ПОИСК
Події

«грубые рубцы у сына остались не только на теле, но и на сердце»

0:00 20 жовтня 2005
Родители мальчика, который стал инвалидом детства после того, как попал на железнодорожном мосту под электрическое напряжение 27,5 тысячи вольт(!), подали судебный иск на управление Южной железной дороги о возмещении морального и материального ущерба семье. Районный суд удовлетворил их требования частично Когда житель Миргорода Александр Шарко принес исковое заявление в районный суд, на него посмотрели, как на сумасшедшего: «Вы понимаете, против кого идете? Против самого государства!» Да он и сам мало верил в то, что удастся выиграть дело у Южной железной дороги, на одном из электрифицированных мостов которой, попав под напряжение 27,5 тысячи вольт(!), пострадал его сын. Им двигала не месть, не желание получить деньги за моральные переживания. «Железнодорожники должны что-то делать с этим мостом, — рассуждал Александр.  — Иначе люди и дальше будут калечиться и умирать на нем. После электрификации участка в 1999 году здесь произошло уже семь несчастных случаев, пять — с участием подростков, двое из них погибли. От цыганенка остались лишь тапочки и куча пепла. А надлежащие выводы работники железной дороги так и не сделали… »

Врачи удивлялись, как ребенок выжил, ведь у него было по крайней мере семь «шансов» умереть

Последний несчастный случай на железнодорожном мосту через речку Хорол в Миргороде произошел 23 января этого года. Как рассказывали «ФАКТЫ», 12-летний Дима Шарко пришел сюда с друзьями проверить на крепость лед. Но льда на речке не оказалось, и мальчишки нашли для себя развлечение — бросали камушки в пустые бутылки, плававшие на поверхности воды. Диме, самому большому непоседе в компании, показалось неинтересно делать это, стоя на берегу. И он, недолго думая, набил карманы камнями и взобрался на перила железнодорожного моста. Никто и опомниться не успел, как раздался мощнейший разряд и Дима плашмя полетел в Хорол с пятнадцатиметровой высоты.

- Димкина одежда дымилась, и даже раскаленные камни в карманах шипели, — вспоминали тот момент его друзья.  — Хорошо, что он упал на ту сторону, где мелко и течение небольшое, иначе сразу же ушел бы на дно и его отнесло б на глубину, тогда мы его точно не смогли бы достать.

Вытащив друга из воды, мальчишки поняли, что он не дышит, а его открытые глаза ни на что не реагируют. Не растерявшись, принялись делать Димке искусственное дыхание. Виталий Вакуленко зажал нос, а Саша Чугуев стал нажимать на сердце. В какой-то момент Дима закашлялся, и через рот пошла мутная вода. Только после этого ребята бросились к близлежащим домам за помощью. Оставшиеся возле потерпевшего попытались было вынести его на руках к дороге, чтобы машине «скорой» было удобнее подъехать. Однако это оказалось невозможно: Дима стонал от малейшего прикосновения. Им оставалось только подбадривать его и не разрешать самостоятельно подниматься. Дело в том, что мальчишка, находясь в шоковом состоянии, все порывался идти домой, потому что «весь промок».

РЕКЛАМА

Позже врачи удивлялись, как ребенок вообще выжил. Ведь у него было по крайней мере семь «шансов» умереть: от падения с высоты (если бы река оказалась замерзшей), от поражения электротоком (просто чудо, что он моментально не погиб), а также от утопления, переохлаждения, черепно-мозговой травмы, шокового состояния и, наконец, от полученных ожогов различной степени (было обожжено более 40 процентов кожного покрова). Тем не менее у Димы не было ни одного перелома и ни одного разрыва внутренних органов! Возможно, Бог оставил его в живых для того, чтобы он выполнил какую-то свою особую миссию на земле…

Кстати, на днях, 16 октября, Диме Шарко исполнилось тринадцать лет. «ФАКТЫ» желают ему здоровья на многие-многие годы.

