ПОИСК
Події

Императрица анна иоановна требовала от подданных ездить только на взнузданных лошадях, а ослушников велела бить кнутом и ссылать на каторгу

0:00 16 травня 2003
Інф. «ФАКТІВ»
Вчера, 15 мая, исполнилось 70 лет первым Правилам дорожного движения Советского Союза

Как только человек перестал довольствоваться пешим способом передвижения и пересел на лошадь, а потом в повозку, возникла необходимость в соблюдении элементарного порядка движения. Возникающие конфликты между движением экипажей и пешеходами требовали осуществления надзора и контроля, а в некоторых случаях и наказания злостных нарушителей. Известно, например, что в Древнем Риме, где одним из средств передвижения были колесницы, на улицах вводили одностороннее движение, а за соблюдением правил следили специально выделенные для этого люди.

В 1908 году чинам полиции, регулирующим движение, были выданы короткие белые трости -- прообраз гаишного жезла

Со временем функции контроля за безопасностью дорожного движения государство вынуждено было взять на себя. Во времена правления на Руси Ивана III (XV век) появились общие правила пользования почтовыми трактами, что позволило довольно быстро преодолевать большие расстояния на перекладных лошадях. Петр I в начале своего царствования издал прямое указание о соблюдении безопасности дорожного движения, которым запретил ездить без возниц на невзнузданных лошадях. С созданием в 1718 г. полицейских органов контроль за соблюдением правил движения в Санкт-Петербурге был возложен на полицию. Государство устанавливало не только правила, но и кару за их нарушение. Анна Иоановна требовала ездить только на взнузданных лошадях «со всяким опасением и осторожностью, ослушников же бить кнутом и ссылать на каторгу».

Впоследствии правила дорожного движения детализировались. В распоряжениях администраций разных городов в конце XVIII века есть такие указания: «Когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны, дабы кому повреждение не учинить или с кем не съехаться», и «на мостах через реки карет не обгонять, а ехать, напротив, порядочно и нескоро».

Детализация правил продолжалась и в XIX веке. Обеспечение безопасности движения, как свидетельствуют документы, постепенно становилось одной из основных функций полиции. Изданная в 1883 г. «Инструкция городовым Московской полиции» выдавалась каждому городовому, который обязан был всегда иметь ее при себе и руководствоваться ею в своих действиях. Обязанностям городовых «по соблюдению порядка и безопасности на тротуарах, дорогах и бульварах» посвящены в Инструкции 30 параграфов из 144. К примеру в параграфе 44 предписано наблюдать, чтобы при езде по улицам правящие лошадьми не ездили вперегонку, при спуске под гору на перекрестках, а равно перед переезжающими и переходящими улицу сдерживали лошадей, уступали дорогу крестным ходам, похоронным и другим процессиям, проходящим частям войск и арестантским партиям, а при недостатке места для проезда останавливали, пока не проследуют и т. д.

РЕКЛАМА

Из краткого экскурса в прошлое становится понятным, что передвижение людей, с помощью каких бы средств оно не осуществлялось, нуждается в определенных правилах. А раз есть правила, то необходим и тот, кто следил бы за их соблюдением.

В начале XX века, когда количество автомобильного и гужевого транспорта значительно выросло, градоначальники распорядились об ограничении скорости езды сначала до 12 верст в час (около 13 км/час), а в 1907 г. -- до 20 (21 км/час). Первыми в России и в Украине сложности в передвижении ощутили жители больших городов -- Москвы, Петрограда и Киева. Автомобили и мотоциклы в них уже не являлись редкостью и заметно снизили пропускную способность транспортных артерий и безопасность движения.

РЕКЛАМА

В 1908 г. «Московские ведомости» писали: «В Санкт-Петербургской полиции сделано следующее нововведение: чинам полиции на некоторых постах более бойких по движению улиц присвоены короткие белые трости для регулирования движения и безопасности пешеходов. Постовой городовой в случае надобности остановить экипаж или целый ряд экипажей поднимает трость вверх по направлению останавливаемого движения. Все возницы по этому знаку должны немедленно и беспрекословно останавливаться и продолжать движение тогда, когда трость будет опущена. Этому же подчинены в Петербурге и вагоновожатые при электрическом трамвае, шоферы при автомобилях и велосипедисты». В дальнейшем короткая белая трость получила свою полосатую окраску -- чтобы быть более заметной.

