ПОИСК
Події

Уже через несколько минут после крушения поезда «москва-одесса», еле выбравшись из опрокинутых вагонов, некоторые пассажиры фотографировались возле них на память с возгласами «улыбайтесь! »

0:00 28 липня 2000
Інф. «ФАКТІВ»
Параллельно проводящие расследование работники «Укрзалiзницi» и транспортной прокуратуры пока не пришли к единому мнению по поводу причин аварии

Предварительная версия о том, что на Жмеринском участке Юго-Западной железной дороги, где в понедельник, 24 июля, в восьми километрах от станции Кордышевка произошло крушение скорого пассажирского поезда «Москва-Одесса», была проведена диверсия, уже успела обрасти самыми невероятными домыслами и слухами. Одни говорили, что это дело рук безумцев, не ведающих, что творят. Другие утверждали, что кто-то просто оторвал этот злосчастный кусок рельсы и, в надежде разбогатеть, сдал его в металлолом. Третьи подозревали, что это спланированная акция, которую провели народные мстители, объединившиеся в партизанский отряд и таким образом отомстившие властям за долги по пенсиям и зарплатам. В пользу последнего приводились «веские» аргументы: это мы уже проходили, когда разгневанный народ выходил на железнодорожное полотно крупнейших в Винницкой области станций Вапнярка, Жмеринка. Теперь, мол, пришла очередь станции Казатин.

«Надеюсь, что родным попадут в руки «ФАКТЫ», и они узнают, что со мной произошло»

-- Ночью в поезде не спалось, было ужасно душно, -- вспоминает москвич, инженер АЗЛК Евгений Розов. -- Проводник предупредил пассажиров, чтобы не пытались открывать окна, потому что они заколочены. Вагоны старые, «сервис», как говорится, на «высшем» уровне -- с туалетным душком на весь вагон и мокрыми постелями. Многие, конечно, возмущались, но кто-то, помню, обронил на ходу, что бывает и хуже.

Ведь никто не знал, что вскоре все стекла вообще придется разбить. Впрочем, пассажиры держались, как могли. Я, к примеру, вспоминал жену, которая, прихватив сынишку, еще в начале лета уехала в Одессу к родителям. Соскучился очень, поэтому цеплялся мыслями за нашу предстоящую встречу. Кстати, я должен был ехать на день позже, и билет уже был на руках, но, когда представилась возможность выехать в воскресенье, поменял билеты.

Ночью я вышел в тамбур покурить и обратил внимание на то, что свет как-то странно мигает, потом лег на свою боковую полку и отчетливо услышал, что поезд прыгает по шпалам. Сразу же понял: надо за что-то ухватиться, потому что вот-вот сойдем с рельсов. Вот только не рассчитал, на какую сторону будем падать. Схватился за столик и тут же полетел вниз -- к своей же нижней боковой полке. Помню, смекнул, что в вагоне может начаться возгорание, поэтому надо быстро разбивать стекла и выбираться отсюда. Нашел свой паспорт, из сумки выпала расческа, зубная паста, но было, конечно, не до того. Потом, помню, кто-то крикнул: «Эй, да ты весь в крови!»

РЕКЛАМА

Нечто подобное, наверное, пришлось пережить моим соседям из взорванного многоэтажного дома на ул. Гурьянова в Москве. Разница только в том, что я, слава Богу, остался жив. А ушибы мои подлечат в больнице.

-- А я спешил домой, погостив у брата в Перми. Пересадка -- в Москве, на 35-ом поезде ехал до станции Вапнярка, чтобы потом пересесть на поезд до Молдовы. Учитывая, что билеты летом достать трудно, путь туда и обратно был долгий. Вот, по-видимому, и представилась возможность отдохнуть -- в больнице, -- печально шутит молдаванин из города Сороки, 46-летний преподаватель колледжа Василий Бугай, пострадавший больше всех остальных пассажиров. В больницу он был доставлен с глубокими рвано-ушибленными ранами ног и размозженным пальцем на ноге, в состоянии травматического шока первой степени. Палец пришлось ампутировать. Обширные раны, прежде чем оперировать, долго промывали от мазута и грязи.

РЕКЛАМА

-- Плохого предчувствия не было, просто ужасно хотелось домой. Меня ведь семья ждет: жена, трое детей. Со своей верхней полки я скатился первым, потом меня присыпало вещами, одеялами, сумками, пассажирами, один из которых весил килограммов сто двадцать. Я чувствовал, что там, наверху, произошло что-то ужасное, но четко сообразить, что именно, не мог. По мне безбожно топтались что-то кричащие и рыдающие люди, и в сумятице никто меня, увы, не слышал. Я чуть не задохнулся в этой ловушке. Вдобавок почувствовал, как ударило током и просто обомлел -- совсем рядом торчали оголенные провода. Очнулся в больнице. Беспокоюсь, что родные, наверное, ничего не знают крушении и о том, что я попал в беду. К тому же нас должны были подключить к новой телефонной станции, видимо, так и произошло, потому что никто дозвониться ко мне домой не может. Надеюсь на чудо: возможно, родным попадут в руки «ФАКТЫ» и таким образом они узнают о происшедшем. Только вы обязательно напишите, что я жив-здоров и уже в хорошем настроении, чего желаю всем пассажирам «Укрзалiзницi».

