Владимир литвин: «голодных людей действительно мало что волнует. Вопрос в том, чтобы эта проблема волновала государство»
Владимир Литвин, который большую часть времени проводит в поездках по Украине, пришел к выводу: граждане по-прежнему с трудом сводят концы с концами потому, что власть ратует за повышение социальных стандартов лишь на словах.
«Люди должны ощущать, что они живут в стране, которая защищает каждого гражданина»
- Владимир Михайлович, в последнее время вы проводите много встреч с людьми. Какие впечатления у вас остаются?
- Я не только в последнее время общаюсь с людьми. Делаю это постоянно последние три года. Побывал во многих городах и селах Украины. И встречаюсь с людьми не для того, чтобы читать им лекции. Я слушаю людей, мне важно их мнение о происходящем в стране. И моя предвыборная программа фактически результат этих поездок: я собрал и обобщил все, чем живут сейчас наши граждане, к чему они стремятся. Нравится это кому-то или нет, но, не обеспечив взаимопонимания между народом и властью, не наладив между ними диалог, мы не сможем выбраться из той ситуации, в которой в настоящее время оказалась страна.
Встречаясь и общаясь с народом, я никого не критикую, не вдаюсь в красивые размышления, а веду предметный разговор о том, что действительно волнует каждого конкретного человека, и, глядя ему в глаза, пытаюсь разобраться в его проблеме, предпринять меры для ее решения. Считаю, что сейчас наши политики все свои усилия должны направить на то, чтобы уберечь нацию от физического вымирания, от социальной и моральной деградации. Люди должны понимать и ощущать, что они живут в стране, которая защищает каждого гражданина.
- Как вы думаете, госбюджет на 2010 год в состоянии обеспечить живущим в нашей стране высокие социальные стандарты?
- Вопрос не только и не столько в принятии бюджета на следующий год. Куда важнее — думать на много лет вперед, выстраивая политику государства на перспективу. Ну, как минимум на следующие пять лет! Вы только задумайтесь: как можно требовать от гражданина уважения к своему государству, когда оно не в силах обеспечить ему даже прожиточный минимум или минимальную заработную плату? Причем исходя не из возможностей государства, а из потребностей рядового гражданина, чтобы на этот самый минимум он мог элементарно выживать на физиологическом уровне. Если же государство не способно это обеспечить, то возникает вопрос о предназначении такого государства и о власти, которая олицетворяет его.
Сейчас мы якобы гарантируем людям копейки на пропитание. А как же доступное жилье и бесплатное здравоохранение? Гарантируем на словах, а что имеем в реальности? Если бы у нас была действительно бесплатная медицина, то, очевидно, о прожиточном минимуме и о том, что необходимо человеку для выживания, не приходилось бы говорить. А ведь есть еще гарантированное Конституцией право на образование, удовлетворение культурных потребностей и другие права. Они доступны?
Чем человек отличается от животного? Он не просто существует, а еще думает и развивается! Судя же по действиям нынешней власти, складывается впечатление, что простых людей хотят низвести до уровня животных, которых интересует только еда. Следуя такой логике, уже бы надобно и забор возвести, чтобы наши граждане за него не выходили и знали свое место.
Кстати, когда в советские годы существовал тот самый пресловутый прожиточный минимум, то государство было тогда сильным в социальном плане. Это значит, что оно обеспечивало гражданам бесплатную учебу, жилье, здравоохранение и еще много чего. Сегодня всего этого нет, потому совершенно очевидно, что нужно перейти на новые социальные стандарты. И я вам с уверенностью заявляю: проблема не в том, что государство сейчас не может себе этого позволить материально. Оно даже не хочет осознать, что Украина должна жить, что называется, на вырост. А у нас действует принцип «от достигнутого»: то, что есть, худо-бедно поделили на всех и вещают со всех телеэкранов и газетных страниц о грандиозных достижениях в борьбе за благосостояние народа.
А главная наша проблема, думаю, заключается в том, что мы всю страну и людей пытаемся приспособить к складывающимся обстоятельствам, а не управляем этими обстоятельствами, как это делается во всех цивилизованных странах.
«Не нужно нам по 15 заместителей на одного министра, если до 2004 года хватало и четырех!»
- Владимир Михайлович, вы говорите, что людям далеко не безразлична украинская внешняя политика. Вы и вправду считаете, что до крайности обнищавших украинцев интересует именно внешняя политика государства?
- Вы правы: голодных людей действительно мало что волнует. Вопрос в том, чтобы эта проблема волновала государство! Ведь внешняя политика должна быть логичным продолжением политики внутренней. Это же нонсенс: выстраивание отношений с другими государствами без учета ситуации внутри собственной страны и настроений ее граждан. Если мы исходим из того, что Украина не банановая республика, то и ее внешняя политика должна быть соответствующей. Мы не должны жить по принципу: вступили в ВТО, открыли границы для ввоза дешевой продукции, вследствие чего своя промышленность загибается, но зато европейские партнеры радостно похлопывают нас по плечу и нахваливают, какие мы молодцы. Весь мир сейчас ищет рынки сбыта, поэтому нам с удовольствием будут «втюхивать» свою продукцию все кому не лень.
Если же Украина хочет развивать внутренний рынок и иметь рынки сбыта для отечественной продукции за рубежом, то должна думать, в чем же состоит ее экономический интерес. И ответ на этот вопрос очевиден: наши рынки сбыта — это постсоветское пространство. Если мы, захлебываясь от восторга, говорим о стратегических партнерах, а уровень экономических взаимоотношений у нас с этими странами не превышает двух-трех процентов, то спрашивается: что нам дает такое партнерство? Давайте будем реалистами и честно признаем, что на мировой арене считаются с теми странами, которые твердо стоят на своих «экономических» ногах. Вот поэтому мы, в первую очередь, и должны исходить из собственных интересов. Когда наши политические элиты наконец-то озаботятся этими проблемами, тогда и не придется ломать голову, какой должна быть украинская внешняя политика. Все вопросы по этому поводу отпадут сами собой.
- Вы не раз заявляли, что настаиваете на предоставлении врачам и учителям статуса госслужащих. Насколько реально это сделать, и даст ли это им материальные преимущества?
- Государственный служащий — это человек, выполняющий важную государственную функцию. Разве учитель не подпадает под это определение? Ведь от него во многом зависит, какое будущее ждет страну, какой интеллект у нее будет. От врачей же зачастую зависит не только физическое, но и моральное здоровье нации. Следовательно, и учитель, и врач, выполняющие очень важные функции в интересах страны, должны быть госслужащими. И подобный статус гарантировал бы им, в числе прочих благ, соответствующую зарплату и пенсионное обеспечение.
- Где же взять средства для реализации этой задачи?
- Нынешний аппарат управления необходимо сократить как минимум на 40 процентов. Это вполне обоснованный расчет. Ну не нужно нам по 15 заместителей на одного министра, если до 2004 года хватало и четырех! Это более чем показательный пример. Я уж не говорю о необходимости ликвидировать государственные администрации, заменившие прежние обкомы и райкомы партии, некогда бывшие настоящим стержнем власти. Госадминистрации такую функцию не выполняют, являясь, по сути дела, прикрытием для государственного финансирования отдельных политических партий. Естественно, незаконного. Судите сами: в районные и областные госадминистрации назначают, как правило, по партийным квотам и по принципу лояльности. Потом назначенцы подбирают команду из себе подобных — и вместо того, чтобы выполнять необходимые функции, областные и районные администрации становятся партийными штабами отдельной партии. Я решительно намерен принципиально изменить подобное положение вещей.
257Читайте нас у Facebook