Пройти 2000 километров по европе частично парализованному инвалиду i группы помешала только эпидемия гриппа
Леонид Оксиюк, частично парализованный инвалид I группы, заканчивал свой пеший поход -- очередные 155 километров -- в столице Украины. О необычном увлечении пенсионера из Ковеля мы беседуем с ним в помещении спортроты ЦСК Вооруженных Сил Украины, куда он был определен на довольствие Министерством обороны. Это предписание военного ведомства оказалось, безусловно, целесообразным: по состоянию духа Леонид Михайлович больше похож на спортсмена, чем на инвалида-пенсионера.
«Еще работая в Ленинграде, Владимир Путин приезжал на ВАЗ за автомобилями»
-- В начале 2000 года я обратил внимание на сообщение диктора телевидения о подготовке к празднованию 55-летия Победы в Великой Отечественной войне, -- рассказывает Леонид Оксиюк. -- Меня будто осенило -- ведь этой дате можно посвятить пеший поход по городам-героям. Составить маршрут по городам-героям бывшего СССР все же не рискнул. Хотя, думаю, я бы и там не пропал. Везде есть друзья, я даже с Владимиром Путиным знаком. Когда нынешний президент России еще работал в Ленинграде, он приезжал к нам на ВАЗ за автомобилями. Если бы туго пришлось, и до него добрался бы.
Но, поразмыслив, решил остановиться на маршруте по Украине: Одесса -- Севастополь -- Керчь -- Киев. Рассчитал за 10 дней пребывания в каждом городе пройти по 155 километров: 55 -- в честь 55-летия Победы, 100 -- как пожелание каждому фронтовику дожить до 100 лет. Я -- бедный пенсионер, инвалид общего заболевания (инсульт) I группы и ничем больше увековечить подвиг нашего народа в Великой Отечественной не могу. А в память о своем деде, погибшем на фронте, решил провести эту акцию не только для себя, но и для других не безучастных к памяти погибших.
Мою идею не поддержали ни мэрия родного Ковеля, ни военкомат, ни Совет ветеранов. Пришлось написать о своем плане министру обороны Александру Кузьмуку. И вдруг из Киева пришел ответ: «Пришлите, пожалуйста, подробное описание пешего перехода и состояния вашего здоровья. Не помешают ли вам последствия перенесенного инсульта?».
В Министерстве обороны, наверное, думали, что инвалид I группы -- это какой-то доходяга. И вдруг к ним вместо ответа приезжает достаточно шустрый мужик, хотя немного и кривой (после инсульта левая сторона у меня не работает, хожу только с палочкой). Военные снабдили меня сопроводительными письмами в военные институты и благословили в дорогу.
-- Как же вы добирались от города к городу?
-- Я возвратился в Ковель, договорился с «Приватбанком» об оплате 50% стоимости билета до Одессы и уехал. Одесситы организовали мне отличную встречу, были гостеприимны, разместили меня в Институте сухопутных войск (бывшее артучилище). Три первых дня я ходил свои ежедневные 15 с половиной километров на стадионе СКА. У одесситов свой жизненный принцип: «Доверяй, но проверяй». Поэтому к моему походу они отнеслись серьезно: посадили двоих солдатиков из спортроты считать мои круги, чтобы все было без обмана. Я иду, солнышко пригревает, а ребята в это время со сном справиться не могут -- чуть со скамеек не падают. Промаялись они так первый день, а потом ликвидировали счетную комиссию. Видят, что дядька серьезный -- ровесник Победы, работу делает на совесть, и успокоились. Остальные семь дней я ходил вдоль моря, по Аркадии.
В Севастополе меня 10 дней принимал Военно-морской институт имени Нахимова. В Керчи я жил в санатории рыбпрома «Лазурный».
Мой поезд в Киеве встречал заместитель командира спортроты ЦСК ВСУ Юрий Онуфриенко. По дороге с вокзала я по спидометру определил километраж от станции метро «Дворец спорта» до станции метро «Печерская» -- 3 км 500 м. Пару дней я ходил по бульвару Леси Украинки, потом договорились с директором «Олимпийского» Сергеем Демидовым, и остальные дни я ходил уже по стадиону.
«Первые международные 100 километров я прошел за десять дней»
-- Расскажите немного о вашем методе борьбы с болезнью.
-- Я уроженец Ковеля, 1945 года рождения. После срочной службы 20 лет проработал в Тольятти на Волжском автомобильном заводе. В 1991 году перенес инсульт, после чего получил I группу инвалидности, и мы с женой приняли решение возвратиться на родину. Года четыре я исправно пичкал себя лекарствами, дважды в год обязательно ложился в больницу, но со временем мне это надоело. Я человек очень подвижный, всю жизнь занимался спортом, а тут вдруг оказался заключенным в четырех стенах. Перелопатив горы специальной литературы, я пришел к выводу, что холодная вода лечит многие болячки. На этом остановился и начал закаляться. С Рождества обтирался холодной водой, принимал холодный душ, а в марте искупался в речке. Несмотря на то что вода была около 10 градусов, процедура мне очень понравилась. Каждый день я ходил пешком около трех километров до реки, купался и возвращался обратно. После этого чувствовал необыкновенную легкость. Вечером проходил еще пять километров.
-- А как у вас возникла идея дальних переходов?
-- В таком режиме я закалялся всю зиму 1996 года. Через два года решил проверить, на что же я теперь годен?