Многие потерпевшие рассказывают, что услышали резкий щелчок,-- возможно, треснула рельса, и как раз после этого вагоны начали опрокидываться. Спящие пассажиры падали друг на друга, а просыпаясь, едва успевали сообразить, что происходит. Лишь выбравшись из опрокинутых вагонов через разбитые стекла и сообразив, что самое страшное позади, от души радовались: такая жуткая авария, а все, слава Богу, живы. Очевидцы вспоминают, что некоторые даже фотографировались на фоне опрокинувшихся вагонов и взвившейся змейкой проржавевшей рельсы, при этом неизменно повторяли: «Улыбочка!». А какой-то мужчина, обнаруживший, что ни одно из куриных яиц, полное ведро которых он вез родственникам, не разбилось (плотно упаковал!), начал приглашать всех, пока суть да дело, в лес, чтобы костры развести, картошку испечь и яйца поджарить. И, конечно же, как следует, это дело отметить: ведь все живы остались. К счастью, электровоз действительно сошел с рельсов в наиболее «удачном», ровном месте, где придорожная полоса находится на одном уровне с железнодорожным полотном. Трудно представить, что осталось бы от поезда, если бы крушение произошло на несколько минут позже, -- там крутой поворот и ущелье.

РЕКЛАМА

Пробив головой оконное стекло, москвичка Елена Микельсон перелетела через вагон и оказалась под ним

Впрочем, радоваться было рановато -- на носилках медики понесли нескольких мужчин, а одну женщину доставали из-под вагона: ногу пришлось долго откапывать из земли.

-- Представляете, какой это был сильный толчок -- меня подбросило к окну, я пробила стекло собственным телом, перелетела через весь вагон и упала, зарывшись в землю, прямо под него. К счастью, сбитый столб, видимо, упал под вагон раньше меня, поэтому ногу не раздробило. Но когда на голову начали лететь вещи, я, поняла, что не в состоянии сама выбраться из-под вагона и подумала, что это конец, -- вспоминает москвичка Елена Микельсон, научный сотрудник Малого театра. -- В прошлом году я эту же ногу сломала -- поскользнулась на ровном месте. Впрочем, болит не та нога, которую, спасибо добрым моим попутчикам, они откопали, болит уже другая. Знаете, а ведь откапывали меня вообще голыми руками. Я так кричала от невыносимой боли, что мужчины, видимо, даже позабыли, что можно поискать лопатку, какую-то палку, или просто боялись повредить мою ногу. Через несколько минут после случившегося приехала «скорая», а меня все еще откапывали.

Судьба постоянно испытывает меня, три раза пришлось побывать в серьезных переплетах, в том числе и во время путча в 1993 году. После этого друзья уверяли, что четвертого раза не будет. Надо же, случилось несчастье в первый день отпуска -- к подруге в Одессу ехала. Слава Богу, что все так обошлось.

Знаете, а ведь в поезде было много детей -- они ехали к морю. И еще вот что -- вы обязательно напишете, как профессионально работали казатинские медики. Спасибо им огромное! Я, между прочим, приятно удивилась еще и тому, что встретила здесь двойника известного артиста Авангарда Леонтьева из «Современника». На него поразительно похож один из врачей, а сестричка из травматологии -- на Аду Роговцеву. Еще немножко, и, наверное, будем ставить дубли…

В считанные минуты прибывшие на место происшествия медики из бригад «скорой» осматривали людей и оказывали им первую помощь. Кто-то жаловался на сердце, кто-то -- на высокое давление, у многих были ушибы и царапины. Из местной железнодорожной больницы прибыл санитарный поезд, где пострадавшим тоже оказывалась помощь.

-- Вместе с нашим главным врачом Олегом Ивановичем Миклухой мы занимались организацией работы скорой помощи, -- рассказывает заместитель главврача по медицинскому обслуживанию населения районного территориального медицинского объединения Петр Ковальчук. -- Первые три бригады выехали на место происшествия со специальными травматологическими наборами, каждый из которых рассчитан на 50 пострадавших. Три «скорые» мы сняли с участковых больниц и выслали на место происшествия со всеми врачами-специалистами.

Позвонили на станцию городской скорой помощи в Винницу, оттуда вскоре прибыло восемь машин. Мобилизовали и наших соседей из Калиновки. Какое счастье, что помощь такого количества медиков пострадавшим не понадобилась! А ведь наши специалисты готовились к худшему. Несколько лет назад у станции Николаевка сошла с рельсов электричка. Там пострадало очень много людей. Кстати, дежурила наша машина до вечера, ведь кто-то из пассажиров, находясь в шоке, мог убежать далеко в лес.

-- Первым делом надо было эвакуировать людей. Во избежание мародерства место происшествия оцепили прибывшие работники милиции. Наиболее пострадавших госпитализировали, а тем, кто чувствовал себя лучше, предложили сесть в подогнанный к месту происшествия электропоезд, который затем отправился в Жмеринку. А там уже каждому пассажиру помогли добраться до места следования, -- рассказывает первый заместитель начальника Управления по чрезвычайным ситуациям Винницкой облгосадминистрации Анатолий Шкильнюк, которому, как и многим пассажирам, пришлось выполнять свои служебные обязанности в первый день отпуска.

-- Работали два восстановительных поезда, один из Казатина, другой из Жмеринки, с бульдозерами и мощными кранами. Рухнувшие вагоны оттянули от колеи, четыре из них уже не подлежат ремонту. В состоянии готовности была тяжелая инженерная техника, но она не понадобилась. На месте происшествия работала аварийно-спасательная группа 215-го отдельного аварийно-спасательного батальона войск Гражданской обороны и прибывший из Киева специальный отряд Министерства по чрезвычайным ситуациям…

Железнодорожная полоса была разобрана?

Каждый из пострадавших имеет право на страховую компенсацию. В трудные минуты попавших в беду людей поддержали и прибывшие на место происшествия глава Винницкой облгосадминистрации Юрий Иванов со своими заместителями, председатель областного Совета Григорий Калетник, а также представители столичных ведомств, которые организовали восстановительные работы. Представители правоохранительных органов занялись расследованием причин аварии. Предварительной версии об умышленном повреждении железнодорожного полотна и сейчас придерживаются руководители «Укрзалiзницi».

Но собранными доказательствами расследующая причины происшествия следственно-оперативная группа Казатинской транспортной прокуратуры полностью отвергает версию о диверсии.

-- За 53 минуты до крушения по этому же пути прошел товарный поезд, затем во встречном направлении -- два пассажирских, -- сообщил исполняющий обязанности казатинского транспортного прокурора Владимир Бондарчук. -- Следующим был «Москва--Одесса». Чтобы повредить рельсы, необходимо время. За несколько минут этого никак не сделать. Следует учесть, что это наш украинский поезд формирования Одесской железной дороги, часть бригады была из Одессы, часть -- из Черкасс. Впрочем, в деле еще много загадок. По словам машиниста, он предпринял экстренное торможение, якобы заметив промежуток между рельсами. Он утверждает, что очень обеспокоился, увидев, что рельсы блестят, а тот промежуток -- зиял пустотой. Насторожило его и то, что в светился зеленый сигнал светофора, а отнюдь не красный, предупреждающий об опасности и запрещающий движение. Впрочем, показания машиниста сверяются с поездным «черным ящиком» -- скоростимерной лентой. Также проводится ряд технических экспертиз, которые помогут установить истинные причины аварии. Параллельно с нами ведет расследование и специальная комиссия департамента безопасности движения «Укрзалiзницi». Версия о диверсии у нас отпала, и сегодня мы отрабатываем две основные, которые были в работе первоначально. Первая -- брак железнодорожного пути, вторая -- в связи с ремонтными работами, проводимыми на этом участке дороги, рабочие винницкого участка пути допустили халатность.

-- Поначалу треснувшая рельса показалась ржавой, но, сложив ее, мы убедились, что на самом деле это не так. Железнодорожная полоса была разобрана, что отметили все выехавшие на место происшествия специалисты-железнодорожники, -- говорит начальник Жмеринского отделения Юго-Западной железной дороги Эдуард Завадский. -- А значит, возможно, все же была диверсия.

Кстати, следственно-оперативной группе придется изрядно потрудиться Казатин -- девятая остановка на пути следования поезда из Москвы. Сегодня следователи работают с пассажирами, не только ехавшими в поезде из российской столицы, но и садившимся на промежуточных станциях. С помощью именных пассажирских билетов сделать это нетрудно.

И хотя многие пассажиры непосредственное отношение к железной дороге имеют лишь тогда, когда приходится ездить, все же и они заметили: состояние железнодорожных путей оставляет желать лучшего. Были ведь когда-то обходчики путей, каждый отвечал не более чем за два километра железнодорожного полотна. Сейчас такая специальность упразднена, вот и стали наши дороги ненадежными.

Шесть человек, госпитализированных в больницу, получили компенсации в размере одной тысячи гривен. Им объяснили, что эти страховые выплаты -- первая помощь за моральный ущерб. А 32 пострадавших из опрокинувшихся вагонов обратились в Жмеринское отделение Юго-Западной железной дороги, чтобы получить акт об аварии. Документ им выдали на руки, по нему люди получат страховые компенсации.

А ведь по большому счету пострадали все пассажиры опрокинувшихся вагонов. Кто знает, какими еще последствиями чреват полученный во время аварии стресс? Слава Богу, крушение поезда у нас -- большая редкость, но ведь страховая компания аккуратно отсчитывает свой процент из каждого купленного железнодорожного билета..

3921

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів