ПОИСК
Події

«Я обратил внимание милиционеров, что из квартиры Лени исчезли его мобильный телефон и паспорт. Но они проигнорировали мои слова»

0:00 13 серпня 2010
Інф. «ФАКТІВ»
Буковинские правоохранители раскрыли жестокое убийство известного коллекционера и популяризатора украинской живописи Леонида Либермана. Четыре месяца назад медицинские эксперты пришли к выводу, что он умер от… сердечного приступа

В марте этого года Черновцы простились с 63-летним коллекционером Леонидом Либерманом. Всю свою жизнь он занимался поиском раритетных картин и открытием новых имен современных украинских художников. Самое значимое детище Либермана — каталог-трилогия «Мир левкаса», где он собрал оригинальные картины отечественных живописцев, работающих в технике левкас. Это издание покорило западных и американских ценителей живописи. В 2009 году за каталог «Мир левкаса» Либерман был удостоен премии Международной академии искусств в Риме.

Причиной смерти Леонида Либермана, как определили тогда патологоанатомы, стала ишемическая болезнь сердца. Однако на днях начальник Управления МВД Украины в Черновицкой области Николай Харабара сделал сенсационное заявление: Либермана убили. Правоохранители задержали подозреваемых в убийстве известного коллекционера и изъяли у них 18 картин, похищенных из его квартиры.

Громкое заявление начальника областной милиции породило много вопросов и слухов. Между тем буковинские правоохранители воздерживаются от комментариев до завершения расследования. Но для «ФАКТОВ» сделали исключение. Мы первыми узнали подробности загадочной смерти коллекционера.

«Он лежал лицом вниз в странной позе, но при этом был аккуратно накрыт одеялом»

Леонид Либерман был заметной фигурой в мире украинской живописи. Его знали тысячи художников и ценителей живописи. Друзьями Либермана были знаменитый режиссер Сергей Параджанов, аккордеонист Ян Табачник, писатель Андрей Курков, покойный ныне политик Александр Зинченко. Однако по-настоящему близких друзей у Либермана было немного. Один из них 18 марта отмечал свой день рождения. Коллекционер был приглашен на торжество, но почему-то не пришел. Друзья сразу забили тревогу.

РЕКЛАМА

- За день до этого, 17 марта, Леня заехал ко мне в офис, — рассказывает Борис Тойман. Он последним из приятелей видел Либермана живым.  — Договорились вместе ехать к нашему другу на день рождения. У Лени не было машины, и он попросил, чтобы я забрал его из дому. Леня страдал тяжелыми хроническими недугами — сахарным диабетом и ишемической болезнью сердца, но никогда не занимался своим здоровьем. А тут сообщил мне, что лечится в стационаре в кардиологическом центре. Мол, решил наконец-то довериться врачам. Держался он бодро и предложил выпить по сто грамм.

Леня не был алкоголиком, но очень любил застольное общение. В тот раз я отказался выпивать с ним. «Давай будем закалять силу воли, — говорю ему.  — Вот даю тебе подарочную бутылку водки из своих запасов. Выпьем ее, когда тебя выпишут из кардиоцентра». Леня рассмеялся и кивнул головой: мол, хорошо, так и сделаем. На этом мы простились.

РЕКЛАМА

На следующий день, как было условлено, я поехал к Лене домой. Он не открыл дверь. Я позвонил на домашний телефон — тишина. Позвонил на мобильный — отключен. Наверное, Леня уже сидит за праздничным столом, подумал я и поехал в ресторан. Приезжаю, а его там нет. Моментально понял: случилось что-то страшное. Он жил один, и если вдруг ему стало плохо, то помощи ждать не от кого.

Вместе с товарищем мы позвали представителя жэка и взломали дверь в Ленину квартиру. Он лежал в дальней комнате на полу лицом вниз. Поза была странной: как будто он хотел оттолкнуться от пола и встать. При этом Леня был укрыт одеялом! Я тут же заподозрил неладное. Во-первых, Леня жил в старом австрийском доме, и ту комнату, где его нашли, никогда не отапливал, потому что почти не пользовался ею. Во-вторых, одеяло было накинуто так, словно кто-то аккуратно заправлял постель. Выглядело это очень неестественно.

РЕКЛАМА

Мы вызвали милицию. Вместе с прибывшим экспертом перевернули Леню на спину. Его нос был приплюснут, на лице запеклась кровь. Складывалось впечатление, что он упал и разбил нос.

Я рассказал о своих подозрениях милиционерам. Обратил их внимание, что картины, которые Леня никогда не снимал со стен, стояли на полу, упакованные в бумагу. Будто их собирались вынести из квартиры. Кроме того, мы с товарищем обыскали всю квартиру и не нашли Ленин мобильный телефон и паспорт. А самое странное, что бутылка водки, которую я вчера дал ему, тоже исчезла. Но сотрудники милиции проигнорировали мои слова.

Потом нам сказали, что экспертиза якобы показала, будто Леня умер от сердечного приступа. В его крови нашли незначительное содержание алкоголя. Возможно, он выпил водку с гостями (в одиночестве Леня никогда не пил). Но куда же подевалась пустая бутылка? Вынести мусор он не успел… Кроме меня, смерть одинокого пожилого больного человека никого не удивила. Тогда еще подумал, что мои подозрения могли оказаться напрасными.

И вдруг это заявление, что Леню убили! Не хочу чернить милиционеров и эксперта. Оперирую только фактами. Нас с товарищем ни разу не допрашивали в милиции. Когда милиционеры зашли в квартиру, они наследили грязной обувью так, что наверняка стерли все следы преступников. Почему эксперт не увидел, что Леню задушили? После вскрытия нам сказали, что у него был сломан кадык.

Знаете, что еще странно? Ни друзья, ни родственники не заявляли о пропаже картин из Лениной квартиры. Никто не знал его коллекцию досконально, поэтому никто и не мог сказать, какие именно полотна исчезли. Объясните мне, каким образом стражи порядка вышли на след украденных картин.

«Это тот редкий случай, когда эксперт не смог определить истинную причину смерти»

В милиции «ФАКТАМ» объяснили, что, хотя в марте и было выдано разрешение на захоронение тела Леонида Либермана, вопрос о его насильственной смерти оставался открытым и через четыре месяца.

- Это тот редкий случай, когда эксперт не смог определить истинную причину смерти, — говорит заместитель начальника отдела следственного управления УМВД Украины в Черновицкой области Игорь Пташков.  — Дело в том, что внешних признаков насилия на теле не было.

- Известно, что злоумышленники задушили Леонида Либермана телефонным проводом. Как эксперт мог не заметить этого?

- Не хотелось бы рассказывать на страницах газеты об изощренных способах удушения, которые действительно не оставляют следов на шее. Скажу только, что зачастую борозда на шее проявляется не сразу. А тело Либермана было найдено на следующий день после убийства.

- Обычно вскрытие показывает, что стало причиной смерти. И все-таки, почему эксперт не увидел следов удушения?

Этот вопрос Игорь Пташков переадресовал экспертам-криминалистам. Журналист «ФАКТОВ» предприняла попытку встретиться с проводившим вскрытие экспертом, однако тот отказался отвечать на любые вопросы.

В данный момент осуществляется процедура эксгумации тела Леонида Либермана. Дополнительные исследования смогут пролить свет на темные пятна в этой истории. Пока же вопросов больше, чем ответов.

- Подозреваемых в убийстве коллекционера задержали в июле, — продолжает Игорь Пташков.  — 32-летний мужчина и его 37-летняя подруга проживали в городе Каменец-Подольском Хмельницкой области. Они уже дважды привлекались к уголовной ответственности за мошенничество. Во время ареста у них изъяли 18 картин, похищенных из квартиры Либермана. Сейчас проводится искусствоведческая экспертиза, которая должна определить ценность полотен. Задержанные сознались в совершении преступления, дают показания. Сейчас они находятся в следственном изоляторе. Против них возбуждено уголовное дело по факту умышленного убийства и разбойного нападения. Это серьезные статьи Уголовного кодекса: парочке грозит пожизненное заключение.

