Максимальная ставка единого налога для бухгалтеров, адвокатов, консультантов, рекламистов и кадровиков может увеличиться до 600 гривен
![](http://fakty.ua/photos/article/11/91/119177w540zc0.jpg?v=225706)
Очевидно, что большинство положений выставленного на общественный суд проекта Налогового кодекса наших сограждан не волнует. Действительно, какое простым обывателям дело до налога на прибыль, амортизации, рентной платы за нефть и остальных пунктов документа, касающихся юридических лиц? А вот единый налог, наоборот, вызывает в обществе живейший интерес. Поэтому «ФАКТЫ» решили более детально познакомить читателей с этим разделом кодекса. С помощью начальника Управления координации нормотворческой деятельности и взаимодействия с органами государственной власти Государственной налоговой администрации Украины Григория Синицы мы расскажем о перспективах многострадальной упрощенной системы налогообложения.
«Закон объединил все социальные платежи в единый сбор»
— Григорий Николаевич, а правда, что фиксированный налог упразднят?
— У нас существуют два налога, один из которых фактически дублирует другой, но в более расширенном варианте. Поэтому при разработке Налогового кодекса было предложено унифицировать упрощенную систему налогообложения.
— То есть все, кто работает на фиксированном налоге, смогут перейти на единый?
— Да, это предусмотрено в опубликованном проекте. Причем следует учитывать, что с 1 января 2011 года до 31 декабря 2015 года документ устанавливает для физических и юридических лиц, которые занимаются торговлей на рынках и имеют годовой доход не выше 300 тысяч гривен, нулевую ставку единого налога. А это как раз и есть те, кто сейчас платит фиксированный налог.
— На едином налоге будут работать те же, что и сейчас?
— Перечень видов деятельности, при которых нельзя использовать упрощенную систему налогообложения, был откорректирован (см. перечень). В частности, в проекте кодекса не допускаются к уплате единого налога предприятия и предприниматели, работающие в сфере предоставления услуг сотовой связи, в сфере телерадиовещания, добычи и реализации полезных ископаемых, занимающиеся проведением расследований и обеспечением безопасности, финансовым посредничеством, перепродажей предметов искусства и антиквариата, предоставляющие в аренду землю и недвижимость
— Если кодекс примут, что делать тем, кто сейчас работает на едином налоге, но лишится этого права?
— Они будут работать и платить налоги по общей системе налогообложения.
— Говорили, что сумма годового оборота, ограничивающая переход на единый налог, будет снижена.
— Не совсем так. Для юридических лиц проект Налогового кодекса предусматривает даже увеличение граничного размера выручки с одного до двух миллионов гривен в год. А вот количество наемных работников, которых может взять предприятие, перешедшее на единый налог, осталось на прежнем уровне — не более 50-ти.
— А для физических лиц?
— Для физических лиц сумма предельной выручки как раз уменьшится с 500 до 300 тысяч гривен за год. Они смогут иметь наемных работников — до десяти человек, включая членов семьи. То есть так же, как и сейчас.
— Ставки единого налога тоже изменились?
— Изменились. Что касается юридических лиц, то для них ставка была почти вдвое снижена. В настоящее время они платят 6 процентов с оборота, если являются плательщиками НДС, и 10 процентов, если не являются. А в проекте предусмотрено снижение ставки единого налога до 3 и 5 процентов соответственно.
В то же время из единого налога будут выведены все социальные платежи, и это верно, потому что нельзя брать налоги за социальную защищенность и гарантии.
— Что это значит?
— В кодексе налоги и социальное страхование разделены: «упрощенцы» будут платить отдельно единый налог и отдельно единый взнос на социальное страхование.
— Как это «упрощенцы» станут платить отдельно социальные взносы?
— Не социальные взносы, а единый социальный сбор, закон о котором уже принят и будет введен в действие с 2011 года. Он объединил все социальные платежи (в Пенсионный фонд, а также фонды занятости, социального страхования и страхования от несчастного случая на производстве) в один сбор. И именно его будут платить отдельно все, кто находится на едином налоге.
— И частные предприниматели?
— И частные предприниматели — за себя и за всех наемных работников. Причем за себя — на уровне не менее минимального.
«Кассовый аппарат необязательно применять на рынках и ярмарках»
— Для физических лиц ставка единого налога тоже изменится?
— Не для всех. Кодекс предусматривает две шкалы ставок единого налога для физлиц. Первая — от 20 до 200 гривен в месяц, и вторая — от 200 до 600 гривен в месяц (необходимо отметить, что предложения поднять ставки до 400, 600 и даже 1000 гривен поступили от самих предпринимателей).
Первая шкала касается всех предпринимателей, кроме тех, которые работают в сферах информатизации, права, инжиниринга, геологии, геодезии, в рекламе, занимаются бухгалтерским учетом и аудитом, техническими испытаниями и исследованиями, подбором персонала, а также предоставляют услуги доступа к интернету, консультации по вопросам коммерческой деятельности и управления. Они будут платить налог по второй шкале: по ставке от 200 до 600 гривен.
— А почему?
— Потому что эти виды деятельности являются достаточно прибыльными, и было бы несправедливо облагать таких специалистов налогом так же, как людей, работающих в менее рентабельных сферах и с большими материальными затратами.
— Хорошо, что им вообще оставили возможность перехода на единый налог. А то ведь бухгалтеров, адвокатов, консультантов, риэлторов, кадровиков и провайдеров вроде бы собирались исключить из упрощенной системы.
— Да. Но в ходе подготовки проекта Налогового кодекса были учтены многие предложения, пожелания и народных депутатов, и представителей общественности. Поэтому данные виды деятельности остались в рамках упрощенной системы.
— Кстати, а правда, что все «упрощенцы» (как физические, так и юридические лица) должны будут обзавестись кассовыми аппаратами?
— Налоговый кодекс это предусматривает. Но есть и исключения: кассовый аппарат необязательно применять на рынках, ярмарках. Впрочем, те, кто намерен торговать в расположенных там магазинах, киосках, палатках, павильонах и помещениях контейнерного типа, все равно должны будут использовать кассовые аппараты.
Кроме того, не обязаны применять кассовые аппараты предприниматели, которые оказывают бытовые услуги на дому у заказчика (ремонт бытовой техники, уборка, химчистка ковров и мебели, уход за детьми и больными, приготовление еды и тому подобное). Также не придется покупать кассовые аппараты предпринимателям, занимающимся починкой одежды и обуви, радиоаппаратуры, бытовых приборов, металлических изделий и химчисткой.
— Малому бизнесу обещали налоговые каникулы после введения кодекса. Потом стало очевидно, что на каникулы смогут рассчитывать только «упрощенцы». Что в итоге осталось в проекте?
— Налоговые каникулы будут. Они предоставляются на пять лет — с 1 января 2011 года по 31 декабря 2015 года — некоторым субъектам предпринимательской деятельности, которые работают на едином налоге.
— Кому именно?
— Будет установлена нулевая ставка единого налога для физических лиц, занимающихся предоставлением бытовых услуг или торговлей на рынках, если их годовой доход не превысит 300 тысяч гривен, а также для юридических лиц, предоставляющих бытовые услуги, если у них объем дохода не более 300 тысяч гривен в год.
— Но единый социальный взнос нужно будет платить даже во время каникул?
— Тем, кто является плательщиком этого налога, придется платить и единый социальный взнос, и НДС. Но, подчеркиваю, все положения Налогового кодекса находятся в стадии активного обсуждения.
О том, что такое единый социальный взнос (который появится уже в 2011 году), кто его должен платить и в каких размерах, читайте в следующих номерах «ФАКТОВ».
КАКИМ ЧАСТНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ ПРОЕКТ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА НЕ РАЗРЕШАЕТ ПЕРЕЙТИ НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1. Предпринимателям, которые:
♦ работают в сфере развлечений;
♦ занимаются обменом иностранной валюты;
♦ занимаются производством подакцизных товаров;
♦ ведут деятельность, связанную с экспортом, импортом и оптовой продажей подакцизных товаров;
♦ занимаются производством, оптовой и розничной продажей горюче-смазочных материалов (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в емкостях до 10 литров);
♦ ведут добычу, производство и другие виды деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в том числе органогенного создания, которые подлежат лицензированию согласно Закону Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»);
♦ работают в сфере финансового посредничества;
♦ ведут деятельность, связанную с организацией торговли, предоставлением услуг по созданию надлежащих условий для проведения торговли другими физическими или юридическими лицами, а также с арендой торговых мест на рынке и/или в торговых объектах, за исключением рынков, где меньше 50 торговых мест;
♦ ведут совместную деятельность без создания юридического лица;
♦ ведут добычу и реализацию полезных ископаемых;
♦ занимаются предоставлением в аренду земельных участков, жилых и нежилых помещений или их частей (кроме физических лиц — предпринимателей, предоставляющих в аренду земельные участки, общая площадь которых не превышает 20 соток, одно жилое помещение общей площадью до 100 квадратных метров и нежилые помещения или их части, если суммарная площадь предоставленных в аренду помещений не превышает 300 квадратных метров);
♦ предоставляют услуги сотовой связи;
♦ ведут деятельность по перепродаже предметов искусства, коллекционирования и антиквариата, по организации продажи с торгов (аукционов) изделий искусства, предметов коллекционирования или антиквариата;
♦ предоставляют услуги в сфере телерадиовещания в соответствии с Законом Украины «О телевидении и радиовещании»;
♦ занимаются проведением расследований и обеспечением безопасности;
♦ занимаются управлением предприятиями и вспомогательной деятельностью в сфере управления;
♦ продают в розницу подакцизные товары (кроме физических лиц, занимающихся розничной продажей пива).
2. Страховым (перестраховым) брокерам, страховым агентам, регистраторам ценных бумаг, арбитражным руководителям.
3. Субъектам хозяйствования, которые на день подачи заявления о регистрации плательщика налога имеют налоговый долг (недоимку), за исключением безнадежного налогового долга (недоимки), который возник вследствие форс-мажорных обстоятельств.
358Читайте нас у Facebook