Складывать в пасхальные корзины снедь на освящение полагалось всем домочадцам
В воскресенье, 16 апреля, весь христианский мир будет отмечать Светлое Христово Воскресение (к слову, в следующий раз католическая и православная даты празднования совпадут аж в 2025 году). Неделя перед Пасхой, Страстная, посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа: суде, страданиях, распятии и погребении. Это время строгого поста и покаяния. Чтобы с чистой душой встретить праздник, в старину люди на Страстной неделе прекращали войны, забывали все распри, суды, споры, размолвки и даже освобождали от наказания раскаявшихся преступников.
Стирку и уборку в доме хозяйки заканчивали до восхода солнца в Чистый четверг
В течение всей Страстной недели верующие люди стараются каждый день посещать церковные службы, которые проводятся утром и вечером. Кроме того, к празднику полагается закончить хозяйственные дела. Так, наши предки готовили к посеву землю, белили хаты, ремонтировали крыши, наводили порядок в доме и во дворе, перестирывали одежду и, конечно, хлопотали на кухне. Особенно тяжело приходилось женщинам, ведь им предстояло изрядно потрудиться над сложным пасхальным меню. Нужно было испечь несколько видов куличей (пасок, баб), поставить под пресс пасочки из творога, приготовить разнообразные мясные блюда, покрасить яйца… Когда-то люди верили, что в день Светлого Воскресения Спаситель и апостолы ходят по земле, проверяя человеческую доброту и щедрость. Именно поэтому к Пасхе наши предки готовили много блюд, чтобы угощать всех, кто заглянет в гости. Кроме того, было принято накрывать праздничные столы для вдов, сирот и одиноких пожилых людей.
Сегодня главный день Страстной, или Белой, недели — Чистый четверг — день, к которому полагалось привести в порядок свой дом. В старину хозяйки считали, что закончить стирку и уборку нужно до восхода солнца: «Мити, бiлити, завтра Великдень!»
А еще в этот день все домочадцы мылись, ведь, согласно поверью, четверговая вода может избавить от болезней, сглаза, дурных мыслей и продлить жизнь: «Як у четвер скупатися до схiд сонця, житимеш до ста лiт». Мамы старались выкупать и подстричь детей, чтобы росли крепкими и здоровыми. А девушки «привораживали красоту»: собирались на заре возле реки и, как только солнце поднималось над горизонтом, раздевались, распускали волосы и заходили в холодную воду со словами: «На тобi русу косу, дай менi дiвочу красу!»
В старину в Великий четверг хозяйки специальным образом обжигали в печи соль, а затем заворачивали в холщовую тряпицу и оставляли до праздника, чтобы освятить в церкви и подать к столу. Четверговую соль также добавляли в корм скоту, а еще она считалась хорошим лекарством от разных болезней. Одним словом, до утренней церковной службы нужно было успеть многое.
Люди старались не пропустить особое четверговое богослужение. Ведь на нем вспоминается Тайная вечеря Христа и апостолов, на которой самим Спасителем было установлено таинство Евхаристии — Причастие. Чтобы духовно быть готовыми к Пасхе, прихожане в четверг исповедовались и причащались.
После церкви спешили домой и продолжали подготовку к празднику. Поскольку на пасхальном столе у наших предков, особенно зажиточных, всегда были и окорок, и колбасы, и крученики, в четверг традиционно кололи свинью.
Пока взрослые занимались хозяйством, дети отливали из воска свечи. С этими свечками семья шла на особую вечернюю службу — чтение 12 отрывков Евангелия, подробно повествующих о последних часах земной жизни Иисуса Христа, начиная с его прощальной беседы с учениками после Тайной вечери и заканчивая его погребением во гробе. Прихожане слушали слова Евангелия на коленях и с горящей свечой в руке, делая на ней отметку из воска по прочтении каждого отрывка.
Свечку, горевшую всю службу, в конце не гасили, а зажженной несли домой. Прежде чем переступить порог, хозяин выжигал страстной свечой над входной дверью крест, чтобы в доме царили благодать и счастье, а все дурное забыло сюда дорогу. Затем от свечи зажигал лампады перед образами в комнатах. После этого семья собиралась на торжественную трапезу. Как и в Святой вечер накануне Рождества, в Чистый четверг подавали на стол кутью, узвар, вареники с сушеными сливами и вишнями, капустняк.