РЕКЛАМА

«Что такое электрическая дуга, я узнал на собственном опыте»

… Потянулись напряженные дни борьбы за жизнь ребенка. Самой сложной, можно сказать критической, была первая ночь в реанимации районной больницы. В результате ушиба почки в моче потерпевшего появилась кровь, отказало одно легкое, и мальчика срочно пришлось подключать к аппарату искусственного дыхания, а его пораженное электротоком сердце работало с такими перебоями, что мама думала: сын не доживет до утра. Как только состояние Димы чуть-чуть стабилизировалось, его отправили в отделение реанимации и интенсивной терапии Полтавской детской городской клинической больницы, где есть возможность предоставить тяжелым больным более квалифицированную помощь. Именно здесь я и познакомилась с этим уникальным ребенком.

Он лежал весь в бинтах, подключенный к аппаратуре (ему даже перевязки делали под общим наркозом), и при этом… заряжал всех окружающих оптимизмом. Просил поскорее принести ему учебник по физике, чтобы понять, что такое электрическая дуга и как она действует. Скучал по своим кроликам, за которыми ухаживал дома. На вопрос, что его больше всего беспокоит, Дима ответил: «В общем-то, особо ничего. Иногда немножко руки и ноги, спина побаливает, сердце. Когда при перевязке сильно сдавят, дышать тяжело. Но больше всего — нос». На носу у мальчика была лишь маленькая царапина, которую даже не обрабатывали.

РЕКЛАМА

- Вот потому-то она болела сильнее всего, — улыбается восьмиклассник Миргородской средней школы Ь 1 Дмитрий Шарко.

За время, пока мы не виделись, он заметно вырос и повзрослел. Конечно, пережитое наложило свой отпечаток на ребенка, а тут еще и переходный возраст. По словам Натальи Георгиевны, Диминой мамы, сын стал более замкнутым, переживания и волнения научился держать в себе.

- Труднее всего оказалось поставить на ноги Диму после четвертой операции по пересадке кожи,  — вспоминает Наташа.  — Не хотел вставать. «Неужели ты не понимаешь, что мне больно?» — укорял меня, когда я заставляла его подниматься. Но это еще не все. В ближайшее время предстоит иссечь коллоидный рубец на правой руке. Раз в два месяца мы обязаны показывать сына кардиологу, обследовать на УЗИ, поскольку Диме поставили диагноз токсический миокардит. Грубые рубцы остались не только на коже, но и на сердце. И как дальше будет — никто не берется сказать. Возможно, сердечная мышца растянется и станет плохо качать кровь, а может, все обойдется. Во всяком случае областная врачебная комиссия признала Диму инвалидом детства на последующие пять лет.

Но подросток не всегда понимает, что теперь должен ограничивать себя в физических нагрузках и резких движениях. Как и прежде, лихо гоняет на велосипеде, ухаживает за кроликами и даже ходит на уроки физкультуры, хоть и освобожден от занятий.

- Правда, преподаватель боится за меня и не разрешает ничего делать, особенно бегать, — уточняет Дмитрий.  — Вообще-то мне сказали, что после моей болезни нужно целый год учиться по индивидуальной программе. Я позанимался два месяца в конце прошлого года, подтянул упущенное и сейчас хожу на уроки вместе со всеми. В коллективе чувствую себя лучше.

- Выучил, что такое электрическая дуга?

- Да знаю немножко… Из собственного опыта.

- Наверное, будешь электриком, когда вырастешь, или врачом?

- Ни в коем случае! Надеюсь, к тому времени, когда я окончу школу, появятся новые специальности.

- А в детстве кем мечтал быть?

- Хоть это звучит странно, железнодорожником. Как папа когда-то.

Очередная трагедия на злополучном мосту может случиться в любой момент

По технике безопасности, к электрическим проводам высокого напряжения нельзя подходить ближе, чем на два метра. Дима Шарко, по утверждению ответчика, оказался на расстоянии менее 60 сантиметров от них.

- Уголовное дело в отношении пострадавшего не было возбуждено только потому, что он не достиг возраста, с которого наступает юридическая ответственность, — говорит представитель ответчика, юрист службы энергоснабжения Уставного территориального отраслевого управления «Южная железная дорога» Ирина Нестеренко.  — А ведь такой достаточно взрослый ребенок должен был бы понимать, что он совершает грубое нарушение правил безопасности. Какая у него была необходимость забираться на мостовой марш? В результате не только он сам пострадал, не только родители понесли убытки, но нанесен ущерб железной дороге. Мы даже не говорим сегодня о потерях, вызванных простоем составов, вынужденным ремонтом кабелей, потому что понимаем: родители Дмитрия никогда не возместят нам ущерб. По-человечески мы сочувствуем этой семье, и, если бы отец с матерью обратились в управление за помощью, железная дорога нашла бы деньги. Но когда из нас пытаются сделать виноватых, мы будем доказывать, что виноваты как раз не мы…

Рассмотрение иска Александра и Натальи Шарко в Миргородском районном суде длилось с мая нынешнего года, за это время состоялось пять заседаний. Истцы требовали возмещения материального ущерба в размере около двух тысяч гривен (хотя это не вся сумма, потраченная на лечение, утверждает Наталья, поскольку в первые дни было не до сбора аптечных чеков) и морального  — в размере 50 тысяч гривен. Это был прецедент. Никто из родственников мальчишек, умерших и искалеченных на злополучном мосту, даже не подумал судиться с государственным учреждением.

- К сожалению, ответчики так и не предоставили суду данных о том, сколько людей пострадали подобным образом на электрифицированных участках железной дороги, — сетует Александр.  — Сказали лишь, что «случаи были». Думаю, статистика оказалась бы впечатляющей. А ведь достаточно было после первого происшествия обнести опасное место оградой или выставить там охрану, и многие спаслись бы. Ну не все дети понимают, куда не следует лезть, а когда запрещаешь, их разбирает еще большее любопытство. Буквально в августе я ходил на мост через Хорол, делал фотографии, чтобы предоставить суду, и заснял детвору, прыгающую с перил моста в воду. То есть очередная трагедия может случиться в любой момент. Предупреждающие знаки на мосту, вывешенные после случая с Димкой, все равно не останавливают смельчаков и любителей острых ощущений.

Сторона ответчиков доказывала, что они не обязаны выставлять охрану в местах, где это не предусмотрено нормативными документами, гонять мальчишек с мостов и вести с ними разъяснительную работу. Задача железной дороги — обеспечивать движение составов.

- В подтверждение своей позиции представители управления ЮЖД показали немало документации: технических инструкций, положений, приказов. Но все это подзаконные акты, предназначенные прежде всего для самих же работников железной дороги, — сказал адвокат семьи Шарко Игорь Стахурлов.  — Хотя нужно руководствоваться не только ими, но и законами, написанными для всех, в частности «О транспорте» и «О железнодорожном транспорте». А в этих документах дается разъяснение, что такое охранная зона и кому она принадлежит, какие меры предосторожности должны быть соблюдены на этой территории. И если управление не считает нужным поставить в своей охранной зоне элементарные ограждения, предупредительные знаки, то это является нарушением закона. Мне как рядовому жителю Миргорода, а не как юристу, кажется, что руководство ЮЖД должно, в конце концов, навести порядок в своем хозяйстве. Ну что это такое? На мосту случается одна трагедия за другой, а его хозяин никаких выводов не делает…

Районный же суд пришел к выводу, что нужно наказать управление Южной железной дороги и взыскать с него заявленный материальный ущерб в пользу семьи Шарко, а также 30 тысяч гривен в качестве морального ущерба. Впрочем, ответчик имеет полное право подать апелляцию на такое решение и, наверное, не преминет этим воспользоваться.

430

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів