ПОИСК
Історія сучасності

"Красный корпус университета должен был быть серым" (фото)

9:00 23 серпня 2017
Ровно 175 лет назад скончался архитектор Викентий Беретти, по проектам которого в Киеве были построены университет, Институт благородных девиц (Октябрьский дворец), астрономическая обсерватория, разбит ботанический сад, завершена прокладка улицы Владимирской

— Архитектор Викентий Беретти прожил в Киеве последние три года жизни (с 1839-го по 1842-й), создав здесь свои самые известные здания, наиболее впечатляющее из которых — Красный корпус университета, — говорит киевовед кандидат исторических наук Алена Мокроусова. — До 57 лет он был петербургским зодчим. Может быть, не самым именитым, но довольно успешным. Переезжать из столицы империи в небольшой провинциальный Киев профессор Академии архитектуры, вероятно, не хотел. Но пришлось — в приказном порядке.

«За рецептом и образцами краски цвета „дикого камня“ Беретти-младший поехал в Санкт-Петербург, однако на обратном пути его ограбили»

— Дело в том, что в 1835 году Беретти выиграл творческий конкурс на лучший проект здания Университета святого Владимира в Киеве, — продолжает Алена Мокроусова. — Он разработал этот проект, ни разу не побывав на месте, где предстояло возвести университет. Замечу, что тогда эта территория находилась за пределами города. После победы в конкурсе проект нужно было воплощать, поэтому архитектор начал ездить в командировки в Киев, что было затратно и в целом малоэффективно. Поэтому император Николай I решил, что автор должен постоянно находиться на строительстве, а не бывать там лишь наездами. Уволил Беретти со всех постов в Санкт-Петербурге и отправил на постоянное жительство в Киев.

Еще во время командировок в Киев Беретти понял, что лицевую сторону университета нужно делать не со стороны нынешнего Ботанического сада, как было в проекте, а развернуть парадный вход к улице Владимирской. Впрочем, в те времена она не доходила до места строительства — была значительно короче, чем ныне (от Десятинной церкви до Золотых ворот. — Авт.). По проекту Беретти ее продлили до университета.


*Алена Мокроусова: «По первоначальному проекту на фронтоне университета должны были стоять статуи, а с двух сторон здания планировалось построить жилые флигели для профессуры» (Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)

РЕКЛАМА

— Где Беретти жил после переезда в Киев?

— Он продал свою недвижимость в Санкт-Петербурге и купил усадьбу с домом, стоявшим примерно в том месте, где находится монумент Независимости Украины. Беретти скончался в августе 1842 года, когда еще продолжалось строительство по его проектам зданий университета, Института благородных девиц, университетской обсерватории… Завершить начатое Викентием Ивановичем в Киев переехал его старший сын Александр, который тоже был архитектором. Он поселился в доме отца. Но усадьбу унаследовали все десять детей Беретти. Со временем Александр выкупил доли братьев и сестер, став единоличным владельцем. Усадьба была довольно большой, занимала часть майдана Незалежности и склона вдоль нынешней улицы Институтской — почти до того места, где находится гостиница «Украина». Беретти-младший построил там по своим проектам несколько домов. В одном разместил постоялый двор с трактиром, остальные сдавал постояльцам, с которыми, кстати, из-за особенностей своего характера регулярно конфликтовал.

РЕКЛАМА

Существует версия о том, что во время последнего приезда в Киев в 1846 году Тарас Шевченко останавливался в трактире Беретти, который якобы находился на углу Крещатика и Бессарабки. На самом деле трактир архитектора был на территории его усадьбы по Институтской.

После Второй мировой войны дома, некогда принадлежавшие семье Беретти, снесли. Так что от имущества отца и сына Беретти в Киеве ничего не осталось.

РЕКЛАМА


*Александр Беретти

— Университет сразу выкрасили в красный цвет?

— Пока не удалось выяснить, когда и почему это здание стало красным. Известно, что весной 1842 года Викентий Беретти предложил два варианта: сделать стены желтыми, а карнизы белыми либо цоколь цвета гранита, а стены — цвета извести (архитектор считал, что благодаря этому гигантское здание будет выглядеть монолитно — так, будто оно выстроено из цельного камня. Окончательное решение было за императором Николаем I. Он распорядился покрасить университет так же, как Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Царь подчеркнул, что цвет дикого камня (коричневатый или сероватый) не пестрый, а потому наиболее удачный для большого гражданского сооружения.

