ПОИСК
Історія сучасності

«Эмиля Кио считали миллионером, но когда он умер, пришлось продать автомобиль «Волга», чтобы на кладбище поставить памятник»

16:23 20 грудня 2010
Основатель всемирно известной цирковой династии умер на гастролях в Киеве 45 лет назад

- Когда я впервые увидел в цирке выступление моего отца Эмиля Кио, настолько расстроился, что выскочил на манеж и набросился на него с кулаками, — рассказал «ФАКТАМ» по телефону сын великого иллюзиониста Эмиль Кио.  — Мне тогда было года два. Поначалу очень обрадовался, когда на арене появились мои родители. Но вскоре папа стал «распиливать» маму, почему-то забравшуюся в ящик, из которого были видны лишь голова, руки и ноги. Я зарыдал и пошел на отца в атаку. Успокоился, только когда мама вышла из ящика живая и невредимая.

Идею взять псевдоним Кио подсказала неоновая реклама «Кино», в которой не горела буква «н»

 — На афишах вашего отца было напечатано: «Эмиль Кио и его 75 ассистентов», — обращаюсь к Эмилю Кио-младшему.

 — На самом деле было человек 30-40. А такое количество ассистентов на афише — это ради рекламы. Папа понимал ее значимость, поэтому города, в которых он выступал, были завешаны плакатами аттракциона. Выступления шли в переполненных залах. Один фокус следовал за другим. Отец говорил мне, что промежутки не должны быть более десяти секунд, иначе зритель начнет анализировать, в чем секрет. А это во время представления ни к чему. У него была любимая фраза: «Фокусы — дело несложное, их может показывать любой. Вся соль в том, как показывать». Отец создал то, что сейчас называют шоу — захватывающий красочный спектакль, в котором действительно участвовало много людей, в том числе клоуны. Некоторое время у него работали выдающиеся мастера клоунады Юрий Никулин и Михаил Шуйдин.

Одним из самых популярных был фокус, во время которого в клетке, где только что находилась привлекательная девушка, появлялся настоящий лев. Ну а трюк с левитацией — человек зависал над ареной в горизонтальном положении — неизменно награждали шквалом аплодисментов. Папа «продевал» через стекло штырь с лентой и даже «сжигал» одну из ассистенток. В его аттракционе было очень много трюков. Для их демонстрации привозили целую гору реквизита, который помещался в 315(!) ящиках.

РЕКЛАМА

На арене папа появлялся в идеально сидевшем на нем фраке, был элегантен, завораживал публику своим голосом с легкой хрипотцой.

- Эмиль Теодорович использовал гипноз?

РЕКЛАМА

 — Такие слухи ходили, но они не соответствуют действительности. Впрочем, в цирковой среде рассказывали о том, как один тбилисский таксист задал отцу вопрос о гипнозе, а папа заявил в ответ: «Вот подъедем к цирку, и вы с десятки дадите мне сдачу, как с сотни». И что вы думаете, шофер настолько в это поверил, что отсчитал сдачу, как со ста рублей.

- Псевдоним Кио появился с легкой руки знаменитого клоуна Бома…

РЕКЛАМА

 — Точнее, жены Бома. Эта история произошла очень давно, в годы гражданской войны. Папе еще и 20 лет не было. Их цирк выступал в Варшаве. Однажды знаменитый Бом, его супруга и мой отец возвращались с представления. Возле кинотеатра жена клоуна обратила внимание на то, что неоновая буква «н» в надписи «Кино» не горит. «Послушайте, это прекрасный псевдоним — Кио, — заявила она.  — Кратко, благозвучно и легко запоминается». Дело в том, что тогда у папы была фамилия Гиршфельд-Ренард, он выходец из немецко-еврейской семьи коммивояжера. Отец посчитал, что для сцены ему нужно другое имя. Кстати, потом он и в официальных документах записал себя как Эмиль Кио.

- Как получилось, что он стал фокусником?

 — Семья жила в Москве на Сретенке, недалеко от Театра миниатюр. Папа был его постоянным зрителем: надевал отцовское пальто и проходил мимо контролеров. Ведь посещать вечерние спектакли ученикам запрещалось. Однажды в театре поставили лубок: полотно с нарисованными человеческими органами, в каждом из которых имелось отверстие. Артисты просовывали в них головы и исполняли юмористические куплеты. Публике номер нравился. Но заболел актер, исполнявший роль печени, и на его место напросился мой папа — слова он знал назубок. Директор театра вскоре предложил ему войти в труппу. Предложение оказалось весьма кстати: семью постигло несчастье — умер мой дедушка, поэтому кому-то нужно было идти работать.
Во время гражданской войны театр, гастролировавший в Польше, пришлось закрыть из-за финансовых проблем. И тогда отец устроился в цирк. Начинал с кассира, затем стал конюхом, ухаживал за слонами, дорос до администратора. Труппе нужен был фокусник, и отец прошел в Берлине курс обучения мастерству иллюзии в школе, которая называлась «Адская академия».

