Известный украинский спортивный режиссер сергей долбилов: «чтобы снять матч между пономаревым и иванчуком, пришлось схитрить и тайно установить камеру в глубине зала»
Так случилось, что документальный фильм «Шестнадцатый» о первом украинском чемпионе мира по шахматам Руслане Пономареве получил приз Первого международного фестиваля спортивных фильмов в главной номинации «Спорт и личность» накануне двадцатилетия его главного героя. Автор и режиссер картины Сергей Долбилов не только приоткрыл «ФАКТАМ» тайны творческого процесса, но и поделился своими наблюдениями о внутреннем мире известных шахматистов, их переживаниях.
«Иванчука московская публика принимала гораздо теплее, а к Пономареву относилась с подозрением: неизвестно, чего от него ждать»
- В вашей киноленте достаточно много уникальных эксклюзивных кадров, а ведь по правилам на мировых первенствах разрешается вести съемку только первые пять минут игры.
- Во время первых двух партий, когда в зале было много официальных лиц, мы запрет не нарушали, — рассказывает Сергей Долбилов. — А затем позволили себе схитрить. Тайно установили камеру. Не у сцены, конечно, а чуть поодаль, чтобы никому не мешать. Так и вели съемку. Благо мы не фотографы, работаем без вспышки, а оптика позволяла снимать с довольно большого расстояния. К тому же еще повезло, что на «беспризорную» камеру никто не обратил внимания. Съемки шли необычно. Каждый оператор привык, что спорт — это динамика. В шахматах же довольно долго ничего не происходит. Приходилось всячески изощряться. Скажем, на фоне играющих шахматистов была электронная демонстрационная доска, и мы с оператором нашли такой ракурс, когда над головой Руслана оказался ферзь в виде шахматной короны. Естественно, при монтаже все лишние фигуры мы убрали. В ленте очень много крупных планов: потрясающая мимика, жесты Иванчука, складочка на лбу Пономарева, свидетельствующая о напряжении мыслей, переживаниях. Удалось заснять и появление нового шахматного короля. Когда соперники согласились на ничью и подписывали итоговый протокол, Василий с каким-то отчаянием посмотрел в зал, потом развел руками и спрыгнул со сцены. А победителя мы спросили, о чем он думал во время решающей партии. И Пономарев сказал свою единственную в фильме фразу: «Всякое бывает, музыка какая-то вертится в голове, но мысленно я пел «День победы».
На следующий день мы попытались взять у чемпиона подробное интервью, но нам ответили, что лучше это сделать через день, поскольку Руслан «приобретает имидж»: одевается, стрижется. И действительно, когда записывали интервью, Руслан уже был не в своем традиционном свитере, а в солидном светлом костюме. Правда, тот разговор в фильм так и не вошел. Мы пошли другим путем. Решили дать внутренний монолог Руслана, когда голос за кадром говорит как бы за него. С одной стороны, это опасный ход, здесь важно не соврать. А детали и нюансы — право автора. Что-то ведь даже можно немного приукрасить, что-то додумать.
- Чем же жюри подкупил фильм, в котором главный герой произносит всего одну фразу?
- Не ради бахвальства будет сказано, но нам действительно удалось реализовать много по-настоящему творческих задумок. Например, образ превращения пешки в ферзя мы совершенно случайно нашли в краматорском шахматном клубе. В ожидании интервью снимали доску с фигурами. Оператор сдвинул прибор. Пошла тень. Мы оставили только одну пешку и направили тень в нужном направлении. Она выросла до размеров тени от ферзя. А с учетом того, что Руслан — 18-летний парень, то образ пешки, превращающейся в ферзя, оказался для него очень точным. Только что он был такой себе пешкой, а уже через две недели стал ферзем.
- Как приняли фильм зрители?
- Многим фильм понравился, зрители на просмотре и плакали, и смеялись. Но большинство людей спрашивало, почему же не состоялся матч Пономарева с Каспаровым. Все то, что говорилось у нас в Украине, не было доступно в Москве. Все российские каналы «поливали» Руслана. Говорили, что он закапризничал, испугался. Приходилось объяснять, что на самом деле не все так просто, не так однозначно.
- Вы ожидали такого грандиозного успеха?
- Нет, об успехе не мечтал. Хотя это мой самый любимый фильм. Мы задумали его сделать, когда узнали, что в финал чемпионата мира в Москве вышли два украинских гроссмейстера. На шахматы я смотрел глазами режиссера. Было интересно, как развернется конфликт с точки зрения жизненной драматургии. Более логичной и предсказуемой не только мне, но и специалистам казалась победа более опытного и уже известного Василия Иванчука. Его и публика принимала гораздо теплее, чаще аплодировала, а к Пономареву относилась с подозрением: неизвестно, чего можно было от него ожидать. Но в душе, для интриги, мне хотелось, чтобы выиграл Руслан.
- До этого вы о нем что-нибудь знали?
- Мы в спортивной редакции видели взросление Руслана, делали сюжет для программы «Проспорт», когда он стал самым молодым гроссмейстером в мире, но чего-то серьезного не снимали. Столько выдающихся спортсменов вокруг, а тут какой-то ребенок из глубинки. Даже когда Пономарев с Иванчуком проходили отборочное сито, корреспондентов в Москву не посылали, настолько невероятным казалось, что в решающем поединке сойдутся два украинца. Зато сам финал мы снимали с первого до последнего дня.
«Для Руслана Михаил Пономарев был не столько шахматным, сколько жизненным наставником»
- Вам не хотелось выйти с камерой на улицы Краматорска и расспросить прохожих об их ставшем мгновенно знаменитым земляке?
- Нет. Я понял, что Руслан жил какой-то своей, особой жизнью. Его окружение составлял небольшой круг людей. Он был если не в футляре, то в каком-то своем мире. Сама ситуация необычная. Все думали, что тренер Михаил Пономарев — это отец Руслана, а оказалось — однофамилец, в доме которого мальчик прожил восемь лет. Приехали туда. Окраина Краматорска, даже не город, а поселок городского типа под названием Беленькое. Улица Иркутская. Обшарпанный домик — таких тысячи в шахтерском крае. Рядом школа, в которую ходил Руслан. Правда, чаще это учебное заведение посещал Михаил Никитович — улаживал вопросы с учителями. Ведь будущий чемпион в это время занимался любимым делом.
Мне показалось, что для Руслана Михаил Никитович был не столько шахматным наставником, сколько жизненным. Удивительный человек! Сколько житейских, бытовых историй, связанных с Русланом, он поведал! Про кота Мурзика просто потрясающая:
«Иногда мог Руслана разыграть. Задам какую-нибудь сложную задачку, он думает долго. Я и говорю: «Чего тут думать. Вот кот Мурзик, он все до конца решать не будет, а покажет тебе только два первых хода». А сам намазываю валерьянкой сначала ладью, а потом коня. Руслан долго верил, что кот и в самом деле знает, как ходят фигуры».
В этом месте зрители всегда реагируют очень живо. За эпизоды, связанные с юмором, надо благодарить исключительно Михаила Никитовича. Как вам, к примеру, такая его история: «Когда садились играть, я договаривался с женой, что, если Руслан будет выигрывать, она скажет: «Режим!» и позовет нас к ужину. Партия, разумеется, тогда прервется. А если преимущество у меня, то играем, пока я не выиграю. Руслану было лет десять, но проигрывать он не любил. Когда понял, что происходит, бросился на меня, стал душить. Кричит: «Вы мелкий жулик, а не тренер!»
Вот так тренер воспитывал в ученике бойцовский характер и стремление к победе. А еще Михаил Пономарев строил себе гараж. Долго не мог найти каменщика — все такую цену загибали! Он договорился с одним: «Сыграй с этим пацаненком в шахматы. Выиграешь — ты назначаешь цену, а проиграешь — я». Понятно, Руслан взял и выиграл, а расстроенный каменщик вынужден был работать на условиях тренера.
«Чтобы найти музыкальное сопровождение к образу Пономарева, пришлось хорошенько помучиться»
- Нелегко, наверное, было снимать документальный фильм о молодом провинциальном парне?
- Рассказать о Руслане, как о Руслане, было бы не очень интересно, потому что событий в его короткой биографии практически не было. А мы прекрасно понимали, что для того, чтобы фильм был интересным, держал внимание, в нем должен быть заложен какой-то конфликт. И мы его выстроили. Нам удалось спрогнозировать противостояние с Каспаровым, которое в ту пору только намечалось. Конечно, чтобы, стать настоящим королем, Руслану надо было оказаться самым сильным. А кто самый сильный? Правильно -- Каспаров.
Показывали созревание Руслана, а параллельно шел Каспаров, весь из себя такой великий, самый лучший шахматист в истории. Ему и с людьми играть уже не интересно, только с компьютерами, обыгрывает через компьютер целый мир. Кажется, удалось отыскать для образа Гарри верное музыкальное сопровождение — пафосную органную музыку.
С Иванчуком было проще всего. Он гений, этакий шахматист-лирик, для которого сама игра гораздо важнее результата. Тут и думать нечего, лучше музыки Моцарта ничего не подойдет. С Пономаревым пришлось помучиться. Композитор Игорь Лебедкин написал музыку, которая соответствовала атмосфере его родного города. Ведь Руслан, по сути, ничего и не видел: Краматорск и Краматорск. Промозглая погода, слякоть, смог. И дом, школа, дорога, по которой ходил
- Сергей, а как вообще фильмы попадают в конкурсную программу?
- Мой случай вряд ли типичен. Факс из Москвы с приглашением принять участие в Первом международном фестивале документальных фильмов о спорте попал ко мне в руки совершенно случайно. В Советском Союзе такие фестивали проходили каждый год, но в 1991 году они приказали долго жить. На свой страх и риск решил послать три фильма. Возможно, читатели «ФАКТОВ» видели их на канале «1+1»: тот же «Шестнадцатый», «Братья до крови» — о братьях Кличко и шуточный «Украина — чемпион» — о наших футбольных болельщиках. Послал заявку, а видеокассеты отправил экспресс-почтой. Через месяц пришел ответ: «Все фильмы приняты». И я поехал на конкурс в подмосковный Красногорск.
- Как победителя конкурса вас поощрили?
- Мне вручили кубок и денежный приз, хотя, насколько я знаю, у спортивных документалистов финансовое вознаграждение не практикуется. Размер? Не буду отвечать на этот вопрос. Скажу мало, никто не поверит, а много — начальство заинтересуется. Спрошу лучше у вас: состоится ли все-таки матч Пономарев — Каспаров? Хотелось бы снять продолжение
456Читайте нас у Facebook