Нефтепровод одесса--броды: консервант для европы?
Нынешний год нарушил многолетнюю традицию летнего затишья в политической и экономической жизни. Правительству в экстренном порядке приходится решать массу проблем, начиная с цен на продовольствие и заканчивая энергетикой. До конца июля Кабинет министров намерен определиться и с судьбой еще одного проекта -- нефтепровода Одесса--Броды.
За время строительства этот трубопровод в определенной степени превратился в символ Украины, сумевшей самостоятельно реализовать сложный транзитный проект. С технической стороны все завершилось благополучно: построили и сдали. Но вот с экономической После торжественного окончания строительства труба стоит уже второй год.
Ни одна из крупных компаний не готова использовать нефтепровод
Казалось бы, в этих условиях любой проект по началу работы нефтепровода должен был бы приветствоваться, но на первый план тут выступает политика. Многие из наших политиков столько говорили о трубе как альтернативном пути транспортировки в Европу, что за разговорами забыли: определять, нужен ли им этот путь и когда, должны сами европейцы.
Пока что, кроме серии теплых пожеланий, реальных действий по загрузке не видно. Ни одна из крупных компаний не готова использовать нефтепровод. Однако появившуюся идею применить его для прокачки на экспорт через терминал Южный российской нефти встретили в штыки. Развернулась острая полемика, главный упор в которой был сделан не на экономику, а на политику. По существу транзит российского сырья выдавался как отказ от европейского выбора Украины. Дело дошло до того, что один из депутатов обвинил оппонентов в том, что они пытаются «оперировать экономическими соображениями». Реплика достаточно странная: неработающая транзитная труба -- это всегда плохая геополитика.
Хотя перехлесты были и с другой стороны -- разговоры о том, что труба вот-вот заржавеет тоже не слишком похожи на правду. Лет десять нефтепровод простоит относительно спокойно, вот только строили его отнюдь не для того, чтобы хранить консервант.
Более того, в нынешнем виде он не может выполнять как раз основную стратегическую функцию для Украины -- обеспечивать возможность альтернативного приема нефти с моря и подачу ее на украинские НПЗ. Для этого труба должна быть заполнена не водой с консервантом, а технологической нефтью. Кстати, об этом говорил и главный строитель трубопровода Любомир Буняк.
Из 667 километров трубопровода пока работает только 52-километровый участок
Собственно, работа любого проекта и начинается с заполнения трубы нефтью. Удовольствие это не дешевое, для пуска трубопровода Одесса--Броды необходимо закачать 425 тысяч тонн нефти стоимостью порядка 60 млн. долларов. Как раз денег на заполнение трубопровода эксплуатирующая компания «Укртранснафта» и не может найти уже несколько лет.
Пока что из 667 километров трубы работает только небольшой 52-километровый участок, прокачивающий российскую нефть на экспорт.
Активизация проекта загрузки трубопровода российской нефтью и прокачки ее через Белоруссию на Броды и в район Одессы (т. н. реверсивный маршрут) объясняется просто. Добыв в прошлом году почти 380 млн. тонн нефти, россияне столкнулись с нехваткой мощностей по ее отгрузке на экспорт. Отсюда и стремление использовать простаивающую украинскую трубу.
Вопрос же, насколько выгодно можно использовать данную ситуацию для Украины, должна решить созданная в начале июля межведомственная рабочая группа при Кабмине. В нее вошли представители как Минтопэнерго, так и добывающих и транспортирующих нефть компаний (в том числе российских и белорусских).
До середины июля группа должна была оценить вариант использования нефтепровода Одесса--Броды в реверсивном режиме и подготовить рекомендации для Кабинета министров.
Учитывая международный характер проекта, для его оценки привлекли авторитетную нефтегазовую консалтинговую структуру -- Кембриджскую ассоциацию по проведению исследований в области энергетики (CERA). Ее директор по экономике энергетики Евразии и Восточной Европы Мэтью Сагерс доложил об оценке компанией перспектив и рисков, связанных с различными вариантами транспортировки.
Как сообщил журналистам г-н Сагерс, с точки зрения экономики, реверсивный вариант является наиболее выгодным. Так, доходы Украины при его использовании при прокачке примерно 9 млн. тонн в год достигают примерно 60 млн. долларов. При прокачке дополнительных объемов по Приднепровским магистральным нефтепроводам они окажутся меньше -- около 40 млн. долларов.
Прокачка же каспийской нефти даст не более 50 млн. долларов в год. В принципе это тоже немало, однако, по оценке CERA, в ближайшие годы отсутствуют реальные перспективы транспортировки нефти в Европу в объемах, обеспечивающих рентабельную работу.
Продление трубопровода через польскую территорию очень проблематично
Основная причина заключается в том, что при нынешнем уровне цен поставляемая по маршруту нефть не обеспечивает производителям каспийской нефти прибыльность от продаж в Центральной Европе, сопоставимую с прибыльностью продаж ее на средиземноморском рынке. С другой стороны, каспийская нефть, доставленная по трубопроводу Одесса--Броды, не сможет конкурировать по цене с российской смесью Urals, поставляемой на центральноевропейские НПЗ по трубопроводу «Дружба». Тем более что за последние годы они провели большой объем работ по модернизации и как раз под переработку именно российской экспортной смеси.
Единственные возможные потребители, проявляющие интерес к проекту, -- чешские заводы -- готовы принять слишком малый объем, порядка 3 млн. тонн, что минимум вдвое меньше, чем необходимо для безубыточной работы. Потребители в Польше пока что не испытывают особого энтузиазма в отношении поставок нефти с Каспия. Точнее говоря, они готовы получить альтернативный источник нефти, но желательно за наш счет.
Поэтому позиция Польши остается неизменной: она приветствует проект, но только на коммерческой основе за счет средств будущих покупателей нефти. Учитывая, что в настоящий момент транзит нефти на танкерах гарантирует им поступление нефти по более дешевым ценам, такой скепсис понятен. С другой стороны, чтобы обеспечить рентабельность каспийской нефти в Гданьске (даже при условии достройки трубопровода до польского Плоцка), Украина должна будет предельно сократить тарифы на своем участке трубопровода. По расчетам экспертов, чтобы обеспечить конкурентоспособность нефти, Украине надо будет снизить цену за транзит до трех долларов, что делает проект практически неокупаемым.
Совокупность проблем гарантирует, что по крайней мере в ближайшие годы продление трубопровода через польскую территорию очень проблематично.
Другие рынки тоже под вопросом. В интервью журналистам Мэтью Сагерс заявил: «Я не говорю, что рынка нет (в Центральной Европе потребляется 70 млн. тонн нефти), просто он уже заполнен нефтью, и войти на него будет очень сложно. Потребители имеют долгосрочные контракты и получают достаточно большие скидки. Они не очень заинтересованы в новых поставщиках. Они, конечно, не будут возражать против их появления, но платить за нефть дополнительные деньги не станут. Что касается других потребителей, то мне сложно представить, что нефть пойдет нарасхват у дальних покупателей, если за не готовы платить ближние.
Вообще не стоит думать, что после подписания каких-то соглашений сразу начнутся строительные работы. Будет много проблем. решение которых займет несколько лет».
Пока нет контрактов на загрузку трубопровода, Украине следует обратить внимание на использование его в реверсивном режиме
Классический случай -- проект ежегодной транспортировки пяти миллионов российской нефти в Хорватию (проект «Адрия»). В нем участвует и Украина. Предполагалось, что это будет достаточно быстрый и дешевый проект стоимостью порядка 36 млн. долларов. Однако уже сейчас очевидно, что затраты будут примерно втрое больше, и потребуется от двух до трех лет на модернизацию системы. И это по проекту, принципиальное согласие на который дали все стороны. Проекту Одессы--Броды до этой стадии еще весьма далеко. И если отклонить предложения российской стороны, то как минимум несколько лет простоя трубопроводу гарантировано. Пока нет контрактов на загрузку трубы, Украине следует обратить внимание на использование нефтепровода в реверсивном режиме. Тем более что сейчас их готова дать международная корпорация «БиПи».
«При этом не возникнет каких-то особых проблем и в проливе Босфор, через который в этом случае нефть пойдет на средиземноморские рынки, -- считает Сагерс. -- В прошлом году через него было транспортировано 116,6 млн. тонн. После установки новых систем контроля движения танкеров его пропускная способность оценивается в 140 млн. тонн. В этом случае дополнительные 9 млн. тонн не являются сколь-нибудь критическими. Я считаю, что этот фактор не является препятствием для использования трубопровода. Думаю, на среднесрочную перспективу, на ближайшие пять--семь лет, это оптимальное решение».
В принципе позицию реверсного использования направления разделяют большинство участников межведомственной рабочей группы. Что же касается окончательного решения, то оно не за горами. Иначе трубопровод рискует превратиться в самую большую в Европе емкость с консервантом. Для Книги рекордов Гиннеса это, может, и хорошо, а как для страны, так не очень.
Читайте нас у Facebook