Ровно сто лет назад в Новороссийске по приказу Ленина был уничтожен Черноморский флот
14 июня 1928 г. Родился знаменитый латиноамериканский революционер Че Гевара.
16 июня 1633 г. Суд инквизиции вынес решение о наказании за ересь Галилео Галилея, утверждавшего, что Земля вращается вокруг Солнца.
17 июня 1953 г. В Восточном Берлине выступления рабочих с экономическими требованиями переросли в политическую забастовку против правительства ГДР.
19 июня 1862 г. На всей территории США было запрещено рабовладельчество.
20 июня 1967 г. Суд Хьюстона приговорил Мохаммеда Али к пяти годам тюрьмы и штрафу в 10 тысяч долларов за отказ служить в армии США, воевавшей во Вьетнаме.
20 июня 1993 г. Совершен первый пробный железнодорожный рейс по Евротоннелю под Ла-Маншем.
После подписания в марте 1918 года мирного договора в Брест-Литовске Украинская Народная Республика, возглавляемая Центральной Радой, заключила договор о сотрудничестве с Германией, рассчитанный на защиту УНР от притязаний Советской России. Украинское правительство заявило о своих претензиях на Черноморский флот, который формально был передан под контроль Центральной Рады 29 апреля 1918 года. В тот же день к власти в Киеве пришел гетман Скоропадский, опиравшийся на немецкие войска, находившиеся в то время на территории Украины. Над несколькими кораблями, стоявшими на рейдах военно-морской базы в Севастополе, взвились украинские флаги. Но наиболее боеспособные корабли в знак протеста вышли из Севастопольской гавани и взяли курс на Новороссийск.
Реакция Германии на эти события была незамедлительной. Россию обвинили в нарушении Брест-Литовского мирного договора, один из пунктов которого запрещал судам российского флота выходить из своих портов до окончания боевых действий на Западном фронте. Был выдвинут ультиматум, в котором говорилось: «До 19 июня все корабли должны вернуться в Крым для интернирования, в противном случае наступление германских войск будет продолжено по всему фронту».
По поручению Ленина Морской генеральный штаб собрал совещание высших чинов бывшего Императорского флота, на котором было принято решение о затоплении кораблей Черноморского флота, чтобы не допустить их перехода в руки вчерашнего противника. С ним были ознакомлены дипломаты Англии, Франции и Италии, недавних союзников России по Антанте. Они подписали протокол, в котором говорилось: «Переход в распоряжение Германии или ее союзников кораблей Черноморского флота, ныне находящихся в Новороссийске, повлек бы за собой значительное ухудшение положения в Средиземном море… Поэтому уничтожение судов Черноморского флота для предотвращения их перехода в руки наших врагов является делом чрезвычайно важным и в высшей степени полезным для обеспечения нам успешного окончания войны».
Ленин принял решение: «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно».
В это время в Новороссийске не знали ни о совещании, ни о резолюции Ленина. Корабли приходили в упадок, началось массовое дезертирство, к тому же поменялось командование Черноморским флотом. В такой ситуации новороссийская эскадра получила две полностью противоречащие друг другу телеграммы. В первой из них излагался текст ультиматума и содержался приказ до 19 июня возвратиться в Севастополь. Все, не исполнившие приказание, будут считаться преступниками. Вторая телеграмма говорила о том, что Советская Россия не доверяет гарантиям Германии о возвращении кораблей после окончания войны, поэтому Совнарком приказывает затопить корабли, находящиеся в Новороссийске, еще до окончания срока ультиматума. Завершала телеграмму такая же угрожающая строка об ответственности за невыполнение приказа.
Был проведен референдум, на котором более 500 человек выразили желание идти в Севастополь, 450 высказались за потопление кораблей, остальные воздержались. На следующий день, 17 июня, из Новороссийска вышли линкор «Воля», вспомогательный крейсер и восемь эсминцев и взяли курс на Севастополь. Им никто не препятствовал. Впоследствии Ленин скажет: «Жаль, что не открыли огонь по уходящим».
Остальные суда, оставшиеся в Новороссийске, были «приговорены к смерти». Главным организатором затопления кораблей стал командир «Керчи» старший лейтенант Владимир Кукель. Ранним утром 18 июня тысячи людей заполнили набережную и прилегающие к ней улицы. Эсминец «Лейтенант Шестаков» начал выводить корабли на места, выбранные для их затопления. Когда на буксир был взят эсминец «Гаджибей», на нем взвился сигнал «Погибаю, но не сдаюсь!» Примеру «Гаджибея» последовали все остальные корабли. Эсминцу «Керчь» было приказано идти в Туапсе. Там корабль и был затоплен.
* По линкору «Свободная Россия» пришлось давать несколько залпов — огромный корабль никак не хотел идти на дно
Суда несколько раз пытались поднять на поверхность. В 1925 году подняли «Эльборус» и эскадренный миноносец «Калиакрия». Впоследствии они были переименованы и стали называться «Валериан Куйбышев» и «Дзержинский». Оба погибли в 1942 году во время военных действий на Черном море. Закончили подъем кораблей в Цемесской бухте в 1960-х годах. Сейчас на дне осталось только два корабля — линкор «Свободная Россия» и эсминец «Громкий».
В память о гибели эскадры Черноморского флота на 12-м километре Сухумского шоссе над Цемесской бухтой в 1980 году был создан монумент. На смотровой площадке, обращенной к бухте, воздвигнута 12-метровая гранитная скульптура коленопреклоненного скорбящего моряка. А в море, в двухстах метрах от берега, установлена мачта-обелиск с флагами из металла.
Подготовила Светлана ВИШНЕВСКАЯ, «ФАКТЫ»
1370Читайте нас у Facebook