Нарисовав автопортрет, 19-летний воспитанник интерната для умственно-отсталых детей сам себе выдал «диплом человека»
Этот портрет бросился мне в глаза, едва я переступила порог комнаты. С листа бумаги на меня смотрела мальчишеская физиономия. Рисунок -- так себе, но глаза были настолько выразительны, что казалось, будто смотрят в самую душу. «Это наш Юра Прокопенко. Сирота. Хочешь познакомиться?» -- спросила меня воспитатель дома-интерната для умственно отсталых детей
Родился Юра дома, да еще и недоношенным. Его тут же доставили в один из киевских родильных домов, но свежеиспеченная мамаша, не дожидаясь результатов обследования сына, из больницы сбежала. В наследство от нее мальчику достался лишь длинный список заболеваний, которые привели его в Святошинский интернат. Туда Юра поступил в тяжелом состоянии: травма бедра, не позволяющая ему ходить, была так запущена, что от инвалидного кресла ребенка могло спасти только срочное хирургическое вмешательство. Сделали операцию, и в пять лет Юра встал на ноги. Одной бедой стало меньше, но мальчик тогда был еще, по сути, немым -- он не разговаривал!
-- Сначала приходилось буквально заставлять Юру заниматься, -- рассказывала его первая воспитательница Надежда Ивановна. -- Но мы заметили, что он самолюбив, и стали на это опираться. Многие не считают умственно отсталых детей личностями -- такой подход в корне неправилен. У Юры, например, оказалось ярко выраженное чувство собственного достоинства -- оно-то и подталкивало мальчика работать над собой. У него появился интерес к лепке и рисованию. К десяти годам Юра заговорил, а к шестнадцати -- научился писать и считать. Для большинства детей с подобным заболеванием такие результаты недостижимы. Но может, вовсе не из-за отсутствия шансов, а потому, что взрослые им не очень усердно помогают?
Самого Юру я нашла в мастерской, где он что-то мастерил из картона.
-- Это мой дом, -- объяснил парнишка. -- Когда-нибудь построю себе настоящий -- по этому макету. А вообще, хочу стать художником.
Когда я сказала, что видела его автопортрет, Юра признался, что эта работа далась ему нелегко.
-- Я пытался представить себя, -- грустно проговорил он, -- но ничего не получалось. Тогда я взял зеркало. Разглядывал глаза, нос, а потом по частям изображал себя на бумаге. Я чувствовал, что непременно должен это сделать -- иначе какой из меня художник? Автопортрет -- мой «диплом человека».
Слушая Юру, я представляла, как он всматривался в свои черты, как при помощи зеркала пытался себя не просто запомнить -- понять. Работа над автопортретом дала возможность Юриному заторможенному интеллекту прорваться в мир нормальных людей. А макет дома -- это попытка найти в нем свое место. Но место парню указывает его диагноз. Юре уже девятнадцать, и вот-вот ему придется сменить детский интернат на взрослый, где он проведет всю оставшуюся жизнь. Но неужели нет других вариантов?
-- Дальнейшая судьба таких детей зависит от заключения медицинской комиссии, -- говорит начальник Управления социального обслуживания населения преклонного возраста при Министерстве труда и социальной политики Украины Надежда Чунихина. -- Если ребенку удалось усвоить учебную программу, то он получает возможность на льготных условиях продолжить обучение в профессионально-техническом училище. Хотя, как правило, подавляющая часть детей-инвалидов, достигших совершеннолетия, переводится в соответствующие дома-интернаты для взрослых. На их базе могут создаваться специальные группы и клубы для занятий трудовой деятельностью. Но полноценно жить в обществе люди с умственной отсталостью не могут, потому их и помещают в специализированные интернаты.
Многие наши сограждане считают такой выход гуманным. Но гуманный -- для кого? Для тех, кто напрочь лишен возможности осмысливать свой путь в этом мире, -- возможно. А для тех, кто, как Юра, способен получить «диплом человека»?
361Читайте нас у Facebook