Говорят, что Беретти-младший, завершая строительство университета, специально ездил в Санкт-Петербург за рецептом и образцами краски цвета дикого камня, однако на обратном пути у него украли поклажу. Впрочем, по запросу Строительного комитета Киева Департамент народного образования Российской империи прислал образцы нужной краски. Но исполнили ли приказ императора в точности? Основания сомневаться на этот счет дает сохранившийся до наших дней акварельный рисунок художника Михаила Сажина, сделанный в 1840-х годах: университет на нем светло-серый, скорее даже белый (изображен со стороны Ботанического сада). Впрочем, это могла быть побелка перед покраской. Исследования киевских реставраторов, проведенные в 1980-е годы, показали, что на стенах есть следы первоначального кораллового оттенка. Не исключено, что со временем цвет стали делать более насыщенным, и в результате получился красный.

Принято также считать, что красный цвет и черное окаймление колонн выбрали потому, что университет носил имя святого Владимира — лента ордена этого князя красно-черная. Объяснение логичное, однако нет его документальных подтверждений. В советские времена возникла версия о том, что цвет Красный корпус получил в знак скорби по жертвам революции 1905 года. Однако эта идея не выдерживает никакой критики.


*На акварельном рисунке Михаила Сажина 1840-х годов здание киевского университета — светло-серого цвета (корпус со стороны Ботанического сада)

-- Беретти удалось воплотить все задумки, которые были заложены в проекте Красного корпуса?

— К сожалению, нет. Викентию Ивановичу пришлось хорошенько подумать, на чем можно сэкономить. Ведь когда посчитали смету строительства, получили сумму в восемь миллионов рублей. По тем временам она была заоблачной. Изначально зодчий намеревался построить с двух сторон Красного корпуса жилье для профессуры — небольшие флигели, но от них пришлось отказаться. Сейчас там находятся две библиотеки — университетская и Центральная научная имени Вернадского. Еще одной жертвой оптимизации стала скульптурная группа, которой Беретти планировал украсить фронтон.

В смете оставили расходы на роспись интерьеров. Особенно богатыми они должны были быть в актовом зале и библиотеке. Однако подрядчики так и не смогли найти художников столь высокого уровня, которого требовал Беретти. Из-за этого университет остался нерасписанным.


*Здание университета имеет форму замкнутого прямоугольника

«Ботанический сад планировалось разбить на холмах вдоль улицы Крещатик»

— Что прежде находилось в том месте на улице Институтской, где по проекту Викентия Беретти построили Институт благородных девиц?

— Великолепный сад. Это была территория усадьбы генерала Дмитрия Бегичева. В 1830-е генерал уехал из Киева, а усадьбу подарил городу для размещения на ее территории Института благородных девиц. Проектом здания учебного заведения занялся Викентий Беретти. Получилось так, что архитектор забыл включить в смету средства на укладку фундамента флигеля. Чтобы не оформлять дополнительную финансовую документацию, решил сделать фундамент за свои деньги и кое-что в проекте упростил. Его помощник поручик Никифораки тут же доложил об этом в письменном виде генерал-губернатору Дмитрию Бибикову. Вскоре на Беретти поступила еще одна жалоба — от другого помощника. В результате генерал-губернатор отстранил Беретти от надзора за строительством Института и распорядился прекратить выплачивать ему связанное с этим дополнительное жалование.

Нужно сказать, что поручик Никифораки подсиживал Беретти и даже попытался присвоить себе авторство проекта Института благородных девиц, но безуспешно.


*Прежде в здании Октябрьского дворца размещался Институт благородных девиц

— Приходилось читать, что еще одно детище Беретти — астрономическую обсерваторию — изначально планировалось разместить неподалеку от университета. Это соответствует действительности?

— Да, но это было не единственное место, на котором планировали создать обсерваторию. Еще до появления Беретти в Киеве ее планировали построить на Печерске. Кстати, и сам университет изначально тоже хотели разместить в этой части города — на Липках (тогда это был административный центр Киева).

Было время, когда обсуждалось предложение создать обсерваторию в здании университетского корпуса, но и эту идею признали нерациональной. Астрономы могли вести свои наблюдения за звездным небом с местности, которую киевляне называют «Латинский квартал»: район нынешних улиц Никольско-Ботанической, Пань-ковской и Тарасовской. Во времена Беретти там находилось село Пань-ковщина, принадлежавшее Софийскому собору. Митрополит Арсений подписал бумаги о передаче земли в этом селе для создания университетской обсерватории. Беретти в
1838 году разработал проект здания в стиле неоготики. Но вскоре выяснилось, что с правом собственности на подаренный участок не все однозначно, поэтому его так и не удалось передать университету.

К счастью, была альтернатива — площадка у края холма на Кудрявце. Там (напротив снесенного недавно Сенного рынка) и построили обсерваторию. Правда, проект в стиле неоготики император Николай I не утвердил — написал: «Согласен, но идея фасада не хороша». Пришлось переделывать в стиле позднего классицизма, почитателями которого были как царь, так и Викентий Иванович.

По проекту Беретти также заложили университетский Ботанический сад — на том месте, где он существует и в наши дни. До этого в Киеве обсуждалась идея создать ботсад на склонах холма вдоль нечетной стороны улицы Крещатик — к Липкам.

Нужно сказать, что Викентий Иванович вместе с землемером Иваном Шмигельским разработали строительный план развития Киева, который на десятилетия вперед определил застройку города.


*Астрономическая обсерватория

— Беретти родился в Российской империи?

— Нет, в Риме — в июне 1781 года. Его отец был профессором механики. Так что в детстве будущего архитектора называли Винченцо. Видимо, после смерти главы семейства вдова с маленьким сыном переехала в далекий и холодный Санкт-Петербург. Что подвигло ее на столь радикальный шаг, исследователям выяснить пока не удалось. В столице Российской империи она познакомилась с придворным бриллиантовых дел мастером и вскоре вышла за него замуж. Возможно, не случайно у ее сына рано проявился художественный талант. В 17 лет Викентий поступил в Санкт-Петербургскую академию искусств, окончил ее с золотой медалью. Стал успешным архитектором, выполнял заказы государства, церкви, частных лиц. За некоторые проекты получал поощрения от императоров — вначале от Александра I, затем от Николая I: кольцо с драгоценными камнями, золотую табакерку. Но вряд ли Беретти был лично знаком с царями.

— Известно ли что-то о семейной жизни Викентия Беретти?

— Да. Он был женат дважды. Первой его супругой стала немка Амалия Цинш. Когда она умерла, Беретти снова женился, причем на ее родной сестре — Франциске-Фредерике Цинш. Он пережил и вторую супругу. В каждом браке у Викентия Беретти родилось по пятеро детей.

Нужно сказать, что многие имеющиеся в нашем распоряжении сведения о Викентии Беретти и его старшем сыне Александре (1816—1895), проработавшем в Киеве около 50 лет, сохранились благодаря киевскому архитектору Павлу Алешину (его самые известные работы — Педагогический музей (Дом учителя), здание Ольгинской гимназии (там сейчас размещаются конференц-зал Национальной академии наук Украины и Природоведческий музей), особняк Ковалевского в Липках («Замок вздохов»), Дом врачей по Большой Житомирской улице). В начале ХХ века Алешин увлекся творческим наследием отца и сына Беретти, искал архивные сведения о них в Санкт-Петербурге, переписывался с двумя сыновьями Александра, выкупил семейный архив, написал о Беретти несколько статей. Теперь как часть архива Алешина эти документы хранятся в Государственной научной архитектурно-строительной библиотеке имени Заболотного и в Центральном государственном архиве-музее литературы и искусства Украины.

Во время Второй мировой войны Красный корпус университета серьезно пострадал — там был сильный пожар. Его реставрацией занялся Павел Алешин. Он мечтал, чтобы возле университета со стороны Ботанического сада разбили парк и установили в нем памятник Викентию Беретти. Кроме того, Алешин поставил вопрос о том, чтобы установить на фронтоне Красного корпуса скульптуры — как это было предусмотрено первоначальным проектом Беретти. К сожалению, воплотить эти планы Алешину не удалось. Сейчас на Красном корпусе университета у парадного входа размещена мемориальная доска, посвященная Викентию Беретти.


*Один из входов в Ботанический сад имени А.В. Фомина

2748

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів