- 00:14 Підсумки клубного чемпіонату світу-2025 з футболу: усі результати та відеоогляди матчів
- 13.07 22:29 «Пастка успішності»: чому в усьому світі люди перестають гнатися за досягненнями
- 13.07 22:02 Фантастично смачний малосольний кавун: готується дуже просто
- 13.07 21:32 Дивився вдалину: Кеті Перрі та її колишнього Орландо Блума застукали разом у відпустці
- 13.07 21:02 Вигорів газон через спеку: як можна його швидко врятувати
- 13.07 20:34 З перших місяців війни боронив країну: на Донеччині поліг вчитель з Чернігівщини
- 13.07 20:25 Частина Сум залишилася без світла після нальоту дронів
- 13.07 20:06 Піца з цукіні та моцарелою: можна тим, хто на дієті
- 13.07 19:51 На відновлення України залучили додаткових € 3,6 млрд, — Кулеба
- 13.07 19:39 Трамп підриває зусилля України з відновлення країни — ЗМІ
- 13.07 19:29 В Україні запрацювала автоматична система постановки на військовий облік: що важливо знати
- 13.07 18:59 Близнюкам — «Четвірка Кубків» та несподіване прозріння, Козерогам — «Туз Денаріїв» та новий етап: Таро-прогноз на 14 липня
В Украине впервые нашли образцы хлеба времен Голодомора (фото)

В Центральном государственном архиве общественных объединений Украины (Киев) обнаружили два маленьких бумажных свертка, в которых лежали образцы засохшего хлеба. Символично, что это произошло в преддверии 85-й годовщины Голодомора, память жертв которого чтят не только в Украине, но и во многих странах мира. На листочках, в которые был завернут хлеб, написано, что один кусок — 1932-го (на фото в заголовке), другой — 1933 года. Хлеб в назидание будущим поколениям сохранил киевлянин Алексей Тимофеевич Сорокин.
— Подобных находок мы еще ни разу не делали, — заявила «ФАКТАМ» директор Центрального государственного архива общественных объединений Ольга Бажан. — Анатолия Сорокина НКВД арестовал, когда уже шла война — 26 июня 1941 года. Чекисты зачищали «неблагодарных». На Сорокина завели дело, которое в числе 64 тысяч других дел на арестованных сталинской охранкой, передало нам СБУ. На папке с фамилией Сорокина написано «Хранить вечно».
*Материалы дела Алексея Тимофеевича Сорокина
Из материалов дела мы узнали, что Алексей Тимофеевич Сорокин родился на Полтавщине в 1877 году, по образованию учитель пения, на момент ареста был дирижером в Вознесенской церкви Байкового кладбища в Киеве.
Среди вещей, обнаруженных чекистами во время обыска в доме у Сорокина, были два сверточка с засохшим хлебом. Следователь спросил: «Что это за суррогат?» Сорокин ответил: образцы хлеба, сохранил их «для памяти» дочери. Следователь, заявил, что дочь Анатолия Тимофеевича умерла год назад и что хлеб времен голодовки подследственный сохранил «как наглядное пособие для контрреволюционной агитации».
Вот, что написано на листке, в котором был завернут почерневший сухарик первого года Голодомора: «Здесь хранится образчик хлеба, какой ели крестьяне весной 1932 года. Мы, киевляне пока еще имеем хлеб и сравнительно не пухнем с голоду, хотя недоедание страшное. Состав этого хлеба мне не известен». На втором листке мы прочли такой текст: «В 1933 году весною голод так припек всех киевлян, что они употребляли в пищу все, что попало. А вместо хлеба пекли лепешки из желудевой коры и шкарлупы из картофеля и всякой примеси. Такой образчик хлеба я оставил моим детям как образец и в назидание».
Сорокина приговорили к ссылке в Красноярский край (Сибирь). Как затем сложилась его судьба, нам не известно.
*Кусок хлеба 1933 года
Экспертиза состава сохраненных этим человеком кусочков хлеба пока не проводилась. Свои услуги уже предложил Институт ботаники НАН Украины. По словам заместителя министра юстиции Украины Дениса Чернышова, к выполнению работы будет подключен и Институт судебных экспертиз.
Как сообщили «ФАКТАМ» в Национальном музее «Мемориал жертв Голодомора», в их фондах нет образцов хлеба 1932—1933 годов. Поэтому находку, сделанную архивистами, можно считать уникальной.
В то же время редчайшими фотосвидетельствами Голодомора стали снимки австрийского инженера Александра Винербергера, работавшего в 1933 году в Харькове. Материал об этом читайте на сайте «ФАКТОВ»: «Рискуя попасть в застенки НКВД, мой прадед фотографировал жертв Голодомора».
Ранее в «ФАКТАХ» — эксклюзивное интервью с человеком, которому удалось пережить страшные 1932—1933 годы: Николай Онищенко: «Во время Голодомора мама говорила мне, шестилетнему: «Не выходи один на улицу — съедят».
Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
Читайте нас у Facebook