Практически все разделы, вошедшие в первые советские Правила дорожного движения, сохранились до нашего времени

По утвержденной 12 октября 1918 г. Инструкции «Об организации Рабоче-Крестьянской милиции» в обязанности милиции входили «наблюдение за исправным состоянием дорог, мостов, улиц, площадей, а также надзор за порядком движения на них».

РЕКЛАМА

Первым нормативным документом, специально посвященным безопасности автодорожного движения, стал Декрет Совнаркома от 10 июня 1920 г. «Об автодвижении по г. Москва и ее окрестностям (правила)». В него вошли требования, предъявляемые к автомобилям, их регистрации, пользованию, номерным знакам, конкретизировались требования к водителям, в частности, относительно наличия у них водительского удостоверения и путевых листов. Контроль за их соблюдением был возложен на Автоинспекцию транспортного отдела Моссовета.

-- Первые правила дорожного движения в бывшем СССР назывались «Правила движения автомобильного и гужевого транспорта по дорогам СССР». Они были утверждены 15 мая 1933 г. Практически все разделы, вошедшие в них, сохранились до сих пор. Правда, увеличилась их наполненность и ужесточились требования к водителям, -- рассказал «ФАКТАМ» начальник Департамента ГАИ МВД Украины генерал-лейтенант Александр Миленин. -- Сравнивая Правила разных лет, видим, что многие положения, требования и нормы сохраняют актуальность и в настоящее время. Например, положения о техническом состоянии транспортных средств (в первых Правилах они названы экипажами) и о лицах, имеющих удостоверения квалификационных комиссий на управление транспортными средствами, -- это неотъемлемое требование всех последующих Правил дорожного движения, направленное на обеспечение безопасности движения. Обращает на себя внимание еще одно положение Правил, содержавшееся в «Общей части»: «… лица, находящиеся в нетрезвом состоянии, не допускаются к управлению экипажами». Оно актуально доныне.

Единые для всего бывшего Советского Союза «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР», базировавшиеся на Международной конвенции 1949 г. , были введены в 1961 г. Затем, после некоторой переработки, они были переутверждены в 1965 г. и действовали до 1 января 1973 г. , когда их сменили Правила дорожного движения, основанные на Конвенциях 1968 г. «О дорожном движении» и «О дорожных знаках и сигналах» и дополняющих их европейских соглашениях.

Со времени введения Правил 1973 года практика организации дорожного движения в СССР значительно изменилась, изменилось и законодательство об ответственности в сфере дорожного движения. Рабочие органы Комиссии СЭВ по сотрудничеству в области транспорта и Комитет по внутреннему транспорту ООН сформулировали новые рекомендации, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения. Это требовало периодической корректировки Правил.

Характерной особенностью Правил является их комплексный характер, то есть они объединяют в единое целое все звенья автомобильно-дорожного комплекса через призму правил, требований, норм, ограничений к транспортным средствам, дорогам, водителям. Они вобрали в себя предыдущий опыт функционирования аналогичных систем нашей страны и зарубежных государств, который был учтен в Международных конвенциях 1968 года.

После обретения Украиной независимости выходят в свет первые национальные «Правила дорожнього руху», утвержденные постановлением Кабинета министров 31 декабря 1994 г. Понятно, что они были не идеальными, поскольку специалисты, разрабатывавшие подобные документы для Советского Союза, со всеми своими знаниями и опытом остались в Российской Федерации. Поэтому первые Правила дорожного движения Украины были основаны на союзных. С введением в действие первых национальных Правил в жизни государства было подписано много международных договоров о порядке движения, приняты законы Украины, государственные стандарты, а в сами Правила около десяти раз вносились изменения. За это время был накоплен определенный опыт, положения Правил оценили с различных точек зрения -- инспектора ГАИ и водителя -- и поняли: необходима новая редакция, в которой будут учтены все изменения, произошедшие за последние несколько лет. Таким образом, по инициативе Главного управления Госавтоинспекции МВД Украины и Научно-исследовательского центра безопасности МВД Украины была разработана новая редакция Правил дорожного движения, принятая постановлением Кабмина 10 октября 2001 года.

И вот, с 1 января 2002 года все дорожное движение Украины осуществляется по новым Правилам. Скорее всего, тоже не окончательным -- ведь жизнь не стоит на месте.

391

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів