Моделей-инвалидов для необычной эротической съемки известный киевский фотохудожник юрий соломко встречал даже среди тех, кто на улице просил милостыню
Недавно в столице проходила выставка фотохудожника Юрия Соломко, где были продемонстрированы шокирующие эротические снимки Елены Чинки, лишившейся обеих ног в результате несчастного случая. О ее судьбе и творческих успехах «ФАКТЫ» подробно рассказывали в своей публикации. Елена была не единственной моделью фотохудожника. Юрий сделал фотоссесию, в которой запечатлел фрагменты искалеченных тел других инвалидов. Работа еще не закончена, но скоро киевские зрители смогут увидеть ее. О своей необычной выставке Юрий Соломко рассказал корреспонденту «ФАКТОВ».
«После выставки некоторые посетители писали: «Тяжело смотреть, когда у модели нет ног, а у художника -- стыда»
-- Вы, наверное, не раз слышали нелестные эпитеты в свой адрес?
-- Я ожидал, что во время выставки реакция публики на мои работы будет неоднозначной, -- рассказывает Юрий Соломко. -- Нетрадиционное, новое всегда вызывает споры. Но маньяком или сексуальным извращенцем меня никто не называл. Да, кто-то недоумевал: «Автор переступил порог. Тяжело смотреть, когда у модели нет ног, а у художника -- стыда » В то же время режиссер одного из киевских театров не только написал слова восхищения в адрес Лены, но и пригласил ее бесплатно посещать все спектакли его театра.
Я назвал выставку «Регенерация», а слова «красота и трагедия» были ключевыми к пониманию проекта. Для меня главной все же была красота, а трагедия стала лишь средством подчеркнуть эту красоту. Шок от просмотра -- это тоже метод воздействия на зрителя. Люди писали в отзывах: «Как, шок? Никакого шока нет. Красота!» Или вот реплика по поводу того, что Лена почти на всех фото была в масках -- это одно из ее условий: «Прекрасная модель, красивое тело, все великолепно. Только зачем нужны эти дурацкие маски, этот дешевый антураж?» Я пробовал снимать без антуража. Тогда снимок, наоборот, только подчеркивал трагичность и безысходность ситуации.
Правда, мне иногда досадно слышать, что мои фотографии многие расценивают лишь как эротические. Ведь главная идея совсем иная. В то же время, если бы работы не имели никакого отношения к эротике, то идея бы не получила такого развития.
-- А как возникла идея снимать обнаженными именно инвалидов?
-- Уже несколько лет я работаю над серией фотографий «Планета людей», привлекая к съемкам людей с физическими недостатками. C помощью обычных географических карт и фрагментов тел я создавал картины. Часто использовал классические мотивы. Например, изображение богини Афродиты я обрамлял картами морских глубин, со всеми разломами и впадинами. Когда занялся фотографией, то пришла идея накладывать изображения карт на фигуры и портреты людей. Вообще, среди вещей, которые нас окружают, есть те, что имеют мощное воздействие на сознание. К ним я отношу и карты. Тело инвалида -- это тоже мощный визуальный раздражитель, который никого не оставит равнодушным. И вот, сопоставив их образы с картами, мне удалось перевести личные страдания и переживания в планетарный масштаб.
Свою роль сыграли и всевозможные бедствия, постигшие мир и Украину в частности. Чернобыль, к примеру. Родилась идея: через человеческие увечья, путем наложения на изображение обнаженного тела географических карт, показать, что от таких же увечий страдает и наша земля.
«Изуродованного в автокатастрофе молодого парня я сделал символом чернобыльской катастрофы»
-- Может, был в вашей жизни случай, подтолкнувший к созданию таких необычных фотографий?
-- Да, такой момент был. Как-то я ехал в электричке и увидел мужчину средних лет с жуткими увечьями на лице. Обезображенное лицо человека показалось мне удивительным образом похожим на карту. Познакомившись с мужчиной, рассказал ему, кто я, и предложил сотрудничество. Он был неразговорчив, но после короткой беседы согласился позировать. Во время съемок он вел себя вполне профессионально. Мы отработали фотосессию -- мужчина не стеснялся своего уродства, не комплексовал, но и фотографий на память не попросил. Кстати, ни у кого из моделей-инвалидов, которые мне позировали, не возникало желания брать себе снимки.
После этих съемок я уже точно определился, что и как буду снимать, и принялся за поиск моделей. Встречал их на улице, в подземных переходах И следующей моей моделью стал Никита -- молодой парень с невероятными уродствами после автомобильной аварии. Он стоял в переходе на станции метро и просил милостыню. Парнишка был молод, лет 22-23, родом из Донецкой области. Оказалось, что после армии он устроился в местный колхоз водителем цистерны. Произошла авария, машина перевернулась и загорелась. Двери заклинило, и Никита горел заживо. Он получил сильные ожоги лица, шеи и всей верхней части тела. Сгорели пальцы рук, пострадали ноги. Вы представляете, какая для молодого человека это была трагедия! По сравнению с этим шок в искусстве -- ничто. На мизерную пенсию прожить было невозможно, и он перебрался в Киев к двоюродному брату в надежде хоть милостыней заработать на существование.
На мое предложение, подкрепленное обещанием материального вознаграждения, Никита ответил согласием -- с условием, что фотографии не будут помещены в газетах и журналах. Тогда я удивился: человек находится в таком ужасном состоянии, что, казалось бы, ему должно быть безразлично мнение окружающих. Но это не так.
На съемках мы разговорились, смущение и недоверие исчезли, и он показал перед объективом все свои раны. Не знаю почему, но этот парень олицетворял для меня ужас Чернобыля. Поэтому при фотомонтаже на снимки обезображенного тела Никиты я наложил карты чернобыльского района, где четко видно местоположение мертвого города. Когда работа была закончена, единственное, о чем я пожалел, -- что не снял его улыбающимся. Эта улыбка стала бы символом продолжения жизни после трагедии.
«Чтобы отразить трагедию Аральского моря, мне понадобилась женщина с ампутированной грудью»
-- Кроме Лены Чинки, вам позировали другие женщины-инвалиды?
-- Позировали, хотя для меня пол модели не важен. За исключением того случая, когда я работал над картами Аральского моря. Тогда мне понадобилась женщина с ампутированной грудью. Я считал, что этот образ наиболее полно выразит суть произошедшего в том уголке Земли. Не без труда мне удалось найти такую модель. Мы долго общались, прежде чем приступить к работе. Правда, женщина попросила, чтобы ее лицо в кадр не попадало. Во время съемок она закрыла его платком.
Позировала мне в обнаженном виде и сорокалетняя Мария, потерявшая ногу в юности. Она на Петровке просила милостыню, иногда приторговывала разной мелочью. На съемки для безопасности и большей уверенности в себе Мария пришла с мужем, тоже инвалидом, и дочкой восьми лет.
-- И как эта семья вела себя во время съемок?
-- Муж Марии не без гордости смотрел, как позирует супруга. Даже иногда подшучивал, мол, смотри, дочка, мама у нас звезда. Девочка с любопытством и большим интересом наблюдала за происходившим в студии.
Самая трагичная, на мой взгляд, судьба у моей модели Ларисы. Ее отец был подводником и служил на Дальнем Востоке. Семья жила рядом в военном городке. Лариса была спортивной, боевой девочкой и частенько бегала с мальчишками поглазеть на подводные лодки. Их даже пропускали к пирсам, где стояли лодки. Иногда дети купались вдалеке от стоянки субмарин. И вот в одной из лодок произошла авария -- утечка радиоактивных элементов топлива реактора в воду у берега. Персонал об этом был уведомлен, а гражданские -- нет. Как раз в эти дни Лариса с другими детьми купалась в море и получила приличную дозу радиации. Это аукнулось через несколько лет. От синяка на ноге у нее началась гангрена. Пришлось ампутировать ногу. Тогда и выяснилась причина -- злополучное купание. Поэтому позже, когда я делал монтаж снимков Ларисы, подумал о морских картах. Сама судьба женщины подсказала мне эту идею.
-- Почему снимки с Леной Чинкой вы делали уже совсем в другом стиле?
-- Фотосессия с Леной Чинкой -- это лирическое отступление от работы над серией «Планета людей». То, как она отнеслась к случившемуся с ней, как позировала, изменило мои первоначальные планы, и я решил сделать специальный проект «Регенерация». Некоторые животные способны регенерировать, восстанавливать утраченные части тела. У человека таких возможностей нет. Зато у него есть способность компенсировать недостающее чем-то другим, и искусство играет в этом не последнюю роль. Красота рядом с трагедией становится еще более ценной. Так недостатки превращаются в достоинства, а выработка иммунитета к трагедии, чем отличалась Лена, -- это то, чего нам сейчас не хватает.
Кстати, Лене очень нравилось позировать. Даже во время выставки она находилась в зале -- жизнерадостная, улыбающаяся. Глядя на нее, ни у кого из посетителей не повернулся бы язык сказать, что фотохудожник использует несчастных инвалидов. К слову, о несчастье инвалидов. Мы сами их делаем такими, не обращая на них внимания. Стоит лишь повернуться к ним лицом, и эти люди уже будут не так несчастны.
Работа над серией еще не закончена (фотохудожник ищет для съемок инвалидов. Контактный телефон можно узнать в редакции. -- Авт. ), я намерен и дальше развивать свою идею.
803Читайте нас у Facebook