Если в доме не было света в течение 24 часов, владелец жилья имеет право получить компенсацию в размере 100 гривен
Хорошая новость — украинцы будут получать компенсацию за некачественные услуги по электроснабжению. По крайней мере, механизм уже продуман и введен в действие. Теперь, если внезапно отключили свет и аварию не устранили в течение 24 часов или энергопоставляющая компания не ответила на вашу жалобу в течение месяца, то вам положена компенсация в сумме 100 гривен. Деньги автоматически должны зачисляться на ваш счет за электроэнергию.
В каких случаях потребителям электроэнергии стоит рассчитывать на компенсацию и каким образом она начисляется, «ФАКТЫ» расспросили заместителя начальника отдела мониторинга и регулирования качества услуг Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Родиона Коваля.
— Родион Иванович, после того как коммунальные услуги ощутимо подорожали, люди наконец-то получили возможность требовать нормального обслуживания хотя бы в области энергопоставок. В каких случаях предусмотрена выплата компенсации?
— Как коммерческие потребители, так и население могут получать компенсацию за нарушения в сроках подключения к электросетям, в том числе и после аварий, не вовремя предоставленный договор технических условий, при нарушении сроков экспертизы счетчика или предоставления ответа на жалобу либо запрос.
— Механизм начисления компенсаций уже действует?
— Да, с 12 января 2017 года вступил в силу Порядок обеспечения стандартов качества услуг по электроснабжению. Этот документ был разработан Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, как раз в целях защиты прав потребителей.
Порядок вводит общие и гарантированные стандарты качества предоставления услуг, а также устанавливает процедуру предоставления и размеры компенсаций потребителям за несоблюдение гарантированных стандартов.
В случае нарушений компания обязана автоматически начислять компенсацию, как правило, в сумме 100 гривен. Просто в платежке, которая придет в следующем месяце, из начисленной суммы будет вычтено 100 гривен компенсации. Также в квитанции должно быть указано, за какое нарушение компания выплачивает компенсацию.
Например, аварию должны устранить в течение 24 часов, иначе придется компенсировать людям неудобства. К нарушениям не относятся перерывы в электроснабжении в результате форс-мажорных обстоятельств. Но компания должна доказать наличие таких обстоятельств перед комиссией НКРЭКУ: предоставить необходимые справки из ГосЧС или заявление из полиции о краже кабеля либо другого оборудования.
Момент восстановления электроснабжения после перерыва должен быть зафиксирован в компании. Массовые отключения, например, когда без света остается большая часть села, в компании фиксируются автоматически. Обычно на больших подстанциях стоит соответствующее оборудование. Но если отключение произошло на одной линии или у отдельного потребителя, то для того, чтобы проследить время отключения и подключения, потребителю следует обращаться в кол-центр компании.
— Сразу как только отключился свет?
— Да. Обычно люди звонят диспетчеру облэнерго. Но там сейчас еще нет возможности записывать все телефонные разговоры. Зато есть отдельное постановление, обязывающее фиксировать все телефонные звонки в кол-центр энергопоставляющей компании.
— Поэтому надежнее об аварии и других отключениях света сообщать именно в кол-центр?
— Да. А потом, если в компании станут утверждать, например, что света не было в течение 23 часов, наша комиссия во время плановой проверки может установить, что потребитель обращался в кол-центр в определенное время, и подсчитать, как долго не было света на самом деле.
Кроме того, компенсация положена потребителям, которых не подключили к электроснабжению в течение трех рабочих дней (пять рабочих дней в сельской местности) после устранения нарушений. Речь идет о тех, кому свет отключили за долги или за кражу электроэнергии. После того как человек оплатит долг или устранит нарушения, компания обязана подключить ему свет в течение положенного времени. В противном случае она выплатит 100 гривен компенсации.
— Что делать, если компенсацию автоматически не начислили?
— Достаточно заполнить заявление в НКРЭКУ.
— Где можно взять его образец?
— В ближайшее время всем энергопоставляющим компаниям разъяснят Порядок обеспечения стандартов качества услуг. Образец заявления есть в дополнениях к нему.
Если и после подачи заявления реакции не последует, компания обязана выплатить двойную сумму компенсации — уже 200 гривен. В случае, когда компания утверждает, что просрочки с начислением компенсации не было, можно обратиться с жалобой в комиссию НКРЭКУ.
К тому же в 2018 году мы будем анализировать отчетность компаний за 2017-й. Так что компенсация может прийти к потребителю даже через год, уже по результатам нашей проверки. Тогда потребителю выплачивается не 100, а 200 гривен из-за нарушения срока выплаты компенсации, а самой компании придется дополнительно платить большой штраф, который ощутимо отразится на ее доходах.
— Насколько я понял, любой потребитель, обратившийся в компанию с каким-нибудь вопросом, жалобой или заявлением, которому не ответили на протяжении месяца, получит компенсацию 100 гривен?
— Да, но нужно учитывать, что месячный срок начинает отсчитываться с даты получения компанией обращения от потребителя и заканчивается датой регистрации исходящего письма-ответа.
Кстати, компенсация в 100 гривен полагается и в том случае, если экспертиза счетчика электроэнергии длится более 20 дней. Но при условии, что потребитель вовремя подал заявление на проведение экспертизы и оплатил услугу. Компенсация не будет начислена, если потребитель не пустил работников компании в помещение для проведения определенных работ или не предоставил все необходимые документы, а также при веерных отключениях.
— Если у потребителя есть претензии к качеству электроэнергии, он может рассчитывать на компенсацию?
— В этом случае придется обращаться в суд, составив акт-претензию. Сейчас есть определенные проблемы с фиксацией факта предоставления некачественной электроэнергии. В ближайшее время парламент должен принять Закон «О рынке электрической энергии», в котором предусмотрены дополнительные полномочия НКРЭКУ, в том числе и по выплате компенсаций за качество электроэнергии. Возможно, удастся разработать механизм выплаты компенсации за некачественную электроэнергию, если компания не устранит нарушения в течение месяца.
— Бывает, что в электросети происходит перепад напряжения и у людей выходят из строя бытовые приборы. В таких случаях по-прежнему надо обращаться в суд?
— Да. При каждом конкретном случае по возмещению убытков необходимо определять размер ущерба. Для этого надо проводить экспертизы. Сам размер ущерба устанавливается судом.
Фото Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»
14182Читайте нас у Facebook