- Он рассказывал, как познакомился с вашей мамой?

 — Мама осетинка, работала артисткой театра в Орджоникидзе. Будучи в этом городе на гастролях, отец пригласил маму к себе в программу. У них завязались отношения. Впрочем, совместная жизнь не сложилась — они развелись незадолго до войны.

- Ваша первая жена Элеонора Прохницкая в одном из интервью рассказала: после развода вы с мамой жили в одной квартире с новой семьей Кио…

 — Это правда — с жильем было туго. Мы с мамой занимали одну комнату, а папа с супругой Евгенией и моим сводным братом Игорем — две. Хотя все жили под одной крышей, у нас ничего общего с новой семьей отца не было. Евгения работала танцовщицей в цирковом балете в Москве. С отцом они познакомились и поженились во время войны, когда мы с мамой были в эвакуации.
Обязательно нужно сказать еще об одном члене семьи Кио — Марусе. Папа пригласил ее в свой дом в 1930-е. Марусе тогда было 15 лет. Она пришла в Москву, потому что родню раскулачили, отца расстреляли, отобрали все, вплоть до валенок. Замуж так и не вышла, посвятив себя нам: вначале помогала растить меня, затем — Игоря, потом — моих с братом детей. А как она готовила! Не хуже, чем в хороших ресторанах. Сейчас Марусе под 90, она живет в моем доме.

«Отец на свадьбу сына Игоря и Галины Брежневой не пошел, а я был на ней свидетелем»

- Как отец отнесся к роману вашего брата Игоря и дочери Леонида Брежнева Галины?

 — Публично он на эту тему не высказывался. Даже на их свадьбе не был. Леонид Брежнев тоже не приехал. А я был свидетелем. Брату исполнилось только 17, Галина старше его на 15 лет. Роман у них вспыхнул во время гастролей в Японии. Брежнева поехала туда как костюмер своего мужа — эквилибриста Евгения Милаева.

Игорь Кио (он умер в 2006 году) в одном из интервью рассказал, что Милаев его тогда предупредил: «Игорушка, Галина не лучше, чем другие бабы. Я тебе советую: когда видишь ее на одной стороне улицы, то перейди на другую». Но юный фокусник совету не внял. Хотя его брак с Брежневой продлился лишь несколько дней (милиция изъяла у супругов паспорта и вернула «чистые» без штампов), через 40 лет Игорь написал в своей книге: «Я и сегодня считаю Галину Леонидовну одной из самых замечательных женщин, которых знал в жизни».

Их роман длился несколько лет. А когда эта история закончилась, Кио-старший твердо заявил: «Игоря нужно женить». На гастролях в Архангельске в номере Кио работала юная Иоланта Ольховикова со своими говорящими попугаями. Эта девушка идеально подходила в жены Кио-младшему. Дело в том, что артисты цирка, подобно морякам дальнего плавания, по полгода не бывают дома, а это не на пользу семейным узам.

Впрочем, второй брак Игоря оказался непрочным, несмотря на то, что Иоланта родила ему дочь. У Кио-младшего появилась другая женщина. Однако Иоланта осталась в семье Кио: она вышла замуж за старшего брата — Эмиля.

 — Мне в жизни повезло трижды — я дважды развелся и один раз удачно женился, — говорит Эмиль Кио-младший.  — С Иолантой мы были знакомы с детства, ведь оба цирковые. У нас получилась отличная семья.

«В программе участвовал двойник Кио -его сводный брат Гарри»

- Ваш папа хотел, чтобы вы стали фокусником?

 — В школе мне легко давалась математика, и папа настоял, чтобы я поступил в Московский инженерно-строительный институт. Кстати, моя студенческая работа — проект площади в городе Рязани — была воплощена. Этот случай чуть ли не уникальный, ведь студенческие работы используют в деле крайне редко. Но по окончании вуза я проработал по специальности всего два месяца — потянуло в цирк. Некоторое время выступали втроем: папа и мы с Игорем. Кстати, перед тем как я начал работать, в программе участвовал сводный брат отца Гарри Федорович. Правда, он выходил на манеж инкогнито, ведь ему отводилась роль двойника моего отца.