Страстная пятница — самый скорбный день недели. В церкви во время службы выносят из алтаря плащаницу — полотно с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Спасителя. Плащаницу кладут посередине храма, чтобы верующие смогли к ней приложиться. До этого момента есть не полагалось, а особо набожные люди старались воздерживаться от еды до захода солнца. Более того, в пятницу не принято было хлопотать по дому. Можно было только молиться, а после 5 вечера (время начала вечерней службы и нового дня) — готовить праздничные блюда. Так, во многих областях Украины именно в пятницу хозяйки пекли паски.
Для них использовали лучшую муку, свежие яйца, жирное молоко. Надев чистую сорочку и перекрестившись со словами «Господи, благослови!», женщина приступала к таинству. Прежде чем замесить тесто, полагалось окурить печь и утварь освященными травами. Печь растапливали дровами, собранными за весь Великий пост (каждый четверг откладывали по полену). Огонь разводили страстной свечкой.
Когда тесто ставили подходить, в доме должна была стоять абсолютная тишина, чтобы паски от шума не осели. Однако гораздо больше пышность выпечки зависела от умения и таланта хозяйки. В старину говорили: «Котра тямуща, та зробить iз житнього пшеничне. А котра не тямить, та iз пшеничного житнє зробить».
Крашенки и большинство мясных блюд готовили в Великую субботу. В каждом регионе Украины пасхальные яйца окрашивали по-разному. Делали не только однотонные яйца, но и с рисунками, крапинками, разноцветными мазками, выцарапанными иголкой узорами. Краски изготовляли из природных материалов: трав, цветов, ягод, березовых листьев, коры деревьев…
Для родственников, находившихся вдалеке от дома, мать заворачивала в рушник три крашенки и кусок пасочки
Закончив домашние дела, семья начинала собираться на праздничную всенощную. Все надевали лучшие наряды с красной вышивкой, у девушек в косах переливались шелковые алые ленты, на замужних были платки с пурпурными цветами. Кстати, к Пасхе справляли новую одежду и покупали что-нибудь новое в дом, «щоб цілий рік все було нове і множилося».
Каждый член семьи должен был поучаствовать в сборе снеди на освящение, «аби наступного Великодня дочекатися». Вначале в корзины ставили паски. Бабушка и дедушка опускали на дно два самых больших кулича, «щоб пара була при хатi». По традиции, эти паски украшали крестом, цветами и парой голубей, вылепленных из теста, — на благодать, мир.
В старину в церкви освящали не только куличи и крашенки, но и другие блюда, которые будут подаваться на стол в течение всей Светлой недели (в этом году с 16 по 23 апреля). Так что людям обеспеченным приходилось везти продукты к храму на телегах. В корзинах были творожные паски, колбасы и окорока, сыры и ветчина, сало, пироги, сметана, сливочное масло, фаршированные поросята с хреном в зубах… Кстати, многие набожные люди собирали отдельно корзинку для нуждающихся, чтобы поделиться радостью великого праздника с теми, кому приходится нелегко.
По древней традиции, с окончанием всенощной прихожане приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» — после чего принято обмениваться писанками и крашенками. Теперь — домой, разговляться.
Когда-то праздничный завтрак начинался с умывания. Хозяйка дома наливала в большую миску воду, а на дно клала три красные крашенки. Первыми умывались дочери на выданье, потом — сыновья и мать, а последним — отец. По окончании ритуала крашенки отдавали незамужней дочке или внучке, «щоб гарною була».
После умывания семья молилась перед образами, а затем хозяин, брал тарелку с куличом и яйцами и трижды обходил стол. Повернувшись к иконам, разрезал паску ровно на столько частей, сколько домочадцев присутствовало на трапезе, и передавал каждому по кусочку со словами: «Дай, Боже, ще й на той рiк дочекатися свiтлого празника Воскреciння Христового в щастi i здоров’ї». Для родственников, пропавших без вести или находившихся вдалеке от дома, мать заворачивала в рушничок три крашенки и кусок пасочки. Сверток прятала в укромном месте, накрыв сухой веточкой материнки — символа надежды. Такой гостинец с пасхального стола хранили до Вознесения, а потом отдавали нуждающимся.
Паска подольская
Для приготовления потребуется: 500 г муки, 1 стакан молока, 100 г сахара, 8 желтков, 100 г дрожжей, 3 ст. ложки сливочного масла или маргарина, 100 г изюма, 0,5 ч. ложки соли, ваниль. Для помадки: 150 г сахарной пудры, половинка лимона, 2—3 ст. ложки воды, ромовая эссенция.
Дрожжи развести в теплом молоке с 1 столовой ложкой сахара. Когда начнут бродить, влить их в миску с мукой, посолить, добавить растертые с сахаром желтки и замесить. Когда тесто перестанет липнуть к рукам, влить растопленный жир и снова месить. Затем всыпать промытый изюм, вымесить, накрыть и поставить в теплое место, чтобы подошло.
Часть теста выложить в выстланную промасленной бумагой форму, заполнив ее на 2/3, и подождать, чтобы еще поднялось. Когда тесто заполнит форму, смазать его яйцом и выпекать в горячей духовке (190—2000С) 45 минут. Готовые пасочки посыпаются сахарной пудрой с ванилью или покрываются ромовой помадкой.
Помадку готовят так: сахарную пудру растирают с водой, добавив несколько капель лимонного сока и ромовой эссенции, пока не получится однородная масса.
Попробовав куличей и крашенок, приступали к мясным блюдам. После разговения ни взрослые, ни дети спать не ложились, а спешили на улицу, где всех ожидали праздничные забавы. Например, люди, мечтающие о счастье, звонили в колокола. Поскольку делать это на Пасху разрешалось всем, звон был слышен с раннего утра до позднего вечера.
Пасхальные гулянья продолжались всю Светлую неделю. В понедельник дети ходили к бабушкам, дедушкам и крестным родителям, неся в подарок пироги, колбасу и крашенки. Девчата и парни собирались возле церкви, катались на качелях, пели, играли в игры и… обливали друг друга водой, потому и называли этот день Поливальним понедiлком.
В Светлый вторник народ танцевал и веселился в корчме, куда приглашались троїсті музики. На танцы приходила не только молодежь, но и семейные люди.
Следующая неделя после пасхальной называется Гробки, Могилки, Проводы. Полагается помянуть умерших, привести в порядок могилы, посадить там цветы. «Хто померлого не шанує, тому Господь вiку не дарує», — говорили наши предки. На кладбище шли всей семьей, несли крашенки, паски, колбасы и сладости. После панихиды люди обедали и обращались к душам умерших: «Святi родителi, iдiть до нас на хлiб-сiль». Еду на могилах не оставляли, а раздавали беднякам.
Вообще, в течение сорока дней после Пасхи было принято одаривать всех нуждающихся и немощных, относиться к ним ласково и приветливо, ведь считалось, что часто под видом этих обездоленных людей по земле ходит Бог.
Свинина, запеченная по-гуцульски
Для приготовления потребуется: 1 кг свинины, 100 г свиного жира, 1 кг картофеля, 3 яйца, 1 луковица, 2 ст. ложки томатного соуса, 500 г мясного бульона, 2 ст. ложки зелени петрушки, соль, перец.
Для теста: 300 г муки, 1 яйцо, 100 воды.
Свинину нарезать тонкими кусочками, отбить, поперчить, посолить и обжарить. Картофель почистить, натереть на терке, добавить яйца, соль, хорошо перемешать, сформировать оладьи и поджарить. Лук спассеровать с томатным соусом. В глиняный горшочек положить оладьи, сверху — мясо с луком. Залить мясным бульоном, посыпать мелко нарезанной зеленью петрушки. Горшок залепить тестом, смазать яйцом и поставить в духовку на 20—30 минут.
Фото EPA/UPG
1858Читайте нас у Facebook