Транснациональная шайка торговцев «живым товаром» продавала женщин в бордели буэнос-айреса, а на железнодорожной станции «журавлевка», близ одессы, два диких африканских льва охотились на ручных свиней и лошадей
Не далее как на прошлой неделе «ФАКТЫ» подробно рассказывали о громких уголовных делах, продолжающих слушаться в одном из районных судов Киева. Обвиняемые (гражданка Украины и гражданин Кипра) сманивали молодых девушек, аки овечек, в злачные заведения Кипра -- якобы в качестве танцовщиц и официанток. На деле бедные девушки вынуждены были заниматься древнейшим промыслом. Уголовная статья, предусматривающая ответственность за торговлю людьми, была введена в наш кодекс весной 1998 года.
Сделать это, видимо, пора было давно. «В то время как невольничья торговля неграми и арабами уничтожена даже в глухих углах Африки, у нас чуть ли не во всяком городе функционируют особые агенты, занимающиеся промыслом, ложащимся страшным, ничем не смываемым пятном на современное человечество», -- вот как писала о торговле женщинами влиятельная газета «Киевское слово» ровно сто лет назад.
Мы продолжаем знакомить вас с мозаикой страшных, смешных и удивительных событий столетней давности.
«За границей все женщины ходят в шелку и бархате»
Дело о транснациональной шайке торговцев женщинами, активно действовавшей в западных губерниях Российской империи (точнее, в Украине и Польше), прогремело изрядно, его подробности были вынесены на первые полосы газет.
Между тем, суть дела довольно проста: компания из пяти молодых «предпринимателей» (среди них, между прочим, была одна дама) решила открыть нечто вроде бюро трудоустройства. Сказано -- сделано, и в газетах стали регулярно появляться объявления с обещаниями помочь молодым особам, преимущественно из пригородов, с работой.
« Голод выгонял их из деревень в город. Они хотели трудиться, и им предложены были места горничных, кухарок, швей, модисток и т. д. »
А потом то ли в самом агентстве, то ли в ближайшем трактире жертвам, видимо, предлагали обмыть удачную сделку. Но так как девушки, в большинстве своем, к выпивке были непривычными, то последствия для них оказались ужасны: «Пьяными в бессознательном состоянии их перевозили за границу».
Невинных жертв, пребывавших в полной отключке, умудрялись доставить аж в Пруссию -- хозяин одного из тамошних отелей, герр Кауфманн, организовал у себя в гостинице нечто вроде перевалочного пункта для жертв преступного промысла. В отеле «живой товар» сортировали (за красивых содержатели борделей платили втрое), у дам отбирали документы и отправляли их за океан, «в веселые дома города Буэнос-Айреса, что в Аргентинской республике».
« Все допрошенные девушки показали, что они понятия не имели, куда собственно их везут. Такие шайки функционируют решительно во всех губерниях Российской империи. Все так называемые веселые дома, все кафе, кабаки пополняются товаром благодаря агентам, занимающимся этим постыдным промыслом.
Несколько лет тому назад перед одним из киевских мировых судей предстала 16-летняя девушка, бежавшая из хора, подвизавшегося в одном из наших кафешантанов. Содержательница хора предъявила несчастной девушке иск на том основании, что она не обирает гостей (Сегодня это называется малопонятным словом «консумация», а раньше, видите, прямо говорили -- «обираловка». -- Авт. ) На вопрос судьи, знала ли она, когда поступала на службу, что такое хор и кафешантан, девушка ответила, что думала, ей придется только петь. Так уверял ее агент, доставивший ей эту службу.
Из женщин, подобных ей, 80--90 процентов пошли по торной дорожке не по своей воле, а лишь потому, что им в руки вместо хлеба положили камни. Они искали службы честным трудом, а услужливые агенты бросили их в водоворот разврата и порока».
Сильно сказано! Только вот одна из жертв все же обмолвилась на суде о том, как преступники убеждали ее, что «за границей все женщины ходят в шелку и бриллиантах». На жалованье кухарки, извините, бриллиантов не купишь. Стало быть, догадывалась, на что ее сманивают?
« Киев является одним из крупных центров торговли и промышленности. Жизнь бьет на берегах старого Днепра фонтаном. Тяжела и скорбна изнанка этой жизни», -- сетует мой коллега. И между прочим добавляет, что дело о торговцах живым товаром, слушавшееся в окружном суде, того-с развалилось. Троих подсудимых суд оправдал подчистую, а двоих приговорил к аресту на один месяц каждого.
Чтобы осмотреть труп убитого и расчлененного сутенера, анатомический театр посетили тысячи людей
Впрочем, с криминогенной обстановкой в Киеве и окрестностях дела обстояли не так уж плохо. Скажем, была изобличена целая шайка молодых бездельников, жителей Петропавловской Борщаговки, в течение трех месяцев грабивших крестьян вблизи Киева по Житомирскому шоссе, между почтовой станцией «Бощаговка» и рекой Ирпенкой.
« Редко проходил такой день, чтобы кто-либо из проезжавших по этой дороге не был ограблен. Слава об этой местности быстро распространилась среди жителей окрестных сел, и они, если ночью приходилось быть застигнутыми в пути, объезжали эту опасную дорогу окольными путями. Наконец после двух разбойничьих нападений возле Святошина местному становому приставу Белецкому удалось напасть на следы этой шайки».
Молодец пристав. Впрочем, как видно из газет, тогдашние полицейские были вообще весьма многогранными личностями, блиставшими, кроме сыскных, и музыкальными талантами.
« 6 декабря в здании городской полиции в присутствии Киевского полицмейстера, его помощников и всех чиновников полиции перед образом святого Николая, Мирликийского чудотворца, был совершен молебен. Довольно стройно во время молебна пел хор служащих городской полиции».
Заметьте, псалмы пел, а не, скажем, известную песню «Come together», что в переводе значит «пройдемте».
Надо сказать, что громкие «заграничные» преступления волновали киевскую публику ничуть не меньше «отечественных». Так, из номера в номер все киевские газеты отслеживали (по горячим следам!) таинственную историю, приключившуюся в Париже. Началось с того, что группа парижских воров, идя «на дело», нашла в воротах госпиталя Сен-Луи пакет. Вместо ожидаемых ими ценных вещей там оказалась половина человеческого туловища! Пакеты с руками, ногами и пр. были найдены и в других частях города.
« Парижская полиция выражает уверенность, что убийцы молодого человека, разрезанный труп которого был найден неделю тому назад, принадлежат к сутенерам, да и жертва, личность которой также не установлена, принадлежит к тем же сферам. Следы, обнаруженные полицией, ведут в провинцию, куда вероятно бежали убийцы. Убийц было двое или трое, но после убийства собралось еще несколько человек, чтобы разрезать труп и сдать его части в разные места. По медицинскому свидетельству, молодой человек, останки которого были найдены в пакетах, был четвертован заживо».
Нашим соотечественникам оставалось только белой завистью завидовать парижанам, имевшим возможность в связи с этой историей пощекотать себе нервы по полной программе:
« В субботу и воскресенье тысячи лиц посетили анатомический покой, чтобы осмотреть труп, составленный уже теперь из отдельных частей».
А в это время в Италии происходили не менее таинственные и страшные вещи:
« Сообщают о новых попытках итальянских властей обуздать сицилийскую маффию. В окрестностях Палермо было на днях арестовано несколько человек, заподозренных в принадлежности к маффии. В то же время недалеко от Палермо был найден труп одного из членов маффии, который был обвинен своими товарищами в выдаче заповедных секретов тайного общества».
Неизвестно, чем в то время занимался дедушка комиссара Каттани, а вот слово «мафия» действительно писалось по-русски через два «Ф».
«Дабы прекратить блудство женатых и семейных хозяев», суд приговорил любвеобильного крестьянина к наказанию розгами
Предметом живейшего обсуждения служил сто лет назад и так называемый «женский вопрос». Конечно, самих дам веяния моды и прочие милые пустяки интересовали не меньше, чем сейчас:
« Английские дамские кружки страшно озабочены революцией в женском туалете, идущей из Америки и состоящей в подражании фигуре Венеры Милосской -- без перехвата талии, но с вогнутой линией в середине спины. Мысль о такой реформе явилась американцам при созерцании Сары Бернар в «L'Aiglon».
Но и вопросы равноправия серьезно волновали женскую аудиторию.
« В Нью-Йорке происходят оживленные женские митинги с целью выразить протест против поведения американских студентов. Последние в именитом Гарвардском университете настаивают на недопущении в храм науки слабого пола. Для более энергичного противодействия стремлениям женщин названные студенты основали «Тайное общество женоненавистников». В члены названного общества выбраны весьма почтенные лица -- Сесил Родс, лорд Китченер, Томас Липтон, китайский посланник в Вашингтоне. Курьезен знак общества -- миниатюрные панталоны с греческим девизом, означающим в переводе «только для мужчин».
Думаете, устарела идейка-то? А между прочим, с год назад по украинскому телевидению шло популярное ток-шоу о проблемах феминизма. Молодую интеллигентную даму, горячо отстаивавшую точку зрения отечественных феминисток, как назло снимали, выбирая самые неудачные ракурсы (я потом имела случай увидеть ее «живьем» -- красавица, поверьте!) В это время вальяжный шоумен почти демонстративно облокотился на кресло ее оппонента и что-то ехидно нашептывал последнему на ушко -- мол, пока эта курица тут кудахчет, можно пойти перекурить. Сто лет назад господа, возможно, с радостью присоединились бы к лорду Китченеру и китайскому посланнику. Но создать «общество женоненавистников» и сегодня не поздно. В качестве эмблемы предлагаю взять известное изображение писающего мальчика, вывешиваемое порой на дверях мужских уборных. А на горшке -- гордый девиз по-латыни: «Я могу мочиться стоя!»
Между тем, в нашем отечестве суды порой довольно-таки эффективно отстаивали женскую честь и достоинство. Так, «Крымские ведомости» рассказывают о деле некоего Горбунова, 28 лет, оскорбившего честь своей соседки Татьяны Остищевой, за которой он давно и с удовольствием приударял.
« Эти встречи, очевидно, были приятны и Остищевой, поддерживавшей это знакомство на чисто платонической почве. Из показаний обвиняемого можно было заключить, что ими практиковалась модная игра в флирт. Остищева -- деревенская кокетка -- отрицала свое знакомство с обвиняемым и поддерживала против Горбунова обвинение в том, что он явился к ней в дом с гнусным предложением. Волостной суд решил, что возведенное на Горбунова обвинение вполне установлено и потому приговорил Ивана Горбунова признать виновным и подвергнуть телесному наказанию розгами 20 ударам, дабы прекратить блудство женатых и семейных хозяев. Земский начальник постановил заменить телесное наказание семидневным строгим арестом».
Львы, удравшие из зверинца и терроризировавшие окрестные села, ценились в 4 тысячи рублей каждый
А в это время в Подольской губернии творилось вообще черт знает что. Все началось с того, что 4 декабря в двух верстах от станции «Журавлевка» Юго-Западной железной дороги крестьянская телега налетела на один из фургонов передвижного зверинца. И надо же было такому случиться, что именно в этом фургоне находилась клетка со львами!
« Дышло крестьянской повозки вышибло дверцу клетки, чем воспользовались два африканских сильных пленника, оба самцы. К величайшему ужасу всех они быстро выскочили из клетки и бросились бежать. Один помчался в лес, а другой направился к станции «Журавлевка», где перед тем зверинец стоял несколько дней.
Спустя некоторое время сторож, ожидая прохода поезда, собирался закрыть барьер, когда вдруг заметил льва, лежащего на рельсах железной дороги. Сторож оказался не из робких и все же решился закрыть переезд. В это время показался несущийся поезд, который мчался прямо на льва, лежащего на рельсах. Царь пустыни сообразил, что следует подняться перед невиданным страшилищем, сошел с рельсов, проводив поезд глазами и снова преспокойно улегся на рельсах».
Но это было только начало истории!
« Вдруг показалась еврейская балагула, запряженная парой лошадей, на которой ехало около десятка евреев. «Не ездите туда, там лежит лев», -- крикнул проезжающим сторож, но слова его были встречены недоверчивой насмешкой. Не успели однако легкомысленные путники сделать несколько шагов, как лев со страшным рычанием бросился на повозку. Евреи подняли неистовый крик, в то время как лев, поваливший одну из лошадей, принялся ее мять, но не успел растерзать, ибо, как говорят, у него были подпилены зубы. Как бы там ни было, в этот момент мимо ехал какой-то крестьянин. Лев, оставив еврейскую лошадь, бросился на новую добычу. Балагульщики, воспользовавшись моментом, в страхе, с криками ужаса погнали лошадей дальше от страшного места».
Между тем, нахальное африканское животное погналось за верховым крестьянином. Тот с перепугу свалился с лошади, а затем взобрался на дерево. Довольно долго лев гонял бедную лошадь по лесу, но ей удалось спастись. Тогда вконец обнаглевшая тварь снова пошла на станцию. Сторож, мягко говоря, не сильно обрадовался возвращению льва. Но он, как уже говорилось выше, был мужчиной не робкого десятка.
« Храбрый сторож припомнил, что одного льва звали Султаном, другого Принцем. Решил позвать царя зверей, называя его то так, то этак. Но когда величественное животное поднялось и пошло на зов, сторож ретировался в свою сторожку и запер дверь, к которой вплотную подошел лев.
В это время на станцию явился содержатель зверинца. Но лев нашел какого-то жеребенка и собрался лакомиться им. Жеребенка загнали в сарай, куда заманили и льва и загнали его в клетку.
Что касается другого льва, его постигла иная судьба. Убежав в лес, он успел вырыть там себе логовище и растерзал 13 свиней и лошадь. Пока его отыскали на другой день в лесу, хозяин зверинца пытался отловить его арканом, но лев не давался и распугивал всех страшным рычанием. В конце концов лев набросился на одного из присутствовавших, повалил его, сорвал с головы шапку. Тем дело, к счастью, и кончилось. Лев побежал в сторону, держа шапку в зубах. Тем временем прибыла бригада солдат в сопровождении исправника. Лев подвергся в лесу правильной осаде и был застрелен четырьмя пулями, причем одна угодила льву прямо в глаз, к великому сожалению хозяина зверинца, так как этот лев был крупной породы и ценился в 4 тысячи рублей. Зато облегченно вздохнули жители окрестных сел, среди которых похождения африканских зверей в Подольской губернии вызвали величайшую тревогу».
Кстати, еще о львах:
Лев Николаевич Толстой содрал сюжет пьесы «Живой труп» с уголовного дела, слушавшегося в одном из окружных судов
Новости культуры, как водится, оставлены «на закуску».
Эх, знали бы современные писатели, с каким пиететом, даже можно сказать, священным трепетом, относилась интеллигентная публика к мукам творчества классиков! Взять, к примеру, Толстого: только начал Лев Николаевич пьесу писать, еще и название окончательно не придумал, а народ уже волнуется -- о чем произведение, да когда можно будет им насладиться?