Гарри был авиационным инженером и, видимо, не помышлял о карьере артиста. Однажды зашел с дочерью в цирк повидаться с братом. Увидев Гарри, один из ассистентов фокусника заявил: «Вас можно использовать в аттракционе — вы похожи на Кио!» Кстати, в своих номерах все члены династии использовали близнецов. «Гарри, как и Эмиль, чуть-чуть сутулился. Глаза, уши, форма головы, походка и голоса — как две капли воды. Правда, у Гарри была лысина и нижняя часть лица чуть полнее, чем у брата», — написал в своих воспоминаниях легендарный клоун Юрий Никулин.
Кстати, в этой книге он рассказал, что Кио зачастую устраивал репетиции по ночам — чтобы сохранить в тайне профессиональные секреты. Гарри долго уговаривали перейти в цирк, и он согласился. А чтобы сходство братьев было полным, пришлось пригласить гримера с киностудии «Мосфильм», который изготовил парик с той же прической, что и у Кио. Еще нужно было завуалировать складки под подбородком, подтянуть нос. Когда гример закончил, сразу трудно было разобрать, кто есть кто.

Началась цирковая карьера Гарри, приносившая ему, впрочем, мало радости. Ведь все время приходилось конспирироваться, чтобы в городе, где гастролировал их коллектив, никто не знал о двойнике. Гарри поселялся в гостиницах на окраине, на представления его возили в машине с зашторенными окнами. Как пишет Юрий Никулин, Кио выдавал брату карту города, где были отмечены улицы, по которым тот не имел права ходить! В одном из фокусов Эмиль садился в автомобиль и уезжал с арены. А через пару секунд появлялся с другой стороны арены Гарри. Публика была в невероятном восторге.

Со временем Кио придумал, как усилить конспирацию — двойник должен был носить приклеенные усы. Однажды из-за этого произошла трагикомическая история — Гарри угодил в милицию по подозрению в… шпионаже. Подъезжая на поезде к городу, он плохо приклеил ус. В такси стал расспрашивать водителя о руководстве местного авиационного завода, ведь в войну трудился на этом предприятии. Таксисту странный тип с явно бутафорскими усами показался подозрительным, вот он и привез его в участок. Никулин знал все эти злоключения, потому что Гарри с ним подружился. Он рассказывал, что хочет бросить цирк, но работал у брата до самой смерти. Кио пережил его на пять лет, скончался во время гастролей в Киеве. Сыновья тогда выступали вместе с ним.

 — Я до сих пор отчетливо помню тот вечер, — говорит Эмиль Кио-младший.  — Была пятница. Отработав представление, мы пошли в гостиницу при цирке. Папа лег спать, но вскоре встал, сказал, что ему плохо. Вызвали врача. Отцу сделали укол прямо в сердце. Не помогло.
Тело папы увезли в Москву. Игорь его сопровождал, а я остался, ведь билеты на Кио были распроданы. Мне пришлось отработать в субботу и воскресенье, но на похороны я успел.

Первая жена Эмиля Элеонора рассказала журналу «Караван историй»: «Кио-старший зарабатывал хорошие деньги, его считали миллионером, но все подчистую уходило на содержание большой семьи. Его второй жене постоянно требовалась «мишура», без которой она не могла обойтись: меха, бриллианты, бронза, французские духи… И когда Эмиль Теодорович умер, пришлось продать автомобиль «Волга», чтобы поставить на кладбище памятник — сберкнижка великого иллюзиониста оказалась пустой».

Кстати, Юрий Никулин вспоминал: «Жил Эмиль Теодорович на широкую ногу. Все деньги, а зарабатывал он много, тратил легко: одежду шил у самых дорогих портных, обедал в самых шикарных ресторанах, в гостиницах всегда занимал номера люкс. И поэтому порой за два-три дня до получки оказывался без денег».

После смерти Кио-старшего номер вместе с реквизитом достался младшему сыну Игорю. А старший сын Эмиль за три месяца создал в Киеве собственный аттракцион. Оба брата стали не менее популярны, чем их отец. В 1992 году Эмиль уехал на гастроли в Японию да так понравился местной публике, что проработал в Стране восходящего солнца 15 лет. После перенесенного инсульта он возглавил Союз цирковых деятелей России. А Игоря Кио уже четыре года нет в живых. Никто из их детей не продолжил цирковую династию. Номер Эмиля Кио-старшего — левитация — публика награждала шквалом аплодисментов


 

1780

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів