Петр тодоровский: «сексуальные сцены на съемках «интердевочки» я корректировал, исходя из личного опыта»
«Интердевочка» в свое время принесла совершенно немыслимый доход: только в России -- 20 миллионов долларов (!). Режиссер фильма стал обладателем «Ники», «Созвездия» и специального приза Международного фестиваля в Токио. Помимо того, «Интердевочка» явила киномиру Елену Яковлеву и превратила в продюсера супругу Петра Тодоровского.
На «Интердевочке» неплохо заработал продавец часов
Неделя российского кино в Одессе открылась новым фильмом Петра Тодоровского «Жизнь забавами полна». Премьера прошла с аншлагом. Зрители наслаждались неповторимой авторской интонацией любимого кинодраматурга. Словно зачарованные, наблюдали они за не очень счастливыми судьбами трех женщин, живущих в коммунальной квартире (актрисы Лариса Удовиченко, Ирина Розанова и Марина Могилевская). Вместе с залом сопереживали события создатель ленты и его продюсер, а также «по совместительству» супруга режиссера Мирра Григорьевна.
-- Мне захотелось окунуться именно в такую атмосферу, -- говорит Петр Ефимович. -- То ли это времена путча начала 90-х, то ли нечто подобное Ведь и нынче мы живем под страшным прессом, когда безнаказанно убивают людей -- где и как хотят. Фильм задумывался, как трагикомедия, своеобразные «Дни Турбиных» нашего времени. Не знаю, удалось ли
Снимать пришлось быстро, за 36 дней: денег было немного. Сейчас ведь на «Мосфильме» первая фраза хорошего оператора звучит так: «Мне сценарий нравится, и я хочу двадцать пять тысяч долларов, без вычетов». К счастью, актеры согласились работать за небольшие гонорары: обычно получают за смену 1000 долларов, а у нас снимались за 500.
-- Чем вызван такой альтруизм?
-- Понравились роли.
По существу, одновременно снимались два фильма -- «Жизнь забавами полна и «В созвездии Быка». (Действие его разворачивается в годы Великой Отечественной войны. Фильм рассказывает о подростках, попавших в экстремальную ситуацию. ) Во втором заняты только неизвестные актеры, хотя это довольно опасный эксперимент. На главные роли пригласили студентов циркового училища и Школы-студии МХАТ, одного -- с режиссерского факультета ГИТИСа Кроме мальчишек в картине задействованы четыре быка, совершенно неуправляемые и не подающиеся дрессуре: когда говоришь «стоять», они идут, и наоборот.
-- Эти быки -- моя боль, -- вступила в разговор Мирра Григорьевна. -- Я их уже два года содержу, теперь купила пятого. Фильм сделан только наполовину, потому что сошел снег, необходимый по драматургическому замыслу. Нужно было ждать целый год, до очередной зимы. В это время и подвернулся инвестор, который дал деньги на ленту «Жизнь забавами полна». Надеюсь, нынешней зимой закончим и «Быков» (Мирра Тодоровская -- одесситка. Окончила местный Институт инженеров морского флота. Выйдя замуж за Тодоровского, быстро переквалифицировалась: стала писать сценарии на морскую тематику. Потом занялась продюсерством. Сейчас делает уже одиннадцатый фильм. А все началось с «Интердевочки»).
-- Я нашла автора, Владимира Кунина, шведских партнеров, принесла готовый проект на «Мосфильм», -- продолжает Мирра Григорьевна. -- Впрочем, в те времена у нас не было понятия «продюсер», и мне сказали: «Гуляй». Тогда я стала продюсером со шведской стороны Но пока снимался фильм, случилась любопытная история: съемки неожиданно остановили, заявив, что шведский инвестор -- торговец бычками -- попал в тюрьму за неуплату налогов. Что тогда началось! Ведь права на картину и деньги были у шведов! Заместитель директора «Мосфильма» трижды ездил в Стокгольм -- искать этого человека и выяснять, что будет дальше. Но всякий раз возвращался ни с чем. Тогда я сама поехала в Стокгольм и вместе с переводчиком нашла нашего инвестора. (Если в Швеции человек сидит в тюрьме, это еще не означает, что он не бывает дома!) И он сказал: «Налоговые службы у меня все изъяли, но картину я сумел спасти. Готов продать Тодоровскому свою долю». Спросила, сколько это стоит, хотя денег, конечно же, не было. Но переводчик, продавец часов, даже не назвав мне сумму, купил тридцатипроцентный пакет акций и, таким образом, стал сопродюсером «Интердевочки». Съемки закончили, фильм собрал тогда совершенно немыслимые доходы: только в России -- 20 миллионов долларов(!). Это был, пожалуй, последний фильм, на который в кинотеатры валил народ. Позднее я сделала для шведов короткую версию картины (у нас-то она двухсерийная). «Часовщик» несколько лет ездил по стране и продавал «Интердевочку»! Я же благодаря этому стала продюсером
«Нынче российское кино снимают сорокалетние»
-- Петр Ефимович, как вы относитесь к творчеству сына?
-- Мы снимаем совершенно разное кино. У каждого своя тема, стилистика, мелодия, проблемы. Я очень горжусь Валерой. Он талантливый, умница, сейчас работает заместителем генерального директора российского телеканала РТР по сериалам. Уже запущены 24 сериала, в промежутке он снял фильм «Любовник»
Нынче российское кино снимают сорокалетние: Балабанов, Месхиев, Евстигнеев, мой Валера. И их уже начинает подпирать следующее поколение. Потому есть надежда, что российское кино «становится на ножки». Правда, «Мосфильм» на свои деньги за три года снял только два фильма, один из них -- генеральный директор Шахназаров
По существу я -- последний из могикан. Ну, может, еще Евгений Матвеев. Ему уже за 80, а он еще снимает «Любить по-русски» А так все военное поколение уже ушло: умерли Григорий Чухрай и Ростислав Ростоцкий, Марлен Хуциев не снимает, он сейчас заведует кафедрой режиссуры во ВГИКе.
-- Петр Ефимович сейчас пишет воспоминания о войне, -- поддержала мужа Мирра Тодоровская. -- Его подбил Валера. Сейчас мода на военную тематику. Валера хочет взять отцовский фильм «Верность», его записи, и на этом материале сделать свое кино.
В свое время у нас хотели отказаться от такого кино. Когда десять лет назад мы показывали на «Кинотавре» фильм «Анкор, еще анкор!», на нас ополчились критики.
-- Премьеру этой картины запретили, -- вспоминает Петр Тодоровский. -- Анатолий Лысенко, который тогда был директором РТР, анонсировал ее на 23 февраля -- День защитника отечества. Но ему позвонил возмущенный генерал-лейтенант, председатель Комитета ветеранов, и потребовал, чтобы показ фильма запретили. Лысенко с ним не согласился. Тогда ветеран позвонил министру обороны Павлу Грачеву: мол, вандалы, вы просто не понимаете, что делаете! Пришлось директору канала сдаться: фильм показали на следующий день -- 24 февраля.
Мне хотелось рассказать правду о своей молодости, об армии, о жизни людей, выигравших войну. На фронте, а позже и в военных городках прошли лучшие годы моей жизни. Принимаясь за сценарий, я вспомнил знаменитые Песочные лагеря. В полуразрушенный военный городок, что в сорока километрах от Костромы, мы перебрались прямо из Германии. Казармы стояли без крыш, с выбитыми окнами. Живя в землянках, мы начали восстанавливать корпуса. Под одной крышей с солдатами, отгородившись плащ-накидками, жили командиры батарей и взводов. Позже мы переселились в офицерские домики. В восстановленный фанерный клуб из ближайших деревень к нам стали приходить девчонки. Все наши развлечения -- танцы в полушубках в промерзшем помещении.
В замкнутом круге гарнизонной жизни все было на виду: казарма, плац для учений, бараки, в которых жили семьи офицеров, один-единственный магазин, почта И тут среди лейтенантов пошли разговоры, что командир полка привез с собой с фронта потрясающе красивую жену Когда полковник, раненый, лежал в госпитале, за ним ухаживала молоденькая медсестра -- сержант. Винокуров взял ее к себе в часть, она стала младшим лейтенантом медицинской службы и одновременно -- его гражданской женой. Совсем молодая женщина сидела в доме у полковника, как золотая птичка в клетке Когда нашу дивизию расформировали, я узнал, что жена уехала от полковника на родину -- в Пятигорск. Увидеть ее за все время совместной службы мы так и не смогли: дом полковника Винокурова был обнесен высоким забором
Перечитав еще раз «Поединок» Куприна, я решил снять фильма о лейтенанте, который влюбился в молодую, красивую жену полковника
-- «Анкор » оказался единственным запрещенным фильмом в вашей биографии?
-- Мои фильмы просто потихоньку резали. На полку не клали, уничтожали втихаря. Особенно памятна история с фильмом «Фокусник». Еще во время монтажа приехал тогдашний главный редактор «Госкино» Сурков: «Пока не покажете мне материал, никуда не уеду ». Показали и он сразу же написал докладную министру Романову. И над картиной «повис топорик». Потом фильмом лично занимался министр Баскаков: сидел в монтажной и командовал, мол, то нужно убрать, это Позднее актриса Алла Ларионова поделилась: «Баскаков в сердцах сказал: что это еще такое? Нацменьшинство поучает, как надо жить нас -- большинство». То есть мало того, что Тодоровский -- еврей, так еще главную роль сыграл Зиновий Гердт. Вот если бы вместо него был кто-то с более благозвучной фамилией, все было бы хорошо. А так картина пошла малым тиражом: показали только в кинотеатрах на окраине Москвы.
«В Одессе мне особенно легко снимается»
-- Музыку практически ко всем своим фильмам вы пишете сами
-- Композитором себя не считаю, у меня нет специального образования. Можно сказать проще: я -- автор музыки. А началось это еще в детстве. Совсем маленьким я вытянул у отца три рубля, побежал на рынок и купил балалайку. С тех пор всегда что-то сочиняю. Причем, пишу музыку одновременно со сценарием. Она особенно помогает, когда не знаешь, как должны дальше развиваться события.
Бывало, сидишь дома в трусах, бренькаешь на гитаре, и вдруг Помню, писал «Военно-полевой роман» и заглохло. Два месяца не писалось. Но однажды, вот так вот сидя, придумал стилизацию довоенных мелодий -- «Рио-Рита». Затем, уже на съемочной площадке возникла другая песня, которая стала в фильме как бы действующим лицом, мощным дополнительным эмоциональным фактором. И это, мне кажется, сыграло значительную роль. Возник образ зампреда райисполкома, Проскурина. И сразу все вернулось в нужное русло.
С тех пор я к каждому своему фильму сочинял музыку. (Вспомним удивительные, хватающие за душу мелодии П. Тодоровского к фильмам «По главной улице с оркестром», «Анкор, еще анкор!», «Ретро втроем». Он пишет музыку и к фильмам других режиссеров. Есть у него диски с мелодиями к еще не реализованным сценариям. -- Авт. )
-- Это правда, что ваши фильмы автобиографичны?
-- В каждый фильм вкладываешь свой опыт, понимание жизни, пропускаешь его через себя. Не имей я опыта общения с женщинами, не знай я их, так сказать, изнутри, вряд ли удалось бы четко поставить некоторые сцены, в том числе сексуальные, в «Интердевочке»
-- Известно, что вы десять лет работали в Одессе
-- Я никогда не забываю Одессу. Это -- моя молодость, счастье, воспоминания. Здесь я начинал, как оператор. Здесь познакомился с Миррой. Как-то нужно было снять концерт институтской самодеятельности. Обратил внимание на эту львицу (Мирра Григорьевна -- Лев по гороскопу, Петр Ефимович -- Дева). В Одессе сорок лет назад родился Валера Сейчас у нас уже двое внуков, один из них -- студент университета. В Одессе мне особенно легко снимать, придумывать.
-- Говорят, вы собираетесь прекратить снимать кино.
-- Я уже немолодой человек. И с каждым фильмом устаю все больше физически. Шесть лет назад перенес операцию на сердце
Когда я снимаю, то ничего не ощущаю. Завожусь -- и все. Трудно сейчас сказать, как будет дальше со здоровьем. Но есть у меня одна история, которую мечтаю снять всю жизнь. О голубях, живущих в одесском Оперном театре. Она называется «На углу маленькой площади». Очень хорошая история
-- Одна из новелл уже вошла в фильм «Любимая женщина механика Гаврилова», -- заметила Мирра Григорьевна. -- Сейчас надеемся запустить проект на одесском материале: по сценарию Петра Ефимовича будет снимать режиссер Одесской киностудии Вилен Новак.
Читайте нас у Facebook