Перед суицидом человек проходит 4 стадии саморазрушения: на что стоит обратить внимание
— Женщина обратилась к нам не только с жалобами на то, что ей «скучно жить», но и с конкретными симптомами — болями в сердце, ускоренным сердцебиением, скачками давления, — говорит психотерапевт, заведующий кафедрой общей и медицинской психологии Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца доктор медицинских наук профессор Михаил Матяш. — Правда, сначала она побывала у терапевта, прошла обследование, но доктор ее утешил: «У вас все хорошо, сердце здоровое, так что на симптомы не обращайте внимания». Такое отношение Елену Сергеевну оскорбило: «Я же не симулянтка и не придумываю себе болезни!» Пришлось объяснять, что из-за тревожных мыслей о муже, неудовлетворенности собой пострадала нервная система, нарушилась нервная регуляция, и именно это привело к возникновению реальных симптомов.
— В этом случае препараты от аритмии и гипертензии не нужны?
— Они просто не помогут. Но принимая их, человек, не получивший облегчения, начнет думать, что с ним происходит что-то более серьезное, и отправится в путешествие по врачебным кабинетам. Ведь организм может выдать любые реакции на нервное расстройство — боли в животе, в суставах, головную боль. А обследования покажут, что все в норме. Многие наши пациенты приходят к психотерапевту, когда обошли уже всех других специалистов.
— Вам удается убедить их в том, что виной всему именно нервное расстройство?
— Да. Но разговор бывает долгим. Ведь прежде чем подобрать комплексную терапию, которая может включать и аутотренинг, и гипноз, и препараты, нужна длительная подробная беседа, позволяющая проанализировать, почему случился сбой, какие события этому предшествовали. Когда это станет ясно, следующая задача — дать человеку определенную модель поведения, то есть обсудить, чем он сам должен заниматься, чтобы получить эффект.
— Как вы проводите беседу? Есть какие-то психологические приемы, помогающие найти контакт с пациентом?
— Ну, о приемах мы говорить не будем, это тайна. А о том, как настраивается врач, владеющий такими приемами, сказать надо: человек должен чувствовать, что доктор никуда не спешит, что у него есть достаточно времени, чтобы обстоятельно поговорить обо всех нюансах состояния. Для пациента важно, что врач ему верит, а не считает его болезненные ощущения выдумкой. Дело в том, что внутренняя картина болезни врачу ясна, и в беседе он может рассказать о сопровождающих ее ощущениях довольно много. Это вызывает у пациента доверие.
Читайте также: Психотерапевт Михаил Матяш: «С депрессией помогают бороться „телесные“ ощущения»
— И какова же внутренняя картина болезни у тех, кто страдает неврозом?
— Существует четыре стадии саморазрушения личности. Поначалу человек задает себе вопрос «Зачем я живу?» — и не находит ответа. Затем появляется чувство вины, и он формулирует это приблизительно так: «Я виноват, что в жизни ничего не достиг», «виноват перед родителями, которых обделил вниманием, а сейчас этого уже не исправишь», «виноват перед детьми, с которыми не сумел построить дружеские отношения, потому что был слишком строг», «виноват перед мужем (женой) — не всегда был искренним, не оправдал ожиданий»… Из этих умозаключений постепенно формируется следующий и очень опасный вопрос: «Зачем жить?» И вывод: «Я недостоин жизни». А последняя стадия саморазрушения — желание уйти из жизни. Человек ищет способ, как это сделать. На любом из этих этапов можно прервать движение к суициду. Важно, чтобы родные или знакомые заметили изменения в поведении человека и настояли на том, что ему надо проконсультироваться у психотерапевта, психиатра. Проблема в том, что многих пугает даже название нашей специальности. Но с этим необходимо справиться. Ведь статистика ужасающая: 90 процентов законченных суицидов совершили мужчины трудоспособного возраста, то есть достаточно молодые люди, потерявшие смысл жизни.
— А женщины?
— У них в большинстве случаев другая реакция, но и здесь требуется врачебная помощь. Почти 90 процентов женщин совершили так называемые незаконченные суициды. Потому что на уровне подсознания женщина не планировала уйти из жизни, а хотела экстремальным способом, демонстративно привлечь внимание к своим проблемам. Признаки такого поведения, говорящие о подобном намерении, обычно появляются раньше, и окружающим их важно заметить.
— Что должен предпринять тот, кто их заметит?
— Не получается справиться самим — надо отправить к специалисту, буквально отвести за руку. Если коротко, то, помимо специальных процедур и назначений, в ходе беседы с пациентом мне приходится объяснять, как важно общаться, знакомиться с новыми людьми, работать в команде, получать новые знания — то ли совершенствоваться в своей профессии, то ли освоить новое для себя направление. Привожу примеры из своей практики, как это удалось сделать бывшим моим пациентам.
Кроме того, необходимо давать себе посильную физическую нагрузку, чтобы восстановить эмоциональное равновесие. Отличный результат получаем не только от зарядки, плавания, но и от коллективных игр. Елена Сергеевна, о которой мы говорили, пошла в тренажерный зал. Поначалу стеснялась того, что она полновата, фигура не идеальная. А затем рассказала: «Во время первого же занятия ко мне подошли другие женщины, мы познакомились, стали общаться. Оказалось, у нас так много общего — и мотивация, и даже внешний вид. Да и проблемы очень похожи — каждая прошла через период недовольства собой, потерю смысла жизни. Но все справились. Я тоже. Спустя несколько месяцев тревожившие меня симптомы — боль в сердце, скачки давления — ушли». Так и бывает. Главное — не упустить время.
Ранее «ФАКТЫ» публиковали советы психолога, как справиться с осенней депрессией.
Читайте нас у Facebook