«меня часто просят изобразить на пасхальном яйце портрет любимого человека или Политического деятеля», -
Непременный атрибут Светлого Христова Воскресения — не только куличи, но и писанки. Одни хозяйки украшают яйца простыми наклейками, купленными в магазине, другие разрисовывают фломастерами или красками.
А вот жительница закарпатского поселка Чинадиево Татьяна Бартош остановилась на давней и очень трудоемкой технике — «шкрябанках». Причем усовершенствовала ее настолько, что с помощью лезвия создает на поверхности яйца настоящие шедевры: копии произведений известных художников, национальные орнаменты и даже портреты политических деятелей
«Немецкий коллекционер мою «шкрябанку» поставил в своей коллекции на видное место»
- Я хоть и выросла в Чинадиево, долгое время ничего о «шкрябанках» не знала, — рассказывает Татьяна Бартош. — Пятнадцать лет назад перед Пасхой эту технику мне показала соседка, и я сразу попробовала повторить. Однако, хоть я художница по специальности (преподаю в школе искусств, занимаюсь живописью и графикой), первые узоры и орнаменты получались совсем неудачными — кривыми и косыми. Оказывается, наносить изображение на бумагу и на яйцо — далеко не одно и то же. Чтобы овладеть этим искусством, дойти в конце концов до объемных рисунков, понадобились годы.
И это неудивительно, ведь создать «шкрябанку» совсем не просто. Сначала яйца следует три часа варить в луковичной шелухе. Чтобы получить более темный оттенок покрытия, в воду можно добавить немного чернил. Из готовых яиц отбираются те, на которые краска легла равномерным слоем и не стирается тряпкой. Бывает, что из десятка удачными получаются два-три, а иногда и ни одного, тогда подготовительную работу приходится начинать сначала. На отобранное яйцо простым карандашом наносится контур рисунка, после чего верхний шар покрытия соскребается.
Для своей работы Татьяна Бартош подбирает яйца только желтого цвета, который придает рисунку приятную матовость, — белый фон выглядел бы слишком контрастным. Инструменты художницы очень простые — советское лезвие «Нева» (современные не годятся из-за качества металла) и несколько специальных игл.
Работа с одним яйцом занимает в среднем три недели, а готовое изделие выглядит настолько изящно и совершенно, что создается впечатление, будто все сделано с помощью лазера и компьютерных технологий.
- Несколько лет назад я побывала на художественном пленэре в Венгрии, — вспоминает Татьяна Бартош. — В городке, где мы остановились, гостил коллекционер из Германии, и когда кто-то из художников рассказал ему о моих «шкрябанках», сразу пришел взглянуть на них. Гостя поразила работа, он даже не мог поверить, что она ручная, все выспрашивал о какой-то компьютерной программе.
А когда я при нем иглой начала выводить новое изображение, без колебаний купил одну «шкрябанку» с классическим сюжетом (с изображением «Мадонны делла Седии» Рафаэля). Потом мне рассказали, что немецкий коллекционер заказал у ювелиров специальную золотую подставку для моей «шкрябанки» и поставил ее в своей коллекции на видное место. Он предлагал мне сотрудничество, обещал организовать выставки в Европе, однако в скором времени, к сожалению, умер
У художницы иногда интересуются, может ли она сделать гусиные или утиные «шкрябанки», изображение на которых могло бы быть намного больше и «объемнее». Однако скорлупа на гусиных и утиных яйцах слишком шершава и пориста, поэтому работать с ними очень трудно. Ради эксперимента Татьяна сделала одну гусиную «шкрябанку» (с изображением «Спящей Венеры» Джорджоне), после чего решила возвратиться к обычному исходному материалу.
Свои «шкрябанки» мастерица никогда не выдувает, они всегда остаются полными.
- Выдутое яйцо — словно пустая форма без содержания. Кроме того, оно становится очень хрупким и почти непригодным для работы. Вообще, яйцо — идеальная форма, созданная природой, от него ничего не заберешь и ничего не прибавишь. Наверное, именно поэтому на совершенной сферической поверхности хочется изображать произведения авторов эпохи Возрождения. В последнее время я стараюсь делать «шкрябанки» и со своими оригинальными сюжетами
«Меня часто спрашивают, выдерживают ли мои произведения испытание временем. Здесь главное — правильно их хранить»
- Меня часто спрашивают, выдерживают ли мои произведения испытание временем, — продолжает Татьяна Бартош. — Здесь главное — правильно их хранить. Держать «шкрябанку» в «глухой» деревянной подставке для писанок не следует — внутреннее давление через несколько лет разорвет ее.
Мои ученики разработали специальную металлическую подставку, которую я ставлю под стеклянную колбу. В ней яйцо может храниться очень долго. Моим первым «шкрябанкам», например, уже больше десяти лет
«Шкрябанки» Татьяны Бартош на классические сюжеты стали украшениями многих собраний коллекционеров Западной Европы и Америки. В Украине же художнице чаще всего делают специфические заказы, например портрет любимого человека или политика. Несколько раз Татьяне приходилось выскребать на поверхности яйца и первых лиц государства.
Я попытался сделать несколько фотографий «шкрябанок» и столкнулся с неожиданной трудностью. Гладкая поверхность яйца под любым ракурсом дает блик, поэтому сделать качественный снимок, несмотря на все усилия, мне так и не удалось. Татьяна рассказала, что как-то к ней приезжал профессиональный фотограф из Москвы, который выставлял автономное освещение, менял на камере объективы, но добиться идеального изображения тоже не смог. Видно, «шкрябанки» — столь специфический вид искусства, которым лучше всего любоваться исключительно вживую.
- Сколько крестников получили от вас на Пасху по «шкрябанке»? — ради шутки спрашиваю художницу.
- Я не дарю крестникам «шкрябанки», у нас другая традиция, — улыбается Татьяна в ответ. — На Пасху парни поливают девчат духами и выбирают в качестве вознаграждения разрисованную писанку. Правда, это правило действует лишь в первый день праздника. А на второй день главное для ребят — окатить девушку водой так, чтобы она стала мокрой с головы до ног!..
613Читайте нас у Facebook