Первым самолетом, сбитым в годы войны Александром Покрышкиным, оказался новый советский бомбардировщик Су-2
«Внимание! В воздухе Покрышкин!» — в дни войны предупреждала соколов люфтваффе служба воздушного наблюдения и оповещения, увидев в небе стремительную «аэрокобру», уйти от атаки которой удавалось немногим.
Александр Покрышкин был первым и единственным летчиком, трижды удостоенным звания Героя Советского Союза в годы войны. Наш земляк Иван Кожедуб, сбивший 62 вражеских самолета, третью Звезду Героя получил уже после Победы. Официальный счет сбитых Покрышкиным самолетов — 59. Но исследователи утверждают, что на самом деле воздушных побед у Александра Ивановича, как и у Кожедуба, было значительно больше.
И неизвестно, где был бы хваленый немецкий ас Эрик Хартман, которому отдельные историки приписывают более 300 сбитых самолетов, если бы летал на том, на чем дрались, погибали и побеждали в первые годы войны советские летчики.
10 фактов из жизни легендарного аса
За полеты не по уставу и другие прегрешения летчика хотели отдать под трибунал
1. В 30-е годы прошлого столетия простому сибирскому пареньку Саше Покрышкину завод дал комсомольскую путевку в авиационное училище летчиков. Приехав туда, юноша узнал, что оно преобразовано в авиатехническое. Обидно было готовить самолеты для других, когда душа рвется в небо!
Авиатехник Покрышкин добился разрешения в свободное от службы время посещать аэроклуб. Годичный курс обучения он с отличием закончил за 17 дней и был направлен в летную школу. Позже он говорил, что хорошим летчиком ему помогло стать знание материальной части.
В 1937 году, возвращаясь с аэродрома, Александр Покрышкин увидел, как из квартиры арестованного летчика на улицу, под проливной дождь, выселяют его жену и троих детей. И приютил семью «врага народа» в своей комнате, а сам отправился ночевать к товарищу. Друзья предупредили его, что рискует. «Мне бояться нечего, я не женат — ответил Александр. — Но видеть, как детей выбрасывают на улицу, не могу »
2. В первый же день войны, 22 июня 1941 года, командир звена Покрышкин взлетел с товарищами с аэродрома в Молдавии, вскоре над Одесской областью атаковал и сбил приближавшийся с запада незнакомый самолет. Этот самолет оказался возвращавшимся из разведки новым советским бомбардировщиком Су-2, недавно поступившим в войска. Перед войной истребителям показывали силуэты и фотографии советских, немецких и других иностранных самолетов. Изображения «Сушки» среди них еще не было.
Впоследствии бдительные политорганы вспомнили Покрышкину и случай с семьей «врага народа», и сбитый Су-2, и полеты не по уставу. Летчика отстранили от полетов, исключили из партии, посадили на гауптвахту, собирались отдать под трибунал. Но за него вступился авиационный начальник, наслышанный о его победах, затем поддержал командующий воздушной армией Науменко, а впоследствии другой командарм — Константин Вершинин, на глазах которого Покрышкин сбил четыре вражеских самолета (всего в тот день — семь немецких самолетов).
3. Позже в своих мемуарах маршал Покрышкин писал, что в дни опалы его спасли от самоубийства поддержка командарма и любовь медсестрички Маши, ставшей его судьбой.
На фронте они и поженились. «Вскоре после скромной свадьбы полк отца перебазировался в другое место, — рассказывал «ФАКТАМ» сын прославленного летчика Александр Александрович, ученый-океанолог. — За Марией — красивой женщиной — начал приударять летчик из соседнего бомбардировочного полка. Он сказал, будто бы у ее мужа, к тому времени уже Героя Советского Союза, чуть ли не на каждом аэродроме есть ППЖ (походно-полевая жена — Авт. ). Когда навет не сработал, придумал другую байку. Якобы он слышал по рации, что Покрышкин и его однополчане братья Глинки, тоже знаменитые летчики, вызвали на воздушный поединок немецких асов, а немцы всех наших вогнали в землю.
Марию после этого сообщения отливали водой. Когда Покрышкин узнал, что случилось, хотел по-мужски разобраться с клеветником. Товарищи еле удержали. Позже, встретив подлеца, Александр говорил с ним очень сурово».
Через двадцать лет Мария Кузьминична (кстати, родом она была с Харьковщины) тяжело заболела. Советовала мужу после ее смерти долго не убиваться, жениться: «Мне на том свете покоя не будет, если ты будешь неухоженный. Только не женись на очень молодой. Ей будешь нужен не ты, а твое положение». «Ну как же я смогу жить без тебя? — обнял Покрышкин жену. — А наши дети? Мы сделаем все, чтобы ты выздоровела. Даже если бы какой-то волшебник вернул мне молодость и выстроил передо мной сотню самых распрекрасных красавиц, а в самом конце поставил бы тебя в гимнастерке и сапогах, я выбрал бы тебя »
Проснувшись после тяжелой операции, Мария увидела рядом с собой букетик сон-травы — первых весенних цветов. Это было в 1962 году в Киеве, когда Александр Иванович, тогда еще генерал-полковник авиации, командовал 8-й Отдельной армией ПВО. Мария Кузьминична до конца своих дней считала, что ее исцелила любовь.
Он тоже был уверен, что и его в годы войны спасла от смерти ее любовь. Однажды во время воздушного боя единственная пуля из очереди, выпущенной немецким воздушным стрелком бомбардировщика Ю-88, попала Покрышкину точно в прицел. Отклонись она на сантиметр влево или вправо — разнесла бы летчику голову.
На самом деле Покрышкин сбил 116 самолетов?
4. Разговоры о том, сколько на самом деле Покрышкин сбил самолетов, он не любил, рассказывала «ФАКТАМ» его сноха Светлана, хранительница семейной памяти и архивов. «Написано 59 — значит 59!» — сердился Дед, как ласково называли домашние Александра Ивановича. Но иногда вспоминал, что в первые месяцы войны во время выхода из окружения были уничтожены документы их полка. С ними пропало и документальное подтверждение более десятка его воздушных побед. Сбитыми самолетами Покрышкин делился со своими ведомыми, которые прикрывали его в бою и обеспечивали общий успех.
Из обнаруженных уже после смерти Александра Ивановича записных книжек явствует, что он сбил значительно больше самолетов противника, чем считается. Изучив архивные материалы, свидетельства однополчан, исследователи из его родного Новосибирска подсчитали, что Покрышкин лично уничтожил 116 вражеских самолетов. Хотя сам никогда не придавал значения цифрам. «Даже если ты не сбил врага, но заставил сбросить бомбы где попало и тем самым спас жизнь многим бойцам на земле, разве это не победа?» — говорил прославленный ас.
5. В конце зимы 1945-го, уже в Германии, когда стационарных аэродромов не хватало, а поля раскисли или были заминированы, комдив Александр Покрышкин первым научился использовать в качестве взлетно-посадочных полос прямые участки автомобильных дорог. Зачастую ширина асфальтового или бетонного полотна была метра на три уже и существовал определенный риск. Но это позволило истребителям обеспечить надежную воздушную поддержку наземных войск, а также штурмовиков и бомбардировщиков, наносящих удары по Берлину и другим важнейшим опорным пунктам фашистов, и самим крушить логово Гитлера.
6. В послевоенные годы командующий авиацией Московского военного округа генерал-лейтенант Василий Сталин пригласил командира авиадивизии полковника Покрышкина к себе на должность заместителя. В назначенное время комдив прибыл к Сталину, чтобы обсудить предложение. В приемной растерянный адъютант доложил, что Василий Иосифович поехал на ипподром смотреть лошадей и о встрече, наверное, забыл.
Александр Иванович терпеливо прождал несколько часов и уехал, с сибирской прямотой высказав адъютанту все, что думает о такой безалаберности. После чего отказался служить с сыном Иосифа Сталина.
«Терпеть не могу этих Героев!» — пренебрежительно бросил Василий Сталин вместо того, чтобы извиниться. Он не понимал, что речь шла не о геройстве, а о том, что надо уважать любого человека. И долгое время потом мстил трижды Герою.
Покрышкин, не имеющий взысканий по службе, девять лет ходил в полковниках, даже когда его назначили командовать корпусом, а затем безосновательно понизили до должности заместителя командующего корпусом. Значительно позже он дослужился до звания маршала авиации и должности заместителя главнокомандующего Войсками ПВО страны.
Книгу «Небо войны» главком ВВС Сирии перевел и издал за собственные деньги на арабском языке
7. Разработанная прославленным летчиком тактика ведения воздушного боя не теряет актуальности и для современной реактивной авиации. Известный летчик, Герой Советского Союза Константин Сухов рассказывал, что, будучи во время арабо-израильской войны военным советником по авиации в Сирии, он предлагал сирийским летчикам провести налет на позиции противника, используя определенную тактику. А они ему в ответ: «Нет, мы так делать не будем, Покрышкин пишет иначе!» И показали красиво изданную книгу на арабском языке. Оказывается, главком сирийских ВВС на свои деньги перевел и издал тиражом в пять тысяч экземпляров книгу Александра Ивановича «Небо войны».
8. Друг Покрышкина Алексей Маресьев — прототип героя «Повести о настоящем человеке», прославившийся тем, что в годы войны, оставшись без обеих ног, вернулся в строй и воевал на истребителе, незадолго до смерти рассказывал «ФАКТАМ»: «Когда после госпиталя я научился летать с протезами, очень захотелось освоить «кобру» (»Аэрокобра» — истребитель американского производства — Авт. ). На ней очень хорошо Саша Покрышкин воевал. И дверца кабины у «кобрятки», как Саша ее называл, открывалась, как у автомобиля, не надо было поджимать ноги и прыгать на сиденье через открытый фонарь. Но лошадка оказалась не для меня — требовалось управлять педалями, делая специфические движения ступнями. Да и на других истребителях летать мне было тяжело. Поэтому в конце войны перешел на инспекторскую службу в штаб ВВС.
А вот на стареньком По-2 я мог летать с удовольствием — настолько прост он был и удобен в управлении даже для инвалида! И через годы, бывало, сидим с Покрышкиным, когда он работал начальником ДОСААФ СССР, вспоминаем молодость. И я ему говорю: «Слушай, Саш, найди, ради Бога, в каком-нибудь аэроклубе У-2 (так по привычке старые летчики назвали По-2 — Авт. ) Страсть как полетать хочется!» Покрышкин грустно улыбался: «Эх, Леша, такой-рассякой! Сходи, брат, в музей. Он там под потолком висит. Если что, меня позови. Вместе полетаем »
9. Внешне строгий, Александр Покрышкин на самом деле был простым, веселым, компанейским человеком. Киевлянин, генерал-майор в отставке Вадим Сазонов рассказывал «ФАКТАМ»: «Лет за десять до ввода советских войск в Афганистан я побывал там в составе советской военной делегации, которую возглавлял министр обороны СССР маршал Советского Союза Андрей Гречко. Но самой яркой личностью в делегации оказался Покрышкин. Мы с ним познакомились еще во время службы в Киеве. Часто вместе обедали в столовой. Александр Иванович, кстати, не признавал «генеральских» залов. Очень уважал фронтовиков. А я всю войну прошел, не раз в танках горел.
И вот завершилась неделя нашего пребывания в дружественной восточной стране. А там же шариат, спиртное запрещено! Наконец прощальный ужин в советском посольстве. И тоже всухую. Очевидно, дань местным традициям. Но когда все поднялись на перекур, в зале появились девушки с подносами, уставленными маленькими рюмочками с коньяком, водкой Прикладывались и мы, и правоверные афганцы.
Увидев, что девушка направилась к нам, Покрышкин вдруг скомандовал: «Вадим, прикрой!» Я заслонил его собой от зала, и Александр Иванович одну за другой опрокинул несколько рюмок. Потом довольно крякнул: «Теперь порядок. А то этим наперстком даже губы не помажешь » Фронтовики не привыкли к микроскопическим дозам. А такой крепкий мужик, как летчик Покрышкин, мог принять на грудь изрядно, но не пьянел. Становился добрее, веселее».
10. Умер Александр Иванович в 72 года. Лег в Кремлевскую больницу на профилактическую проверку. Однако непродуманное медиками сложное обследование привело к трагическим последствиям. А через 11 лет после отца вследствие тяжелой болезни ушла из жизни в 51 год его старшая дочь Светлана.
И все же жизнь продолжается. В роду Покрышкиных уже подрос Александр Четвертый — правнук великого летчика. На прадеда похож.
2930
Читайте нас у Facebook