нет света

Полезно знать

Если в доме не было света в течение 24 часов, владелец жилья имеет право получить компенсацию в размере 100 гривен

Иван РЫБАЛКО, «ФАКТЫ»

27.01.2017 9:15 1948

Размер текста: Абв  Абв  Абв  

В Украине начал действовать порядок обеспечения стандартов качества услуг по электроснабжению

Хорошая новость — украинцы будут получать компенсацию за некачественные услуги по электроснабжению. По крайней мере, механизм уже продуман и введен в действие. Теперь, если внезапно отключили свет и аварию не устранили в течение 24 часов или энергопоставляющая компания не ответила на вашу жалобу в течение месяца, то вам положена компенсация в сумме 100 гривен. Деньги автоматически должны зачисляться на ваш счет за электроэнергию.

В каких случаях потребителям электроэнергии стоит рассчитывать на компенсацию и каким образом она начисляется, «ФАКТЫ» расспросили заместителя начальника отдела мониторинга и регулирования качества услуг Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Родиона Коваля.

— Родион Иванович, после того как коммунальные услуги ощутимо подорожали, люди наконец-то получили возможность требовать нормального обслуживания хотя бы в области энергопоставок. В каких случаях предусмотрена выплата компенсации?

— Как коммерческие потребители, так и население могут получать компенсацию за нарушения в сроках подключения к электросетям, в том числе и после аварий, не вовремя предоставленный договор технических условий, при нарушении сроков экспертизы счетчика или предоставления ответа на жалобу либо запрос.

— Механизм начисления компенсаций уже действует?

— Да, с 12 января 2017 года вступил в силу Порядок обеспечения стандартов качества услуг по электроснабжению. Этот документ был разработан Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, как раз в целях защиты прав потребителей.

Порядок вводит общие и гарантированные стандарты качества предоставления услуг, а также устанавливает процедуру предоставления и размеры компенсаций потребителям за несоблюдение гарантированных стандартов.

В случае нарушений компания обязана автоматически начислять компенсацию, как правило, в сумме 100 гривен. Просто в платежке, которая придет в следующем месяце, из начисленной суммы будет вычтено 100 гривен компенсации. Также в квитанции должно быть указано, за какое нарушение компания выплачивает компенсацию.

Например, аварию должны устранить в течение 24 часов, иначе придется компенсировать людям неудобства. К нарушениям не относятся перерывы в электроснабжении в результате форс-мажорных обстоятельств. Но компания должна доказать наличие таких обстоятельств перед комиссией НКРЭКУ: предоставить необходимые справки из ГосЧС или заявление из полиции о краже кабеля либо другого оборудования.

Момент восстановления электроснабжения после перерыва должен быть зафиксирован в компании. Массовые отключения, например, когда без света остается большая часть села, в компании фиксируются автоматически. Обычно на больших подстанциях стоит соответствующее оборудование. Но если отключение произошло на одной линии или у отдельного потребителя, то для того, чтобы проследить время отключения и подключения, потребителю следует обращаться в кол-центр компании.

— Сразу как только отключился свет?

— Да. Обычно люди звонят диспетчеру облэнерго. Но там сейчас еще нет возможности записывать все телефонные разговоры. Зато есть отдельное постановление, обязывающее фиксировать все телефонные звонки в кол-центр энергопоставляющей компании.

— Поэтому надежнее об аварии и других отключениях света сообщать именно в кол-центр?

— Да. А потом, если в компании станут утверждать, например, что света не было в течение 23 часов, наша комиссия во время плановой проверки может установить, что потребитель обращался в кол-центр в определенное время, и подсчитать, как долго не было света на самом деле.

Кроме того, компенсация положена потребителям, которых не подключили к электроснабжению в течение трех рабочих дней (пять рабочих дней в сельской местности) после устранения нарушений. Речь идет о тех, кому свет отключили за долги или за кражу электроэнергии. После того как человек оплатит долг или устранит нарушения, компания обязана подключить ему свет в течение положенного времени. В противном случае она выплатит 100 гривен компенсации.

— Что делать, если компенсацию автоматически не начислили?

— Достаточно заполнить заявление в НКРЭКУ.

— Где можно взять его образец?

— В ближайшее время всем энергопоставляющим компаниям разъяснят Порядок обеспечения стандартов качества услуг. Образец заявления есть в дополнениях к нему.

Если и после подачи заявления реакции не последует, компания обязана выплатить двойную сумму компенсации — уже 200 гривен. В случае, когда компания утверждает, что просрочки с начислением компенсации не было, можно обратиться с жалобой в комиссию НКРЭКУ.

К тому же в 2018 году мы будем анализировать отчетность компаний за 2017-й. Так что компенсация может прийти к потребителю даже через год, уже по результатам нашей проверки. Тогда потребителю выплачивается не 100, а 200 гривен из-за нарушения срока выплаты компенсации, а самой компании придется дополнительно платить большой штраф, который ощутимо отразится на ее доходах.

— Насколько я понял, любой потребитель, обратившийся в компанию с каким-нибудь вопросом, жалобой или заявлением, которому не ответили на протяжении месяца, получит компенсацию 100 гривен?

— Да, но нужно учитывать, что месячный срок начинает отсчитываться с даты получения компанией обращения от потребителя и заканчивается датой регистрации исходящего письма-ответа.

Кстати, компенсация в 100 гривен полагается и в том случае, если экспертиза счетчика электроэнергии длится более 20 дней. Но при условии, что потребитель вовремя подал заявление на проведение экспертизы и оплатил услугу. Компенсация не будет начислена, если потребитель не пустил работников компании в помещение для проведения определенных работ или не предоставил все необходимые документы, а также при веерных отключениях.

— Если у потребителя есть претензии к качеству электроэнергии, он может рассчитывать на компенсацию?

— В этом случае придется обращаться в суд, составив акт-претензию. Сейчас есть определенные проблемы с фиксацией факта предоставления некачественной электроэнергии. В ближайшее время парламент должен принять Закон «О рынке электрической энергии», в котором предусмотрены дополнительные полномочия НКРЭКУ, в том числе и по выплате компенсаций за качество электроэнергии. Возможно, удастся разработать механизм выплаты компенсации за некачественную электроэнергию, если компания не устранит нарушения в течение месяца.

— Бывает, что в электросети происходит перепад напряжения и у людей выходят из строя бытовые приборы. В таких случаях по-прежнему надо обращаться в суд?

— Да. При каждом конкретном случае по возмещению убытков необходимо определять размер ущерба. Для этого надо проводить экспертизы. Сам размер ущерба устанавливается судом.

Фото Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»

Читайте также
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнеров

Загрузка...

Одесса, рынок. Крупных размеров дама подходит к контейнеру с кофточками и спрашивает у продавца: — А что-нибудь веселенькое на меня есть? — Нет, мадам. Вас хочется... обнять и плакать.

Версии