« »Московский курьер» узнал от лица, имевшего случай беседовать с Л. Н. Толстым, что пьеса «Труп» написана им только вчерне, но еще до сих пор не закончена. На вопрос, передано ли верно в газетах содержание пьесы, Лев Николаевич ответил, что он действительно воспользовался случаем из жизни, дошедшим до разбирательства в окружном суде. Содержание же пьесы в общем газетами передано верно. Во всяком случае, пьеса нуждается еще в окончательной обработке, так что в настоящее время трудно сказать, когда пьеса будет готова к постановке. Тем более, что другие работы постоянно отвлекают Льва Николаевича от отделки пьесы».
Мое мнение, конечно, очень субъективно, но граф Толстой, будь он хоть трижды властителем дум, даже уголовные сюжеты превращал в постную морализаторскую жвачку. А вот Достоевский бы из этого дела конфету сделал. Но, к сожалению, в 1900 году Федор Михайлович уж двадцать лет как лежал в могиле.
Между тем, на конец декабря приходится еще одно знаменательное событие в мире литературы -- юбилей польского писателя Генрика Сенкевича.
« Варшавские газеты сообщают о всевозможных адресах и подношениях, предназначенных Сенкевичу в день юбилея. Депутация от поляков, живущих в Москве, преподносит роскошную книгу, переплетенную в зеленый бархат с серебряными украшениями. Книга содержит триста подписей. Из Москвы редактор «Русской мысли» выслал серебряную шкатулку, сделанную в древнерусском стиле, украшенную резьбой и гравировкой. На верхней крышке шкатулки сделан эмалью портрет Сенкевича. Внутри шкатулки находится адрес от редакции «Русской мысли», написанный на пергаменте по-польски и по-русски. В числе подарков, присланных поклонниками таланта Сенкевича для украшения дома, доставлено из Каменец-Подольска турецкое ядро, вынутое из стен Каменецкой крепости и оправленное в серебро».
Если бы знаменитый поляк знал, какой фурор произведет через сто лет фильм, снятый по одному из его романов, наверняка порадовался бы этому не меньше, чем ядру.
Между прочим, как вы думаете, почему в XIX веке литература была великой, а сейчас малость обмельчала? Потому что тогда не было кино и телевизоров? А вот и нет: виной тому поистине сатанинское изобретение, угнетающее талант и умственные способности, и имя ему -- Пишущая Машина.
« Венский журнал «Die Wage» сообщает некоторые сведения о том, каким образом действует долговременное пользование пишущей машиной на психику человека. Оказывается, что при научных работах и вообще при таком писании, которое требует напряжения ума, пишущая машина никогда не может заменить перо. Собранию врачей в Галле, констатировавшему этот факт, было предложено два объяснения. Наиболее простое принадлежало доктору Френкелю и заключалось в следующем: простые письма легко писать на машине. Затруднения начинаются тогда, когда дело доходит до более или менее упорной работы мысли. Пишущий не видит перед собой ранее написанного, конструкция слов и предложений вследствие этого затрудняется. Кроме того, не так легко вносить поправки, выбрасывать или прибавлять что-нибудь.
Другое объяснение принадлежало доктору Силик и опиралось на физиологические факты. Правая рука находится в зависимости от левой половины мозга, и наоборот. При писании пером левая рука остается спокойной, работает правая рука, а с ней левая половинка мозга. К тому же, в последней лежит разговорный центр и сосредоточена вся мыслительная деятельность, поэтому весь процесс от утверждения мысли до запечатления ее на бумаге затруднен только вначале, потом он совершается легко, ибо нервные пути проторены.
При помощи машины действует и левая рука, которая обычно находится в связи с правой половиной мозга. А тут ее движения приходится приводить в соответствие с мыслительными центрами, то есть с левой половиной мозга. И так как эти нервные пути не проторены, то весь процесс затрудняется».
Поэтому очень прошу простить меня за сумбурность мыслей: материал писался не только двумя руками, но и на компьютере, а от него, бывает, и вовсе мозги съезжают набекрень.
«Facty i kommentarii «. 08-Декабрь-2000. Жизнь.
460Читайте нас у Facebook