Даже в жуткие шторма экипаж ладьи «княгиня ольга» ночевал на палубе -- в обнимку с мачтой, не снимая спасательных жилетов
Игорь ОСИПЧУК
«ФАКТЫ»
Идею Тура Хейердала -- следовать маршрутами древних мореплавателей на копиях их судов -- с успехом воплотили украинские энтузиасты. По заказу Национального комитета Украины «Навстречу III тысячелетию» в Чернигове построили почти точную копию древнерусской ладьи, названную в честь княгини Ольги. В июне путешественники отправились на ней в плавание, чтобы пройти часть древнего пути «Из варяг в греки» -- от Киева до Стамбула. Экспедиция получила название «Путями мира и согласия». Для современных судов этот маршрут не сложен, но для деревянной ладьи -- серьезнейшее испытание, которое, впрочем, «Княгиня Ольга» и ее экипаж выдержали с честью. В конце прошлой недели поход, длившийся более трех месяцев, благополучно завершился. С капитаном судна и руководителем экспедиции Сергеем Вороновым мы встретились сразу же после его возвращения в Киев.
Ладью швыряли волны высотой с трехэтажный дом
-- Неустойчивая погода минувшего лета серьезно осложнила плавание -- уже вскоре после старта в Киеве мы прочувствовали, каким бывает Днепр в ненастье, -- рассказывает Сергей Воронов. -- В водохранилищах бушевали настоящие штормы, и нам приходилось несладко. Но, как затем оказалось, это были лишь «цветочки». Главные испытания ожидали нас в Черном море.
Нам запретили идти по морю без сопровождения современного судна -- оно должно было оказать помощь в случае осложнений. Мы убедились в правильности такого решения, когда на второй день после выхода из Очакова попали в сильнейший шторм, терзавший ладью беспрерывно в течение двух суток. Громадные волны поднимали «Княгиню Ольгу» на высоту трехэтажного дома. Идти на веслах было бесполезно. По рации договорились с капитаном сопровождавшего нас небольшого сухогруза «Поиск», что судно возьмет ладью на буксир. В результате «Княгине Ольге» пришлось выдержать дополнительные испытания на прочность. Без буксира ладья скатывалась по «склону» волны, а сухогруз буквально срывал нас с высоченных гребней, «Княгиня Ольга» плашмя летела вниз и с огромной силой -- ее вес превышает шесть тонн -- ударялась о воду. Затем сверху на палубу обрушивался вал воды. В такие минуты мы боялись, что деревянный корпус не выдержит. Но он оказался на удивление прочным -- спасибо за это конструктору Алексею Швайдаку и черниговским мастерам.
Трудиться пришлось не покладая рук, прежде всего вычерпывать воду и управлять рулем -- длина этого металлического «пера» более трех метров, удерживать его в нужном положении было нелегко. А те, кому выпадало время перевести дух, отдыхали здесь же, на палубе. Конструкция ладьи такова, что в трюме места хватает только для припасов. Каюты древним русичам устраивать было негде, мореходы спали прямо на палубе. Так поступали и мы: укладывались в спальные мешки, не снимая спасательных жилетов, а чтобы во время шторма не смыло волной, держались мертвой хваткой за мачту. Каким бы глубоким ни был сон, рук не разжимали.
-- Как же вы все умещались вокруг мачты?
-- В шторм парусом не воспользуешься, поэтому мачту уложили вдоль палубы и закрепили. Спать укладывались в ряд и, закинув руки над головой, держались за мачту. Уставали так, что даже в этом положении засыпали, не обращая внимания на вымокшие до нитки одежду и спальные мешки. Горячую еду готовить в шторм, понятно, не могли -- питались консервами.
Чтобы сходить в туалет, нужна была помощь двух человек
-- А как в таких условиях можно справить нужду?
-- Перед началом экспедиции мы купили современный биотуалет, но на судне этот аппарат оказался малопригодным. Приходилось пользоваться ведром или прибегать к помощи товарищей: подходишь к борту, при этом двое, цепляясь за какую-нибудь деталь ладьи, держат тебя за спасательный жилет. От идеи привязываться веревками отказались -- они мешали бы передвижению. Обошлись тем, что посередине ладьи натянули страховочный канат и ходили, держась за него. К тому же, от носовой части до середины палубы натянули тент.
-- Смогло бы судно сопровождения спасти экипаж «Княгини Ольги», возникни такая необходимость?
-- Расстояние между нами было метров семьдесят. Но в шторм принять на борт наш экипаж морякам «Поиска» было бы непросто. Впрочем, мы сделали все, чтобы такой надобности не возникло: в Херсоне на дно ладьи уложили более сотни спасательных жилетов, поэтому даже с пробоиной она держалась бы на плаву. К тому же, у нас было два морских спасательных плота, и мы тщательно отрепетировали эвакуацию.
-- Экипаж сильно страдал от морской болезни?
-- Качку переносили на удивление хорошо -- возможно, сыграла роль мобилизация сил организма. Но есть в шторм не хотелось. А чтобы ладью сильно не болтало, во время шторма за кормой мы тащили «плавучий якорь»: канат длиной метров сто, на конец которого намотали внушительных размеров брезентовый тент. Натягиваясь, как струна, «якорь» не позволял волнам подбрасывать корму.
-- Не проще ли было переждать шторм в какой-нибудь бухте?
-- Мы не могли подводить капитана «Поиска». Судно должно было доставить груз, и капитан согласился сопровождать нас потому, что нам было по пути. С капитаном договорились: к берегу пойдем только в самом крайнем случае.
Сопровождать нас должна была яхта океанского класса «Святой Николай», но у администрации Херсонского порта возникли претензии к ее оборудованию. Так что капитан «Поиска» Владимир Коржов нас просто-таки выручил.
Кстати, «ФАКТЫ» сообщали об этом человеке весной -- он был капитаном судна, в которое угодила болванка во время учебных стрельб российского Черноморского флота. После этого ЧП капитана перевели на «Поиск». Интересно, что в составе нашего экипажа были еще два героя публикаций в «ФАКТАХ» -- профессор медицины Владимир Гуляр (он участвовал в создании аппаратов для многосуточного пребывания под водой) и энтузиаст зимнего плавания из Киевской области Сергей Зеленецкий.
В открытом море пришлось провести хирургическую операцию
-- Удалось ли избежать травм?
-- К сожалению, нет. Травмы получили трое членов экипажа. После прохождения Каневского водохранилища при швартовке наш этнограф Владимир Супруненко из-за неосторожности сломал палец на ноге. Судовой врач, доктор медицинских наук Игорь Никифоров, в походных условиях провел хирургическую операцию -- вставил в палец штырь, чтобы кость могла срастись. Через пару дней Супруненко вновь стал полноценным членом экипажа. Вторую травму получил сам врач -- Игорю разорвало проволокой губу. Он самостоятельно, смотрясь в зеркало, поставил на рану скобы. А главному боцману Сергею Зеленецкому, когда мы почти дошли до Стамбула, крупная щепка от сломанного весла глубоко врезалась в икру. Операцию пришлось проводить прямо на палубе.
-- В августе вы в течение двух недель не выходили на связь
-- Наша радиостанция работает от автомобильного аккумулятора. В море его не подзарядишь, поэтому берегли энергию для экстренных случаев. Впрочем, мы связывались с радиолюбителями, и они вскоре после публикации передали в Киев, что у нас все в порядке.
-- Как прошло плавание по Днепру?
-- Идти под парусом выпадало нечасто -- для этого нужен попутный ветер. Так что в основном приходилось налегать на весла. Шли часов по четырнадцать в сутки. На ночевку приставали к берегу и куховарили. Я достал для похода здоровенные котлы, но спонсоры подарили современные кастрюли стоимостью 350 и 400 долларов. К концу путешествия эти кастрюли, прежде сверкавшие металлическим блеском, были черными от копоти.
-- Все ли участники экспедиции прошли маршрут полностью?
-- Многие возвращались домой -- заканчивался их отпуск. Так что все три тысячи километров одолели только пятеро. На Днепре экипаж состоял из 16 человек, а по Черному морю шли вдесятером. Планировалось, что пойдем и по Средиземному, в Стамбуле нам даже предложили военный корабль для сопровождения. Но, оценив метеосводки, предупреждавшие, что бушуют штормы, мы решили завершить путь в Стамбуле. Украинское консульство организовало нам экскурсии, в том числе в Голубую мечеть, где некогда был собор, в котором приняла крещение княгиня Ольга. Рискованному плаванию княгини в Царьград и встрече третьего тысячелетия посвящалась наша экспедиция.
-- Ладья вернулась в Украину на палубе «Поиска» и сейчас находится в Херсоне, -- завершает Сергей Воронов. -- Для нее это не последняя экспедиция. А нынешнюю организовали Украинский комитет «Навстречу III тысячелетию» и Всеукраинское объединение демократических сил «Злагода».
464Читайте нас у Facebook