внимание исследователей, — говорит кандидат медицинских наук, доцент кафедры судебной медицины и медицинского законодательства Одесского национального медуниверситета Леонид Чеканов (на фото автора). — Лично я впервые услышал о Есенине еще школьником от отца, который несколько раз видел поэта при жизни. Именно папа рассказал мне, что не верит в версию самоубийства.
Надо сказать, что в то время ни в одной библиотеке я не сумел найти стихов Есенина или что-нибудь о нем самом. При хрущевской оттепели появились первые сборники есенинских стихов. Со временем стали публиковать воспоминания его друзей и коллег. В них утверждалось, что Есенин был алкоголиком, завсегдатаем кабаков, хулиганом, скандалистом. Против него, как оказалось, было возбуждено множество уголовных дел. По моим подсчетам, тринадцать…
— Так много?
— Да! От обычных драк до обвинений в антисоветчине. Могу сказать однозначно: несмотря на множество различных публикаций, мы знаем о жизни Есенина крайне мало. Так, в Америке, куда поэт отправился со своей женой Айседорой Дункан, произошел интересный случай. Однажды Есенин вступил там в спор: кто быстрее проплывет короткую дистанцию в бассейне при одном из отелей. Причем Есенин не знал, с кем спорит. Как оказалось, его оппонентом был Джон Вайсмюллер — американский пловец, пятикратный олимпийский чемпион, также известный тем, что исполнил главную роль в американском фильме «Тарзан». На удивление, Есенин, которого уже тогда причисляли к алкоголикам, победил чемпиона.
О физической силе поэта мне рассказывала Лидия Сотниченко — ленинградский патологоанатом, у которой я постигал азы профессии. Она говорила мне, что, работая в Обуховской больнице в Ленинграде, была свидетельницей исследования тела Есенина, которое делал судмедэксперт Александр Гиляревский. Есенина уложили на белый мраморный стол — и все увидели человека божественного телосложения, настоящего Аполлона. Было удивительно, что хронический алкоголик так выглядел в день своей смерти. Эти и другие факты заставили меня усомниться в навязанном образе Есенина — пропойцы и деграданта. Я заинтересовался моментами его биографии, уголовными делами.
Так, за несколько месяцев до гибели, в сентябре 1925 года, возвращаясь из Баку, поэт ехал в поезде вместе со своей последней женой Софьей Толстой (внучкой Льва Толстого). По пути случился скандал, который, скорее всего, был спровоцирован. Участниками конфликта были ехавшие в поезде эстонский дипломат Альфред Рога и врач-психиатр Юрий Левит. Известно, что Есенин вышел из своего купе и направился в ресторан, однако на его пути стоял сотрудник ГПУ (Государственное политическое управление, спецслужба в СССР. — Авт.), который не пропустил поэта. Возник скандал, в который почему-то вмешался иностранный подданный Рога, обратившийся к слышавшему перепалку врачу-психиатру с предложением констатировать психическое состояние Есенина. Когда медик вошел в купе, где находились поэт с супругой, и предложил обследоваться, это вызвало гнев у Есенина… Оба его «попутчика» буквально летели через весь вагон. Как результат, было заведено тринадцатое уголовное дело.
Правоохранители вызывали поэта на допросы, приходили по месту жительства, чтобы арестовать… Друзья и родные, пытаясь спасти Есенина, решили упрятать его в московскую психиатрическую лечебницу. Проведя там некоторое время, поэт покинул лечебницу и уехал в Ленинград.
Приехав в Ленинград 24 декабря 1925 года, Есенин встретился со своими друзьями: поэтом Анатолием Мариенгофом и эсером Яковом Блюмкиным. Последний — чекист, разведчик, друг литературной богемы. Так вот, Блюмкин стал последним, кто заходил в гостиничный номер Есенина в «Англетере». После этого живым поэта никто уже не видел. Но пока неопровержимых доказательств вины этого человека в смерти Есенина нет…
В основу же официальной смерти поэта легли показания другого приятеля Есенина — поэта Вольфа Эрлиха. Якобы именно Эрлих последним видел Есенина живым. По словам Эрлиха, когда он со своей дамой Елизаветой Устиновой вошел в гостиничный номер, Есенин был подшофе. Выпив по бокалу шампанского, друзья обнялись и распрощались. Правда, вскоре Эрлих вернулся, поскольку что-то забыл. Затем они вновь распрощались.
Здесь возникает любопытный эпизод, связанный с известным, написанным кровью стихотворением «До свиданья, друг мой, до свиданья…» Эрлих утверждал, что Есенин вручил ему это стихотворение тут же, в гостиничном номере. При этом не дал возможности прочитать, сославшись на то, что в присутствии дамы этого делать не следует. Есенин заставил Эрлиха написанный текст положить в карман и прочитать дома. Выходит, Эрлих прочитал стихотворение уже после смерти поэта. Он же позже заявил, что поэт посвятил стих именно ему. Хотя в настоящее время есть немало сомнений по этому поводу. Оригинал этого произведения хранится в музее Есенина, но исследованию почему-то не подвергался. Какой ручкой, чем именно оно написано? Если действительно кровью, то кому она принадлежит?..
А утром 28 декабря Есенина обнаружили в петле. Интересно, что «Англетер» — непростая гостиница, она находилась «под колпаком» ГПУ. Порядок регистрации пребывающих там был строжайший. Однако Есенин не был даже зарегистрирован!
При элементарном ознакомлении с описанием осмотра номера, где жил Есенин, не может не броситься в глаза, что место фиксации узла веревки, снятой с чемодана и использованной при повешении, нереально. Ни разу в своей практике я подобного не встречал. Даже на уровне инстинкта узел делается таким, чтобы выдержать вес…
На одном из документальных фотоснимков крестиком помечена вертикальная труба — стояк, по которому подавалась горячая вода. Именно к нему привязана петля-удавка. К тому же высота злосчастного гостиничного номера — от четырех до пяти метров. Абсолютно ясно, что при росте 1,68 метра Есенин сам никак не мог дотянуться до той трубы, даже якобы подставив полутораметровую тумбу. Однако никакой предмет, с помощью которого он мог бы, даже поставив стул на тумбу, достать до точки и завязать петлю, в описании номера не значится.
Интересно также, что в «Англетер» был вызван кремлевский фотограф Наппельбаум. В то время в Москве шел очередной партийный съезд, и тут вдруг он приехал зафиксировать смерть поэта. Кстати, среди многочисленных фотографий, сделанных тогда в номере, отсутствует та, где тело Есенина висит на трубе…
На снимке, запечатлевшем тело поэта лежащим на кушетке, его рука согнута и поднята перед грудью. Вроде бы этой рукой он ухватился за ту самую трубу, на которой повесился. Это никак не укладывается в представляемую версию самоубийства. После смерти, в том числе после механической асфиксии, все мышцы размягчаются, тело успокаивается. Даже выражение ужаса на лице, которое было в момент наступления смерти, исчезает. В случае с Есениным можно говорить о том, что рука его выдвинута вперед, поскольку его подвесили в таком состоянии, когда трупное окоченение уже наступило.
— Тогда эксперты не обратили внимания на это: случайно или нарочно?
— Акт экспертизы трупа составлен опытным судмедэкспертом профессором Александром Гиляревским. Я изучал этот документ. Все, что указано в акте, находилось в пределах компетенции эксперта. Он не делает вывод, убийство это либо несчастный случай, поскольку это не является сферой деятельности судмедэксперта. Это дело следствия. Эксперт решает вопрос, имеется ли механическая асфиксия и так далее… Тем не менее имеется одно «но».
