ПОИСК
Політика

«ребята, хотите заработать денег? Предлагаю вам поучаствовать в акции «восстань, украина! «… »

0:00 3 жовтня 2002
Інф. «ФАКТІВ»
Митинги, за участие в которых платят деньги, давно уже перестали удивлять киевлян

Между акциями протеста 16 и 24 сентября было одно любопытное событие: пикетирование молодежью штаба партии «Батькiвщина» с требованием выплатить им деньги за участие в массовке. Корреспондент «ФАКТОВ» пообщалась с одним студентом, который действительно не получил от одной из оппозиционных сил обещанные гривны за участие в акции 16 сентября. Имя и фамилию просил не называть: мать дома и так уже отругала хлопца за то, что 16-го его профиль мелькнул среди демонстрантов «в телевизоре»…

«Народ на акциях -- что коммунисты в церкви, которые не знают, когда креститься и бить поклоны»

4 сентября Славик «тусовался» с друзьями, как обычно, возле арки Дружбы Народов в центре Киева, когда к ним подошел высокий мужчина лет сорока, уже некоторое время курсировавший от одной компании к другой: «Ребята, хотите заработать денег? Я вам предлагаю 16 сентября поучаствовать в акции «Восстань, Украина!». Видимо, для убедительности гражданин извлек из кармана партийное удостоверение. Конечно, «вечноголодные» студенты одного из транспортных вузов столицы откликнулись на его предложение: 15 гривен за «постоять-покричать» лишними не будут.

16 сентября в 14:00 ребята присоединились к толпе на одной из столичных площадей. Среди демонстрантов мелькали знакомые лица из тусовки под Аркой. «Идем на Европейскую, ориентируйтесь на этот флаг, -- распоряжался их «работодатель». -- В 19:00 встречаемся возле Дома профсоюзов, получите деньги».

-- Простояли там, как олухи, -- рассказывает Славик, -- хотя речи, конечно же, интересно было послушать. Особенно мне понравился Ющенко. А народ наш… Знаешь, такое сравнение мне в голову пришло: как коммунисты в церкви! Конечно, были там «завзятые», но у многих -- отсутствующий взгляд, некоторые не знают куда себя деть, друг друга рассматривают, «подкрикивают» чьи-то лозунги, хлопают вслед за всеми -- ну точно как коммунисты на литургии, которые не знают, когда креститься и бить поклоны, и поэтому поглядывают все время по сторонам.

РЕКЛАМА

-- На продолжение акции возле Администрации Президента мы не пошли: не было договоренности, -- продолжает Славик. -- Убили два часа времени до семи вечера и, вымученные, поплелись за вознаграждением своих трудов неправедных. Того мужика возле Дома профсоюзов не нашли. Подождали еще два часа, но он так и не появился. Не было сил даже его материть, пошли домой. А на следующий день в новостях по «плюсам» видел сюжет: организация «Молодежь -- надежда Украины» со своим руководителем Гладчуком под офисом «Батькiвщини» стоит орет, что им не заплатили. Говорят, правда, что это была провокация. Может быть. Но мне и моим друзьям-то не заплатили по-всамделишнему! Эх, найти бы того «соблазнителя»…

«В США платное привлечение людей к политическим акциям легализировано»

Кажется, это «соблазнение» на митинги у нас уже воспринимается как нечто само собой разумеющееся -- эдакий атрибут многопартийности. А возможность легкого заработка студентам в радость. Слышала недавно в трамвае, как компания деловито обсуждала, «у кого» больше платят: естественно, больше всех -- «у Вити». А вот «у Юли» -- да, иногда лажа случается. Эти милые «домашние» имена известных политиков окончательно убеждают в том, что перманентные акции превратили их организаторов в глазах молодежи просто в постоянных работодателей. Об этом шла речь и в беседе «ФАКТОВ» с первым заместителем председателя Государственного комитета по делам молодежи и семейной политики Константином Ващенко.

РЕКЛАМА

-- Константин, с молодежью вы общаетесь, наверное, многое знаете из их нелегкой жизни… Впечатления?

-- Сегодня при наличии денег можно провести любого размаха акцию с любыми лозунгами: от политических до борьбы с пиратской видеопродукцией.

РЕКЛАМА

-- Наверное, бюджет акции определяет как внешнюю привлекательность, так и активность «демонстрантов»? Кроме того, насколько мне известно, если, например, в ходе акции планируется какое-то противостояние, то массовку стараются набрать из военных и милицейских учебных заведений, даже из иных охранных фирм. Мол, им «отмазаться» легче.

-- По поводу будущих «силовиков» не могу подтвердить, а что касается «бюджета акции», то это действительно так. В массовки на разных форумах, конгрессах приглашаются люди из более респектабельных вузов. За 50 гривен, например, ваши лозунги до хрипоты в голосе будут орать приличного вида парни и девчонки, работающие в другое время уличными промоутерами известных сигаретных фирм. «Малобюджетные» же и о-очень массовые манифестации наполняются за счет привлечения (за копейки) проблемной молодежи, бездомных, других асоциальных элементов -- «протестовать» эти «борцы» будут вяло, но зато можно будет показать по телевизору, как толпа мокнет под дождем…

-- Каким же образом их набирают?

-- Ребят ищут на улицах, а лучше всего налажена система в студенческих общежитиях. Как правило, если люди, заинтересованные в проведении мероприятия, действуют профессионально, то они выходят на лидера студенческого самоуправления, или коменданта общежития.

-- Но можно ли осуждать молодых людей, которые принимают участие в акциях за деньги? Ведь студент за час стояния в манифестации может получить как минимум свою месячную стипендию…

-- Безусловно, ответственность за такой подход лежит прежде всего на организаторах акций. Что говорить об их моральном облике? Если они считают возможным таким образом обеспечивать себе поддержку, это говорит о том, что у них не хватает идейных аргументов для того, чтобы люди за ними пошли с верой в правое дело, из убежденности, что те лозунги, которые поднимаются на щит, являются позитивными и направлены на улучшение ситуации в стране, на решение каких-то конкретных проблем. У этих акций уже нет эффекта: люди пришли, постояли, получили деньги и ушли. И если политики будут продолжать культивировать потребительское настроение и пытаться гражданскую позицию подменить «заробитчанством» на митингах или манифестациях, то скоро эта самая гражданская позиция может вообще раствориться -- люди по-другому не будут воспринимать политические акции.

Последние события показали, что оппозиционные силы рассматривали молодежь как основной количественный ресурс уличных мероприятий, но реальная практика показала -- это ошибочное мнение, -- говорит Константин Ващенко. -- Я берусь утверждать, что по всем регионам Украины молодых людей до 28 лет было в среднем не более 8-10 процентов. Это говорит о том, что молодежь в Украине достаточно критично оценивает не только действия власти (как и молодежь в любой другой стране), но с сомнением относится и к действиям оппозиции, понимая, что имеет дело прежде всего с играми, главная цель которых -- приход к власти тех людей, которые организовывают эти мероприятия.

У меня есть блестящий пример. Накануне акции, 15 сентября, наш Госкомитет совместно с представительством ООН проводили благотворительный «Пробег ради жизни», за свое участие в котором молодому человеку надо было заплатить 10 гривен (деньги шли в больницу для наркоманов в Лавре). И пришло две с половиной тысячи людей! А на акции 16 сентября молодежи было не более тысячи. Вот конкретный пример, показывающий, что сегодня молодые люди достаточно объективно оценивают ситуацию, способны отличать зерна от плевел, идеологию от политиканства и распознавать реальные интересы тех или иных политиков, которые пытаются их ангажировать на свои мероприятия.

Но если затронуты интересы молодых людей, то они идут, и если та или иная политическая сила сумеет затронуть эти струны не абстрактно, то это находит отклик и не требует никакого дополнительного стимулирования. То есть не надо представлять молодежь, как заробитчан, которые только ходят и думают, как бы им что-то предложили.

-- Интересно, а как обстоит дело с платным привлечением людей к акциям, например, в США?

-- Там это ле-га-ли-зо-ва-но! Если кто-то хочет провести акцию и заранее знает, что идеей народ увлечь не сможет, то совершенно законно заключает с людьми договора об оплате! Такая же ситуация и с лоббизмом: у нас это ругательное слово, а у них -- бизнес! Такие парадоксы американской политики.

… Ну да, а один мой знакомый третьекурсник 16 сентября «после бала» шел по улице и увидел очередь. За чем стоите? За деньгами. Ну, предприимчивый молодой человек и себе вписался в очередь, получил 10 гривен и пошел дальше по делам. «А еще говорят, политики о народе не думают», -- хмыкнул он, разрывая пленку на только что купленной пачке «Мальборо» за 3,75, и отфутболил ботинком пустую «Приму».

Всегда ли молодые люди способны отличать идеологию от политиканства и распознавать реальные интересы тех или иных политиков, которые пытаются их ангажировать на свои мероприятия?

478

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів