ПОИСК

Травматолог василий парий: «чтобы добраться до сломанной кости и скрепить отломки металлической пластиной длиной 20 сантиметров, хирургам приходилось делать разрез такого же размера»

0:00 16 лютого 2008
Інф. «ФАКТІВ»
Теперь появились современные технологии, позволяющие обойтись почти без потери крови и без осложнений

Наш организм имеет удивительное свойство восстанавливать сломанные кости и заживлять раны. Но на это нужно время. А человеку, получившему травму, всегда хочется быстрее встать на ноги… Помогут ли препараты кальция, мумие и настои трав ускорить лечение? Какие методики лечения переломов сегодня применяют ортопеды-травматологи? Нужно ли удалять пластину или стержень после того, как кость срастется? На эти и другие вопросы наших читателей во время прямой линии «ФАКТОВ» ответил старший травматолог медицинской клиники «Борис» Василий Парий.

«Любители горных лыж редко обходятся одним переломом»

 

- Здравствуйте, Василий Брониславович! Беспокоит Артем из Винницы. Когда речь идет о сломанных руках и ногах, я всегда вспоминаю фразу из известной кинокомедии: «Поскользнулся, упал. Очнулся — гипс». Скажите, пожалуйста, какие еще методы, кроме гипсования, применяют в лечении переломов?

- Лечение всегда заключалось в фиксации отломков кости, чтобы они не смещались и не причиняли боль. На эмблеме травматологов изображено кривое дерево, привязанное к палочке. В ХХ веке немецкий ортопед Лоренц Беллер разработал основные правила лечения переломов, которые актуальны до сих пор: хорошее сопоставление, иммобилизация, восстановление полного объема движений. Этот врач довел до совершенства гипсовую повязку и вытяжение. Более современные методики берут начало в Швейцарии, где на горнолыжных трассах немало людей получали травмы. Любители горных лыж редко обходятся одним переломом. Со временем врачи стали применять фиксаторы — металлические пластинки, с помощью которых скрепляли края перелома. Но вскоре обнаружилось, что надкостница, прижатая пластиной, нередко травмируется. Тогда придумали фиксатор с волнистой поверхностью, он прилегает лишь в нескольких точках. Если раньше для его установки хирургу требовался большой доступ (а это дополнительная травма), то сегодня его можно ввести через незначительный разрез. Малоинвазивное вмешательство стало общей тенденцией: потери крови минимальные, сосуды, питающие кость, меньше травмируются, риск нагноения тканей невысокий. А сегодня стандартом лечения переломов считают так называемый интрамедуллярный остеосинтез с помощью блокированного стержня.

РЕКЛАМА

- Расскажите, пожалуйста, как его проводят?

- Во время операции в полость костномозгового канала вводится прочный стержень, который блокируется винтами. Технология таких операций хорошо отработана. Например, при переломе бедра с помощью вытяжения под рентгеновским контролем сопоставляют отломки. Затем через небольшой разрез в верхнюю или нижнюю часть кости вводят стержень, имеющий на краях отверстия, и продвигают его в канале. Снаружи на ногу параллельно стержню устанавливают так называемую навигацию — дугу, отверстия в которой соответствуют отверстиям на стержне. Благодаря этой направляющей дуге хирург может вкрутить винт сквозь кость и точно попасть в отверстие на стержне. Затем навигация убирается, а заблокированный стержень надежно скрепляет сломанную кость. Если есть осколок, его прижимают к кости еще одним винтом. Для разных переломов разработано несколько вариантов конструкций. При такой фиксации человек, имеющий небольшой вес, скажем, около 50 килограммов, уже на второй-третий день может немного наступать на больную ногу.

РЕКЛАМА

- Нужно ли удалять стержень после того, как кость срослась?

- Существуют разные мнения. Некоторые хирурги считают: если стержень из качественной нержавейки или титанового сплава, такую красоту можно и оставить. Противники инородных тел рекомендуют от них избавиться. В каждом случае этот вопрос решается индивидуально. Скажем, если была сломана бедренная кость, то стержень из нее можно вынуть через полтора-два года. Тогда вся кость будет нести свою обычную нагрузку, и ее плотность и прочность восстановятся.

