Ровно 155 лет назад в столице Великобритании была запущена первая в мире линия метрополитена
8 января 1888 г. Родился известный украинский театральный режиссер, актер театра и кино Гнат Юра.
9 января 1648 г. Запорожские казаки избрали гетманом Богдана Хмельницкого.
11 января 1935 г. Впервые в истории был совершен в одиночку перелет через Тихий океан — от Гавайских островов до Окленда, штат Калифорния. Пилотом была Амелия Эрхарт — одна из самых знаменитых авиаторов своего времени.
12 января 1943 г. Началась операция «Искра», в результате которой была прорвана блокада Ленинграда.
13 января 1953 г. В Советском Союзе начались аресты по так называемому делу врачей.
14 января 1506 г. В Риме была найдена мраморная скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья». Шедевр древней скульптуры относится примерно к І веку до нашей эры.
Уже в середине XIX века на улицах Лондона были такие заторы и пробки, что возникла необходимость строительства подземного вида транспорта — метро. Возведение Metropolitan Railway велось открытым способом. Улицы, под которыми прокладывали тоннели, перекрывали, после чего рабочие рыли на их месте котлованы глубиной до десяти метров. На их дно укладывали рельсы, стены и своды сооружали из кирпича, после чего получившаяся конструкция вновь засыпалась грунтом.
Первая в мире линия метро была введена в эксплуатацию 10 января 1863 года. На ее открытие собрался чуть ли не весь город. В то далекое время в составе поезда было всего четыре вагона с газовым освещением, которое, как писала газета «Дейли Телеграф», было настолько ярким, что без труда можно было читать газету. Вагоны разного класса тянул локомотив, работающий на угле, наполняя тоннель дымом и гарью. Примитивная вентиляция далеко не всегда справлялась со своими функциями. По воспоминаниям современников, пассажиры (особенно те, которые ехали в третьем классе) после поездки были черные, как шахтеры. Первая линия длиной 3,5 километра состояла из семи станций. Это незначительное, по современным меркам, расстояние поезд преодолевал за 33 минуты.
Лондонцы быстро оценили преимущества нового вида транспорта. Только за первый день, 10 января 1863 года, его услугами воспользовались 38 тысяч человек, а количество перевезенных пассажиров за первый год эксплуатации приблизилось к 10 миллионам. Удобство подземки превзошло все ожидания. Наибольшую выгоду от метро получили рабочие, которые пользовались подземкой до 6 часов утра. Теперь бедняки могли жить дальше, в дешевых домах, избавившись от необходимости ежедневно преодолевать пешком многие мили до работы.
Первой электрифицированной веткой метро стала лондонская линия «Сити Сауф», открытая 4 ноября 1890 года. А в 1911 году появились эскалаторы, решившие проблему значительных очередей у входа в метро.
Во время Второй мировой войны часть линий закрыли, разместив в них цеха, пункты управления и склады, а на «Пикадилли» — хранилище экспонатов Британского музея. Участок линии «Центральная» длиной 3 километра был превращен в авиационный завод, сведения о существовании которого рассекретили лишь в 1980-х годах. В 1940 году, с началом налетов гитлеровской авиации на Лондон, тысячи горожан днем и ночью укрывались в подземке. До конца войны там курсировал специальный поезд, ежедневно доставлявший 7 тонн пищи и 11 тысяч литров чая и какао тем, кто ночевал в метро.
В настоящее время лондонское метро насчитывает 270 станций и 11 линий общей протяженностью 402 километра, из которых 45 процентов проходит под землей. 14 станций лондонской подземки находятся так близко одна от другой, что поездка между ними занимает меньше минуты. Самое длинное расстояние между станциями имеет протяженность 54,9 километра. Длится это путешествие полтора часа. Лондонцы называют метрополитен The Tube (труба) — по форме тоннелей глубокого заложения. В лондонском метро есть ветка Docklands Light Rail, поезда на которой управляются не машинистом, а компьютером.
История лондонского метро богата легендами, одна из которых рассказывает об актрисе театра, который когда-то располагался рядом со станцией «Элдрич». Актриса решила сыграть роль Анны Карениной и оказалась на рельсах. Теперь ее призрак бродит ночами по станции «Элдвич», заглядывая иногда на соседние платформы. Правда, ничем себя не проявляет, кроме отпечатков следов в тех местах, где редко бывает швабра уборщика. На закрытой с 1933 года станции «Британский музей» разгуливает… древний египтянин. А еще многие из тех, кто регулярно проезжает станцию «Южный Кенсингтон», рассказывают, что в тоннеле видели поезд, загадочным образом исчезнувший в 1982 году. Поезд был без пассажиров и шел в депо, но, проскочив «Южный Кенсингтон», словно растворился.
В лондонском метро обитают комары, которые не встречаются больше нигде в мире. Считается, что они могли попасть в подземку из аэропорта Хитроу, где оказались в одном из самолетов. По прошествии времени эти насекомые образовали отдельный вид.
Подготовила Светлана ВИШНЕВСКАЯ, «ФАКТЫ»
768Читайте нас у Facebook