В Ковеле мы живем прямо во дворе Белого дома (так у нас окрестили здание госадминистрации). Бывший мэр города -- мой одноклассник Анатолий Семенюк мне и говорит: «Что ты, Леня, все тут ходишь и ходишь? Сходил бы, например, в Хелм».
Польский город Хелм и наш Ковель -- города-побратимы. Расстояние между ними 100 километров. Я составил график перехода, набросал черновики обращений к местным властям и помчался за одобрением к властям. Председатель райадминистрации Виталий Карпюк, который и по сей день мне активно помогает, позвонил в Хелм, заверил письма, дал машину до границы.
-- Какие впечатления у вас остались от приема в Польше?
-- По-польски я говорю неплохо, с языком проблем не было. Меня разместили в отличной гостинице, холодильник заполнили всякой всячиной, а я как настоящий украинец взял с собой в дорогу сало, колбасу
Накануне Дня независимости, 18 августа 1998 года, меня вывезли на машине за черту Хелма, и я пошел по трассе свои 10 километров, после чего машиной возвращался в гостиницу. На следующий день приезжали на то же место, и я шел очередные 10 километров. Таким образом мы добрались до польской границы за семь дней. Расстояние от нашего первого поста ГАИ на стратегической бетонке Варшава -- Киев до Любомля два километра. Я хотел их пройти пешком, но поляки довезли меня прямо до райадминистрации, дали визитки, оставили бутерброды и напитки. А мэр Любомля вызвал экономиста, начальника милиции, подключил к мероприятию «Приватбанк», предоставил мне номер в гостинице. И опять я проходил 10 километров в день. Идти -- одно удовольствие: тепло, Спас, яблоками пахнет. Пока идешь, обо всем передумаешь.
«Теперь мне дома не сидится, как блудного кота куда-то тянет»
-- Пришел я в Ковель 2 сентября 1998 года. Соскучился за семьей (у нас с женой трое детей, пятеро внуков), радуюсь встрече с родными и друзьями, но в голове роятся мысли, куда бы еще пойти? Заболел я этим, не сидится мне дома, как блудного кота куда-то тянет. Хорошо, что жена Аля меня понимает, говорит: чем бы дитя не тешилось
-- И на этом ваши идеи не закончились?
-- Но опять же просто так идти неинтересно -- нужно придумать девиз. В общем, решил я пройти 2000 километров, приурочив поход 2000 году. Сначала задумал пройти эти километры по Европе: Варшава, Познань, Слубице, Франкфурт-на-Одере, Берлин.
По Шенгенскому соглашению будто бы существует неписаное правило, что инвалида должны везде пропускать. Он может всю Европу пройти без визы, потому что преступник из инвалида никакой: никуда не убежит, а значит, ничего не украдет.
По отработанной схеме обзавелся письмами и обратился к начальнику автобусного парка, в чьем ведении находятся рейсовые автобусы Ковель-Варшава: «Слушай, Иван Степанович, отправь меня в Варшаву».
«Услышав о размере моей пенсии, пани заплакала»
-- Когда я приехал в Варшаву в феврале 1999 года, меня сразу же экипировали в зимний спортивный костюм. Обратился за питанием к директору столичного «Макдональдса» пани Хелене. Она меня внимательно выслушала и спрашивает:
-- А где пан живет? Кормить -- нет проблем. Сколько раз в день пан хочет кушать? Один раз? Да что такому пану раз покушать?
-- У меня нет пенензов, пани
-- А какая у тебя пенсия?
-- 16 долларов.
Услышав эту сумму, женщина заплакала (в Польше минимальная пенсия 250 долларов).
-- А как же ты живешь?
-- Да ничего, вот еще и морда какая.
-- Будешь жить в моих апартаментах в гостинице «Босс». И обязательно позвони своей женке.
-- Так это же денег стоит!
-- Чтобы я больше разговоров о деньгах не слышала. Звони хоть в Америку.
Личная машина пани Хелены возила меня на стадион «Легия» (типа нашего ЦСКА) и забирала обратно, чтобы каждый день я добросовестно отхаживал 25 кругов по стадиону -- 10 километров. К сожалению, пройти свой маршрут до конца мне так и не удалось. В Польше началась эпидемия гриппа. Мои польские друзья обеспокоились, что и я заболею.
-- Да ладно, я зимой купаюсь в речке и не болею, -- попытался я им объяснить.
Но меня отправили в Ковель, из-за чего мой график нарушился. А ведь немцы -- народ пунктуальный: не успел вовремя -- и будь здоров! Поэтому решил задуманные 2000 километров пройти не по Европе, а по Украине. Первую тысячу километров прошел по Волынской области (20 населенных пунктов по 50 километров в каждом), а вторую тысячу -- по областным центрам Украины. От города к городу добирался сам. Выручали меня диспетчеры автовокзалов. Как правило, ими работают женщины, которые всегда относились ко мне с состраданием и отправляли по бесплатному билету. А гостиница, кормление, проживание -- это уже за счет средств Федерации инвалидного спорта.
Начал я свой пеший переход 27 марта 1999 года. Ходил с перерывами, возвращался домой в Ковель, дохаживал свой маршрут в Варшаве, съездил в белорусский город Пинск. Как раз перед наступлением 2000 года, 31 декабря, закончил маршрут в Ковеле на стадионе «Сельмаш», сносив за это время две пары кроссовок. Так завершились мои две тысячи километров к 2000 году.
«Facty i kommentarii «. 14-Июнь-2000. Человек и общество.
359Читайте нас у Facebook