РЕКЛАМА

- Я читал в газете, что переломы можно лечить также с помощью аппарата, который снаружи фиксирует отломки кости…

- Да, аппарат внешней фиксации Илизарова тоже популярен. Сегодня пользуются более совершенными модификациями. Недостатком аппарата, мне кажется, является то, что его приходится долго носить, он ограничивает движения. Это не всем удобно. Да и места, где спицы пронзают ногу или руку, могут нагноиться. А вообще, выбор того или иного метода лечения перелома во многом зависит от опыта врача. В умелых руках изученный до мелочей метод будет эффективным. Аппарат внешней фиксации незаменим при открытых переломах и политравмах, когда пациент в шоке и настолько тяжелый, что длительную операцию для внутренней фиксации провести невозможно. У нас был пациент, который попал в автокатастрофу. Чтобы зафиксировать переломы, ему установили сразу три аппарата — на бедро и обе голени. Через несколько дней, когда состояние мужчины стабилизировалось, аппараты сняли и провели операции, чтобы установить внутренние фиксаторы.

«Женщинам после 45 лет желательно раз в год проверять плотность костной ткани»

 

- Валентина Викторовна, Киевская область. В сентябре я сломала косточку в ступне. Шесть недель была в гипсе. Его сняли. Ступня отекает и болит. Можно ли применять мази, греть и парить ногу, чтобы стало легче?

- А какой у вас вес?

- Больше 100 килограммов.

- Думаю, кость срослась, но своим весом вы перегружаете зону перелома. Отек после травмы может держаться несколько месяцев. Чтобы его уменьшить, используйте мази, улучшающие микроциркуляцию крови в конечности (лиотон, аесцин, венитан). С этой же целью можно применять тепловые процедуры и контрастные ванночки. Если ничего не нарушено, объем движений не ограничен, то со временем все нормализуется.

 

- Юрий Петрович, Сумы. У моей мамы (ей 60 лет) деформирующий артроз коленного сустава, появилась хромота. Она уже пять лет принимает противовоспалительные и болеутоляющие таблетки  — диклофенак. Последнее время стала жаловаться на то, что болит спина. Можно ли ей помочь?

- При артрозе, действительно, назначают противовоспалительное средство. Но диклофенак может раздражать желудок и даже стать причиной кровотечения. Сегодня существуют препараты с меньшими побочными действиями. Посоветуйтесь с лечащим врачом, какими таблетками лучше заменить диклофенак. В качестве оперативного лечения артроза рекомендуют корригирующую остеотомию (рассечение кости и ее корректировка таким образом, чтоб выбрать более выгодную позицию) или эндопротезирование (замена пораженных суставов искусственными). Кроме того, желательно проверить позвоночник: сделать рентгеновский снимок. Боли в спине могут вызывать грыжи межпозвонковых дисков.

- Правда ли, что препараты кальция и мумие помогают костям быстрее срастаться?

- Я понимаю, что пациентам после всего пережитого хочется быстрее стать на ноги. Но волшебной таблетки, которая бы заметно ускорила сращение, не существует. Во всяком случае, я такого не замечал. Если бедренная кость срастается в течение трех, а то и пяти месяцев (в зависимости от сложности перелома), то плюс-минус день или два ничего не решает. Кальций является строительным материалом для костей. Но он не может быстро усваиваться, а при нарушении гормонального фона у женщин в период менопаузы или при проблемах с кишечником его всасывание замедляется. Важно постоянно употреблять молоко, творог, сыр и другие продукты, которые содержат кальций. Тогда при переломе организм использует его по назначению.

- Почему говорят, что женщины после 45 лет имеют большой риск получить перелом?

- С наступлением климакса в организме происходят гормональные изменения, кости становятся хрупкими (остеопороз). Поэтому представительницам слабого пола старше 45 лет желательно хотя бы раз в год измерять плотность костной ткани. Это можно сделать с помощью ультразвукового прибора денситометра. Если остеопороз правильно лечить, то можно избежать тяжелейших переломов шейки бедра или позвоночника.

 

- Это «ФАКТЫ»? Звонит Светлана, киевлянка. Мне 43 года. В 2000 году перенесла операцию на тазобедренном суставе: необходимо было восстановить вертлужную впадину, в которой «ходит» бедро. Все прошло удачно. Год назад провели операцию и на суставе другой ноги. Но я до сих пор хожу на костылях: больно ступать. Можете ли мне помочь разработать сустав?

- Заочно трудно советовать. Желательно посмотреть рентгенографические снимки — не исключено, что вопрос не в реабилитации. Дисплазия, то есть недоразвитие тазобедренного сустава — это серьезная проблема во всем мире. Отдаленным последствием такой патологии нередко бывает артроз — поражение хрящевой ткани. Когда хрящ стирается, трудно что-либо сделать. Если дисплазию выявляют у маленького ребенка примерно до шести месяцев, то от нее можно избавиться консервативными методами, с помощью различных приспособлений, массажа и упражнений. Позже это всегда непросто. Операция на пораженном тазобедренном суставе — довольно сложное хирургическое вмешательство. Сегодня применяют различные методики проведения таких операций. Можете проконсультироваться в медицинской клинике «Борис». Адрес: Киев, проспект Мыколы Бажана, 12а. Телефон диспетчера (044) 238-00-00.

 

- Звонит Ирина, киевлянка. После того как с меня сняли гипсовый «сапожок» (был перелом лодыжки) и сделали контрольный рентгеновский снимок, врач сказала, что костной мозоли нет. И что гипсование придется повторить. Я отказалась это делать: уже прошло два месяца, могу ступать на ногу. А теперь волнуюсь — вдруг кости не срослись как следует?

- Думаю, повода для беспокойства нет. На месте перелома не всегда образуется заметная костная мозоль, но при этом сращение довольно прочное. Два месяца — достаточный срок. И если боли не ощущаете, то можно ходить, постепенно увеличивая нагрузку на ногу.

«Определять нагрузку, необходимую больной ноге, можно с помощью напольных весов»

 

- Геннадий из Киевской области. В конце декабря у моей 72-летней матери произошел перелом бедра. Ей поставили пластину. Сейчас ее беспокоит боль не только в тазобедренном суставе, но и в колене. Врач, проводивший операцию, уверяет, что все в порядке, но нужно поднимать маму, чтобы она постояла одну-две минуты, опираясь на ходунки. Правильно ли это?

- Рекомендации врача нужно выполнять. Обязательно сделайте рентген, тогда будет ясно, все ли в порядке. Обычно начальную нагрузку на поврежденную ногу дают очень маленькую. Старайтесь усаживать маму, чтобы она постепенно привыкала к вертикальному положению, а лишь потом помогите встать: важно, чтобы у нее не закружилась голова и она не оступилась. Боль в колене может быть вызвана тем, что женщина долго лежит с полностью разогнутой конечностью. Суставам это не нравится. Маме станет легче, если она потихоньку будет сгибать и разгибать ногу в колене.

- Врач советует опираться на ногу, начиная с нагрузки десять килограммов. Как хотя бы примерно ее определить?

- С помощью напольных весов. Помогите матери поставить на весы травмированную ногу. Пусть она немного надавит на нее, чтобы стрелка прибора показала десять килограммов. Такой эксперимент желательно провести несколько раз, чтобы запомнить ощущение нагрузки. А потом можно сделать несколько шагов по комнате, опираясь на ходунки и слегка наступая на больную ногу примерно с такой нагрузкой. Точно так же можно определять и более высокую нагрузку — 15, 20 килограммов, которую будет рекомендовать врач. Если появится дискомфорт, нагрузку следует уменьшить.

Подготовила Ирина СЛОБОДЯНЮК, «ФАКТЫ»

 

21320

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів