На протяжении десятилетий хасидам-паломникам, отмечающим рош-ашану на могиле цадика нахмана в умани, пришлось доказывать, что они не Разбойники
30 сентября после заката солнца, когда звездочеты вычислили, что на небе появились первые три звездочки, согласно еврейскому лунному календарю начался Рош-ашана (голова года) -- так евреи называют Новый год. В эти дни в маленький древний город Умань на Черкасщине приехали около десяти тысяч брацлавских хасидов из Израиля, США, Франции, Голландии, Италии, из стран африканского континента -- всего из 26 государств мира. Паломники собрались на благословенной уманской земле, чтобы отпраздновать Рош-ашану на могиле цадика Нахмана, правнука основателя хасидизма Бааль-Шем-Това.
Верующие приветствуют друг друга, восклицая: «Да будешь ты записан в Книгу жизни!»
Этот нелегкий путь в несколько тысяч километров брацлавские хасиды -- последователи и почитатели цадика Нахмана -- проделывают с надеждой на то, что и они сами, и их дети, и внуки, и внуки внуков удостоятся особой милости. Причем приезжают паломники, как правило, за несколько дней до Рош-ашаны, чтобы за это время на могиле праведника успеть прочитать весь молитвенник Тикун Аклали. Во время молитвы слышатся звуки шофара -- бараньего рога, и Новый год начинается.
Брацлавские хасиды -- люди разного возраста и профессий. Есть среди них учителя, врачи, бизнесмены, архитекторы, есть, говорят, даже бывшие актеры Голливуда и капитан дальнего плавания. Есть люди состоятельные, которые могут себе позволить далекое путешествие в Умань даже несколько раз в году. Но большинство паломников вынуждены целый год копить деньги на предстоящую поездку, причем едут они как посланцы от одной большой семьи, а иногда и от улицы. Едут с записками собратьев, которые сразу же помещаются в специальные емкости, расположенные у могилы цадика. Когда эти сосуды наполняются, записки тут же извлекаются из него и читаются раввином и его помощниками.
Их авторы просят у Всевышнего здоровья себе и своим близким, избавления от недугов и отпущения грехов, а женщины, которые не могут забеременеть, просят послать им такую милость. Все прочитанные раввином записки закапываются в землю, а сосуды тем временем пополняются новыми посланиями. Хасиды уверены, что Всевышний «жалостлив и милосерден, долготерпелив и велик в благодеянии и истине», он все простит и исполнит все просьбы. Поэтому в Рош-ашану верующие приветствуют друг друга, восклицая: «Да будешь ты записан в Книгу жизни!».
Еще хасиды просят прощения у тех, кого нечаянно или умышленно обидели: согласно традиции, человек не может быть прощен Всевышним, если кого-то обидел и не попросил у него прощения. А если обидчик искренне раскаялся, обиженный обязан его простить. Интересно, что паломники чрезвычайно рады, когда в дни празднеств к ним подходят бедные в надежде на благодеяние. Как говорят мудрецы, «на трех вещах стоит мир: на Торе, на служении Всевышнему и на благодеянии». Развешанных у могилы цадика ящичков для пожертвований в эти дни заметно прибавляется.
Раби завещал похоронить себя на уманской земле
Многие паломники приезжают в Умань с сыновьями, даже совсем маленькими, которые только начали ходить. Дочери и жены в это время остаются дома: считается, что молящиеся не должны отвлекаться от своей главной миссии -- молитв и духовного единения с великим раби.
Паломники почти не общаются с местным населением, но, когда это все же происходит, обязательно говорят уманчанам: «Благословен этот край, живут здесь только счастливые люди, ведь это настоящий рай!». Этот «рай» они открыли для себя несколько десятков лет назад. Самые смелые не боялись даже «железного занавеса» и приезжали на старинное еврейское кладбище, где теперь уже вырос жилой массив, к могиле праведника на тайные свидания с его духом ночью. Преодолев долгий путь из своей страны, они останавливались в Киеве, а вечером брали такси и, уплатив бешеные деньги, мчались в Умань, где целую ночь молились под забором у маленькой избушки. По каким-то приметам хасидам удалось установить, что избушка, в одной половине которой проживал безногий инвалид Иван Забыйбеда, одной своей стеной стоит прямо на могиле цадика.
И вот однажды утром изумленный хозяин обнаружил под окнами своей халупы гроб. Спрятал его, но и на следующий день и еще через день эта история повторилась. Инвалид, конечно же, не мог воевать с чужаками в черных сюртуках с диковинными пейсами и длинными бородами, хотя в то время они были преследуемы и гонимы милицией и КГБ. Старожилы вспоминают, что в эту уманскую глушь срочно был проведен телефон, чтобы в случае очередного «десанта» местные жители смогли позвонить куда надо. Поэтому хасидам не раз приходилось доказывать, что они не воры и грабить никого не собираются, а помыслы у них самые благие. Но вскоре времена изменились, и хасиды выкупили хибарку у хозяев двух семей, проживающих там (в израильских газетах даже указывались суммы -- одним хозяевам они уплатили 100 тысяч долларов, другим -- 150 тысяч), и на этом месте вскоре был воздвигнут пантеон -- храм раби Нахмана. Каждый хасид с детства знает, что раби, выдающийся знаток Торы и Каббалы, уже в 16-летнем возрасте был окружен множеством учеников и последователей и за свою короткую жизнь (он прожил 38 лет) снискал себе славу великого праведника и мудреца. Однажды побывав в Умани и посетив городское кладбище, где погребены десятки тысяч жертв массовой резни (во всех бедах виновными обычно оказывались евреи, а в Умани они некогда составляли половину всех жителей!), раби завещал своим ученикам похоронить себя на этой многострадальной земле, чтобы он мог спасать загубленные души. А еще просил, чтобы и после его кончины во время Рош-ашана все последователи его учения приезжали к нему на могилу. Каждый, кто вознесет в этом мире к небесам свои молитвы, обещал раби, найдет в его лице заступника перед Всевышним.
Основные продукты для праздничного стола хасиды везут в Умань из Израиля
-- Во время торжеств хасиды снимают свои черные лапсердаки и надевают праздничные белые, надеясь, что Всевышний признает их «чистыми, как снег», -- сообщает председатель правления Уманского городского общества еврейской культуры «Джерело» Лев Гуральник. -- Тем же, у кого таких нет, разрешено молиться и в будничной одежде. В пантеоне верующие могут молиться на протяжении нескольких суток, могут даже вздремнуть за молитвой. Хасиды -- люди неприхотливые, и бытовые удобства не имеют для них особого значения. Для них главное -- побывать в этом святом месте. Впрочем, торжественная атмосфера праздника постепенно перерастает в веселье. Хасиды одними из первых начали проповедовать, что молитва не должна быть плачем, а должна сопровождаться песнями и танцами. В этом есть некая символичность: вечно гонимый народ радуется не только потому, что остался жив, но еще и потому, что сумел сохранить свою веру, письменность и культуру.
Во время праздничной трапезы паломники пьют кошерное вино и едят кошерную пищу. Меню составляется заблаговременно -- в нем преобладают мясные и рыбные блюда с особыми специями, соусами, майонезами. Обязателен на столе мед -- чтобы наступающий год был сладким. Основные продукты для приготовления праздничного стола хасиды везут из Израиля специальными трейлерами, и лишь некоторые овощи и фрукты им разрешено покупать на рынках Умани. Готовят еду «свои» повара, за всем процессом приготовления тщательно наблюдают специалисты «своей» же лаборатории, определяющей качество продуктов. Кстати, по заключениям лаборатории уманская вода не подходит для приготовления пищи. Поэтому, чтобы доставить воду из других регионов Украины, хасидам пришлось снарядить «экспедицию».
Но не все хасиды садятся к общему праздничному столу. Есть среди них и такие, которые не доверяют этой кухне, поэтому и везут с собой из дому по три-четыре чемодана с консервацией, полуфабрикатами и супами в пакетиках. Многие и молятся обособленно, в снимаемых ими квартирах: считается, что Господь услышит молитвы, если в одном помещении будут молиться не менее 10 человек.
Для многих уманчан паломничество стало единственным источником дохода
Многие паломники, из года в год приезжающие в Умань, останавливаются у одних и тех же хозяев. Цены за их проживание на протяжении трех-пяти дней колеблются от 25 долларов за ночь в девятиэтажках, расположенных у самого пантеона, до 5-8 долларов в жилищах, которые находятся в радиусе километра от могилы цадика. В Умани уже даже родилась поговорка: горожане ждут не зарплаты, а хасидов. За эти деньги местные жители имеют возможность погасить задолженность за квартиру, коммунальные услуги, решить свои бытовые проблемы. Для многих уманчан паломничество стало единственным источником дохода.
-- Хасиды ставят условие, чтобы хозяев в квартирах не было и никто не мешал им во время молитвы, -- рассказывает 38-летняя уманчанка Валентина. -- Тем не менее наши мужчины все равно стараются находиться рядом со своими жилищами, как говорится, для подстраховки. Ведь некоторые уже научены горьким опытом -- в доме, который снимают хасиды, может возникнуть пожар или потоп. И не только потому, что, фанатично молясь, они ничего вокруг себя не видят и не слышат. Дело в том, что есть 39 заповедей, которые паломники должны соблюдать в праздник Рош-ашаны: им нельзя включать-выключать свет, закручивать ручки крана, нажимать на кнопки лифтов, поднимать трубку телефона, готовить пищу и зажигать огонь, заключать какие-либо сделки, смотреть телевизор и слушать радио, вмешиваться в природу. Так что, если в это время, не дай Бог, начнется землетрясение или еще какое-нибудь стихийное бедствие, им до него не будет никакого дела.
-- Из комнат выносим всю мебель, чтобы можно было разместить там побольше кроватей. Но, если даже что-то из домашней утвари остается в квартире, хасиды ни к чему не прикасаются. Шутка ли, люди глубоко верующие. Некоторым из наших хоть бы чуток этой веры, -- размышляет 53-летняя Светлана. -- Кстати, предпочтительнее брать на квартиру паломников из Франции -- они и платят хорошо, и культурные такие. Многие состоятельные хасиды уже купили себе в Умани жилье и, хотя проживают у себя на родине и появляются здесь редко, исправно платят за квартиру и коммунальные услуги. А некоторые предпочитают останавливаться в возведенной рядом с пантеоном гостинице, выкрашенной в белый цвет, -- для гостей тут предусмотрены особенности их обычаев, а лифт работает в автоматическом режиме. Между тем скудная городская казна совсем не пополняется налогами за проживание паломников. Многие уманчане, приютившие их у себя на время, объясняют налоговым инспекторам, что хасиды -- их друзья и денег от них они не брали.
-- Считаю, что налоги за проживание хасидов в квартирах и домах уманчан должны удерживаться еще в Израиле, пусть это будет по 1-2 доллара с каждого. Для городского бюджета это была бы довольно ощутимая сумма, -- говорит председатель Уманской иудейской религиозной общины брацлавских хасидов Михаил Когас. -- Недаром многие жители Умани сетуют, что хасиды чувствуют себя в Умани как хозяева и вроде бы уже скупили большие территории. Так вот, спешу сообщить, что земли историко-культурного назначения не продаются, они взяты в аренду нашей местной общиной. Что касается строительства самой большой в мире синагоги, то оно продолжается.
Сразу после праздника многие хасиды уезжают домой, некоторые отправляются в Брацлав на Виннитчине, где жил цадик Нахман, другие же -- в Меджибож Хмельницкой области, где он родился.
3585Читайте нас у Facebook