В случаях смерти, наступившей в результате механической асфиксии, экспертиза достаточно простая. В частности, при повешении. Если злоумышленники подвешивают труп умершего человека, картина возникает точно такая же, как и при прижизненной асфиксии! Отличить на глаз посмертную и прижизненную асфиксию невозможно. Гиляревский, естественно, это хорошо знал. Более того, на шее поэта образовалась двойная странгуляционная борозда (след от сдавления шеи петлей. — Авт.), между ними имелся валик ущемления. В любом учебнике можно прочесть, что при повешении в странгуляционной борозде должно быть кровоизлияние. Но за более чем полувековую практику я ни разу не встречал такого кровоизлияния, если нет валика ущемления. Иными словами, должны быть в наличии две борозды, то есть двойная веревка, между которыми кожа ущемляется. Вот там бывают кровоизлияния, которые видны невооруженным глазом. Гиляревский не описывает кровоизлияния в валике, что для такого опытнейшего эксперта не характерно.
— В чем же, по-вашему, причина?
— Вероятный ответ на этот вопрос можно отыскать в исследованиях Эдуарда Хлысталова, старшего следователя московского уголовного розыска. Он тоже занимался смертью Есенина и сделал вывод, что акт экспертизы Гиляревского резко отличается от других, составленных им же по аналогичным случаям.
Следователь поднял архивные дела, в которых имелись заключения Гиляревского, и пришел к выводу, что акт и подпись под экспертизой тела Есенина поддельные. Есть также текст допроса сотрудника комендатуры «Англетера», который показал, что Есенина принесли полуживого в номер и приковали к батарее. Возможно, его пытались повесить на брючном ремне. Оказалось, ремень очень короткий — у Есенина была достаточно узкая талия. Тогда нашли веревку от чемодана.
На одном из посмертных снимков поэта четко видно, что были две борозды — справа, располагавшиеся параллельно. При повешении борозда всегда имеет косо восходящее направление из-за силы тяжести. Сугубо горизонтальные борозды — признак убийства, удушения ремнем.
— Значит, все же убийство?
— Здесь уместно привести признание Николая Леонтьева, выпускника Кадетского корпуса, служившего в охране Троцкого под началом Блюмкина. Много лет спустя после смерти поэта Леонтьев, отбывая наказание в лагерях, признался, что входил в группу, которой поручили нейтрализацию Есенина. Так, при задержании поэта на вокзале в Ленинграде предполагалось разъяснить Есенину пагубность его конфликта с советской властью и предложить работать осведомителем. Поэт бурно отреагировал на это предложение, кинулся на участников группы, встречавшей его. Леонтьев выстрелил — пуля прошла под правым глазом поэта, а Блюмкин ударил поэта рукояткой пистолета по голове.
К слову, посмертные фотографии, которые делал Наппельбаум, внезапно исчезли. Спустя время Эдуард Хлысталов получил по почте два посмертных фото Есенина. На одном из них четко виден поврежденный, раскроенный череп с вмятиной, а также деформированная лобная часть головы. Маловероятно, что при таких обстоятельствах уцелела кость. Между тем в акте о смерти мы читаем, что кости черепа целы.
*Посмертная маска Есенина
Леонтьев упоминает, что столь неожиданная развязка (драка на вокзале со всеми вытекающими последствиями) привела к тому, что сотрудникам ГПУ пришлось инсценировать самоубийство Есенина. Его труп сначала пытались повесить на трубе при помощи брючного ремня, но он оказался короток. Тогда тот же ремень затянули на шее поэта и прислонили его голову к батарее отопления. Вполне возможно, что один из следов на шее мертвого поэта — след от ремня…
— Остается вопрос, зачем Есенину нужна была поездка в Ленинград, где у него не было ни родственников, ни близких друзей?..
— В то время бакинскую партийную организацию возглавлял Сергей Киров, который души не чаял в Есенине. А секретарем у Кирова был личный друг Есенина. Поэтому вполне вероятно, что поэт поехал туда, чтобы найти защиту от преследований.
15670Читайте нас у Facebook