Как вышли на след злоумышленников, милиционеры пока не рассказывают. По словам задержанных, убийство Либермана они спланировали заранее. Позвонили ему на домашний телефон и представились ценителями живописи. Сказали, что мечтают увидеть его коллекцию картин и якобы хотят купить несколько полотен. Леонид Ефимович пригласил пару приехать к нему домой. Доверие к незнакомым людям стоило ему жизни.

«Леня был фаталистом: входная дверь в его квартире закрывалась на обыкновенную защелку»

- Леня был радушным хозяином, — вспоминает близкий друг покойного Владимир Пулинец.  — Он мог запросто пригласить нового знакомого «на чай». Гостей неизменно поражали его коллекция картин и оригинальный камин, подаренный хозяину черновицким умельцем. Все стены квартиры, включая кухню, коридор и четыре огромные комнаты, были увешаны сотнями полотен украинских художников. К некоторым картинам Леня относился очень трепетно и никогда их не снимал. Вторая часть его экспозиции была сменной: старые картины он продавал, на их месте тут же появлялись новые.

Он любил общение и застолья. Его любимым праздником была еврейская Пасха. Обычно Леня накрывал шикарный стол, сам готовил свиные ушки и приглашал полный дом гостей. Хотя в его квартире было много ценных вещей, он пренебрежительно относился к мерам безопасности. Был фаталистом: входная дверь в его квартире закрывалась на обыкновенную защелку. Но при этом он был по-настоящему влюблен в жизнь. Обожал музыку, даже купил себе музыкальный центр с виниловым проигрывателем, чтобы слушать старые пластинки…

А как он умел пошутить! На похоронах Лени мы вспоминали его самые популярные изречения. Это были шедевры!

… У Лени была сложная судьба. По профессии он был биологом, кандидатом наук. Занимался научными исследованиями в сфере космической биологии. Развитию его научной карьеры помешала… иностранная валюта. В советские времена за хранение валюты и ее продажу строго наказывали. Сначала валюту нашли у тестя, потом добрались до Лени. Обоих осудили. Леня провел в тюрьме три года.

Когда Советский Союз распался, семья Лени выехала в Америку. Он часто бывал в гостях у жены и сына, но от переезда категорически отказывался. «Мне неинтересно жить в Америке, — говорил.  — Таких талантов, как в Украине, там нет». Живописью он увлекался давно и разбирался в ней в совершенстве. Леня был знаком со всеми заметными художниками страны. Организовывал их выставки, выпускал каталоги картин, находил покупателей. По сути, он выступал продюсером живописцев. Либерман мог почувствовать в художнике гения задолго до его открытия. Пример тому — черновицкий художник Анатолий Козельский. Благодаря стараниям Лени его картины стали популярны в Америке. Минимальная стоимость полотна Козельского теперь составляет пять тысяч долларов.

Леня мог запросто сказать живописцу: «Это халтура. Я вижу, что ты способен на большее». И его слушали, переписывали картины, пробовали новые техники. Художники были признательны Лене за продвижение своих работ. И в знак благодарности дарили ему картины.

Либерман говорил, что хочет доказать выехавшей в Америку семье: успеха можно добиться и в Украине. «Украинское искусство недооценено, не раскрыто», — часто повторял он. Чтобы таланты наших художников оценили по достоинству, семь лет назад он начал подбирать работы для создания альбома «Мир левкаса». Объездил всю Украину, находил никому не известных художников и, увидев в них потенциал, убеждал работать в технике левкас. Он хотел возродить в Украине эту древнюю технику живописи на деревянной основе, которая была заимствована мастерами Киевской Руси из Византии в Х веке. Работы современных авторов в технике левкас потрясающие.

Собрав достаточное количество работ, Леонид Либерман нашел спонсоров для издания каталога. В реализации проекта Либерману очень помог друг детства Ян Табачник. В трехтомнике «Мир левкаса» представлены свыше 400 шедевров как известных художников, так и молодых мастеров. «Мир левкаса» вышел тиражом всего в 500 экземпляров и разошелся по самым известным библиотекам и художественным музеям мира.

- Леня никогда не боялся смерти, относился к ней философски, — тяжело вздыхает Владимир Пулинец.  — Его смерть была наглой, по-другому не скажешь. Но до этого он успел добиться своей главной цели: доказал всему миру, что современная украинская живопись самобытна и уникальна.

782

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів