В киевском Институте кибернетики запущена вычислительная машина СКИТ-4, ставшая самой мощной в Украине
— Мы используем колоссальные возможности суперкомпьютера для создания новых препаратов против злокачественных опухолей, — говорит старший научный сотрудник Института молекулярной биологии НАНУ кандидат химических наук Николай Ильченко. — В нашу базу данных занесены сотни тысяч особых молекул, и нужно определить, какие из них способны помочь в лечении рака. Если делать это по старинке, то каждую из молекул необходимо синтезировать и испытать ее свойства. Это колоссальный труд. СуперЭВМ позволяет проводить такие эксперименты виртуально с помощью специальных компьютерных программ.
Это одна из множества задач, которые способна помочь решить самая мощная в Украине вычислительная машина.
— Суперкомпьютер может сделать даже школьник, — сообщил нам один из создателей самой мощной в стране ЭВМ научный сотрудник Института кибернетики НАН Украины кандидат технических наук Андрей Головинский. — Например, свой первый суперкомпьютер я построил в студенческие годы. Учился в Национальном университете имени Тараса Шевченко на механико-математическом факультете. Когда писал дипломную работу, нужно было выполнить очень большие объемы вычислений. Однако возможностей моего персонального компьютера не хватало, чтобы проводить их быстро. Пришлось объединить его с такой же машиной брата и ноутбуком.
— Сколько обычных компьютеров объединили, чтобы создать СКИТ-4?
— Двести. Сейчас вам их покажу.
Заходим в небольшой зал, в котором в два ряда расположены шкафы с оборудованием. Здесь стоит такой гул, что нам с Андреем приходится чуть ли не кричать, чтобы услышать друг друга.
— В этих шкафах и размещен СКИТ (аббревиатура расшифровывается как «суперкомпьютер для информационных технологий»), — объяснил ученый. — Он выполняет 18 триллионов (!) операций в секунду — примерно в десять тысяч раз больше, чем хороший персональный компьютер.
— Сколько весит эта гигантская машина?
— Порядка десяти тонн. Она потребляет очень много электроэнергии — примерно столько, сколько все остальные подразделения нашего института. При работе суперкомпьютера выделяется большое количество тепла. Если воздух в этом помещении нагреется свыше 25 градусов, машина может давать сбой, поэтому пришлось закупить дорогостоящую систему климат-контроля.
Часть избыточного тепла вскоре будем отводить наружу для дополнительного обогрева коридора. Видите, возле двери лежит труба из картона — по ней и пойдет в коридор теплый воздух. На нормальную трубу денег пока нет.
— Для чего в зале стоит ведро с водой?
— Благодаря этому повышается влажность воздуха и система охлаждения работает более эффективно, — говорит Андрей Головинский. — Кстати, убирает здесь робот. Мы опасаемся впускать сюда человека со шваброй — вдруг случайно что-нибудь испортит. Аппарат, который наводит чистоту, оснащен электронной памятью и умеет ориентироваться в пространстве. Он запомнил, где расположены различные препятствия и не натыкается на них.
*Андрей Головинский: «В зале ставим ведро воды, благодаря чему повышается влажность воздуха и система климат-контроля работает более эффективно»
— В какую сумму обошлось создание суперкомпьютера?
— Около одного миллиона 800 тысяч гривен. Интересно, что его предшественник, СКИТ-3, мощность которого меньше, обошелся в пять миллионов гривен. Деньги на создание этих машин предоставило государство — мы выигрывали конкурсы на наиболее перспективные проекты.
Замечу, что подобные зарубежные аналоги стоят значительно дороже. Мы экономим на всем. Используем даже некоторые механические детали, оставшиеся в институте от ЭВМ 60—70-х годов прошлого века.
— Кому предоставляется возможность работать на СКИТ?
— Это специалисты разных институтов. Главное — чтобы задачи, которые хотят решать с помощью этой машины, были весомыми. Большинство пользователей — сотрудники институтов Национальной академии наук Украины. Одно из отечественных судостроительных предприятий проектирует корабли на нашем суперкомпьютере. Самолет Ан-148 создавался с использованием СКИТ-3. Также с помощью этой машины один болгарский сейсмолог проводил расчеты вероятности землетрясений. В России суперкомпьютеры есть даже в некоторых крупных университетах. Но чтобы не ходить на поклон к ректорам, российские ученые нередко обращаются к нам. Мы не отказываем.
Пользователям не нужно ехать в Институт кибернетики — доступ к суперкомпьютеру они получают из любого города по оптоволоконному кабелю. Вводят логин и пароль, которые мы им сообщаем, и машина выполняет задание.
Правда, существует небольшая очередь, поэтому некоторые ученые идут на ухищрения — ставят суперкомпьютеру задачи по праздникам, даже в новогоднюю ночь (машина ведь работает непрерывно). Каждый из них наивно полагает, что в это время никто, кроме него, трудиться не будет. Однако трудоголиков довольно много, поэтому бывает, что в праздники суперкомпьютер загружен более активно, чем в обычные дни.
К сожалению, государственные органы к нам практически не обращаются. Хотя СКИТ мог бы помочь в решении многих задач национального масштаба, например, при прогнозе урожаев, стихийных бедствий…
— Какие расценки за пользование вашей ЭВМ?
— Пока что плата не взимается. Замечу, что такие машины могут быть задействованы не только в науке. Скажем, современные мультфильмы на основе компьютерной графики создаются на суперкомпьютерах. Это одна из множества возможных сфер применения.
Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
11201Читайте нас у Facebook